Общество
5.10
У настоящего учителя всегда «горят глаза»
5.10

Ольга Синицкая, учитель, директор школы, депутат о профессии, современной школе и системе образования

 

– Ольга Васильевна, как оцениваете начало учебного года в 43-ей школе? Какие ремонтные работы удалось провести к началу учебного года?

– В этом учебном году  в школе обучается 770 человек, 86 из них – первоклассники. Летом в школе была проведена большая работа по подготовке к новому учебному году: отремонтировали лестницу и коридор второго этажа, где заменили двенадцать окон, покрасили стены и потолки. Эти работы удалось провести на средства, предназначенные на выполнение муниципального задания. Благодаря субсидии на финансовое обеспечение расходов Северного округа из средств резервного фонда администрации города мы заменили окна в кабинете русского языка и в кабинете начальной школы. Помещение кухни и зона раздачи пищи также преобразились благодаря ремонту и замене технологического оборудования за счет привлеченных средств.


– Какие нововведения ждут учащихся в этом учебном году?

– В 2022 году планируется вернуть математику в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ, поэтому для получения аттестата выпускникам нужно будет сдать экзамен по русскому языку и экзамен по математике базового или профильного уровня. Глобальных изменений в структуре контрольных измерительных материалов в ГИА-11 в 2022 не планируется.

 

-А что ждёт девятиклассников?

-В прошлом 2020-2021 учебном году ребята сдавали только математику и русский язык. Сейчас экзамен возвращается к стандартному формату: два обязательных экзамена и два по выбору учащихся.

Из нововведений можно отметить и то, что согласно новым рекомендациям Министерства просвещения и Рособрнадзора, учителям не советуют проводить контрольные работы по отдельному предмету чаще одного раза в две с половиной недели. Кроме того, проверка знаний не должна занимать более 10% от всего объема времени, которое отводится на изучение предмета в учебном году. Контрольные и проверочные работы не рекомендовано проводить на первом и последнем уроках, за исключением предметов, которые изучают раз в неделю.

Любопытно, что преподавать финансовую грамотность в российских школах начнут с 1 сентября 2022 года, однако эти знания школьники смогут получить уже в нынешнем году. Так в нашей школе  с 1 сентября началось  преподавание учебного курса  «Финансовая грамотность» в 5-7 классах. Дети узнают о безопасном поведении в интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также научат анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Ребят научат оценивать риски предпринимательской деятельности, распознавать недобросовестные практики финансовых организаций и различные виды финансового мошенничества, а также рассчитывать цены товаров, стоимость покупок и услуг.

 

– Расскажите о той воспитательной работе, которая уже ведется в стенах образовательного учреждения?

– Воспитательная работа в школе строится в соответствии с Программой воспитания, которая состоит из нескольких модулей: «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство и наставничество», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования», «Школьный урок», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Волонтерство», «Детские общественные объединения»,  «Самоуправление»,  «Школьные и социальные медиа», «Профориентация»,  «Организация предметно-эстетической среды», «Работа с родителями»,  «Профилактика негативных явлений». Наша школа с 2019 года является oпытно-экспериментальной площадкой  Института стратегии развития образования Российской Академии образования по теме «Апробация примерной программы воспитания».

Мы поддерживаем традиции, такие, как праздник подведения итогов учебного года «За честь школы», Гражданский марш Победы, конкурс чтецов «Край мой северный»  и др. Реализуем  интересные проекты, в том числе, международные. Так в июне этого года проект «Мир, открытый для всех» по пропаганде межнационального согласия и толерантности в молодежной среде, поддержке международного молодежного сотрудничества через обмен опытом успешной социализации детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, развитие волонтерского движения был представлен на международной конференции городов-побратимов России и Германии в Калуге.

 

– На ваш взгляд, с какими вызовами сталкивается современная школа, какой она должна быть?

– Я назову некоторые из них. Прежде всего, это создание комфортных и безопасных условий для учащихся. Конечно, у нас в школе есть и новая пожарная сигнализация, и система видеонаблюдения, отремонтированы многие учебные кабинеты и общественные школьные пространства. Но нашей школе 55 лет. Здание ветшает, изнашиваются коммуникации. Остается много не  решенных вопросов и появляются новые.  Так на замену ветхих окон только по нашей школе необходимо более трех миллионов рублей. А новые окна  – это не только эстетика и сохранение тепла. Сейчас в условиях распространения коронавирусной инфекции – это, прежде всего, возможность качественно и безопасно проветривать помещения без опасений, что окна откроются и не закроются, или выпадет стекло. Директор любой школы назовет целый список нерешенных проблем. Решение этих вопросов  требует больших финансовых вложений, и бюджет города не в состоянии их  это решить. Поэтому необходима федеральная программа по ремонту и оснащению образовательных учреждений, созданию безопасных условий для участников образовательного процесса.

Еще одним вызовом является обилие информации. Ее так много, что необходимым  навыком становится умение ориентироваться в ней, классифицировать, анализировать. Нужно развивать цифровые навыки на всех уровнях образования. Это требует нового современного оборудования.

Также важно научить школьников выстраивать коммуникации, понимать навыки проектной работы, обладать предпринимательскими компетенциями в широком смысле. Распространение самозанятости может привести к тому, что предпринимательские компетенции к 2025 году будут необходимы большинству населения. Именно поэтому в  обязательную часть учебного плана школы и вводится предмет «Финансовая грамотность», о чем я говорила ранее.

Еще одна серьезнейшая проблема, на которую необходимо обратить внимание. Учителя-стажисты  уходят на пенсию. И замены им в полном объеме, к сожалению, нет. Эта проблема общая для школ города Архангельска. Катастрофически не хватает учителей русского языка, математики, физики, иностранного языка и других дисциплин. Реализуемая модель целевых договоров, на мой взгляд, лишь частично может улучшить ситуацию. Уровень обязанностей, возложенных на педагога, и ответственности педагогических работников не  соответствуют статусу педагога в обществе и, как следствие, уровню оплаты труда учителя. Если в отремонтированную, модернизированную, оснащенную школу не придет учитель: грамотный, мотивированный, интересный для учеников, мы не сможем решить задачи, поставленные перед системой образования.

 

– Расскажите о последних успехах учащихся и педагогов вашей школы, которыми можно гордиться.

– Мы очень гордится нашими выпускниками. В этом году 71% выпускников школы поступили в ВУЗы на бюджетные места. Золотую федеральную медаль «За особые успехи в учении» получили в 2021 году четыре человека: Егор Ульяновский, Екатерина Шошина, Наталья Ахременко и Ольга Новикова.

Педагоги не только достойно готовят ребят в рамках образовательного процесса, но и активно участвуют в методической работе города, конкурсах различного уровня. Так  заместитель директора по воспитательной работе Ирина Штаничева стала  победителем окружного этапа конкурса «Женщина года-2020» в номинации «Женщина – хранительница северных традиций», учитель физической культуры Светлана Колодрубская и учитель начальных классов Светлана Филина стали победителями Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в  номинации «Занятие для школьников, приуроченное к году науки и технологий», учитель английского языка Людмила Якубенко – призер конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Архангельская область».

Мы гордимся тем, что наше образовательное учреждение входит в ТОП-29 динамично развивающихся школ региона. Рейтинг определяется по почти полутору десятку параметров, по которым оценивается эффективность работы администрации и педагогического  коллектива школы. Его ценность в том, что при его составлении пользуются многофакторным подходом и различными критериями, позволяющими получить объективную картину сферы регионального общего образования.

Наша школа активно делится опытом своей работы:  является демонстрационной площадкой системы образования Архангельска по направлениям: «Развитие волонтерской деятельности в образовательной организации как фактор эффективной социализации школьников» и «Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации».

 

– Какова доля молодых педагогов в вашем образовательном учреждении, идут ли молодые специалисты работать в школу, какие дисциплины они преподают? Есть ли педагоги-мужчины?

–  Средний возраст педагогического коллектива школы  - 46 лет. Доля молодых педагогов, работающих менее 3-х  лет,   - 7%. Это немного. В  новом учебном году в школе начали работу два новых учителя. Радует, что это мужчины: учитель математики и учитель технологии. В учительском коллективе вместе с новыми коллегами теперь работают пять педагогов-мужчин. Конечно, хотелось бы, чтобы  молодых педагогов и  педагогов – мужчин  было больше.

 

– В новой «ковидной» реальности как выстраивается внеучебная деятельность в школе?

– Роспотребнадзор продлил меры ограничений в школах в связи с распространением коронавирусной инфекции до 2022 года. За каждым классом по-прежнему закреплен свой кабинет, проводится проветривание и рециркуляция воздуха, термометрия, созданы условия для обработки рук, помещения обрабатываются с дезинфицирующими средствами. Составляется ступенчатое расписание занятий и посещения столовой с целью минимизации  контактов детей. Все рекомендации СанПиН, которые существуют на данный момент, соблюдаются. Обучение в дистанционном формате для конкретного класса используется при выявлении в классе заболевшего коронавирусной инфекцией.  Внеурочные мероприятия проводятся, но только для одного класса. Проводятся и  экскурсии, и походы с соблюдением ограничений.

Мы понимаем, что, к сожалению, заболевшие будут, но наша задача принять максимально возможные меры для того, чтобы минимизировать  возможность распространения инфекции. Среди работников школы  вакцинацию прошли около 90% работников. Вакцинация отложена у тех, кто имеет медицинские противопоказания.

 

– Как решаете вопрос с мобильными телефонами и прочими гаджетами?

– Порядок использования учащимися телефонов и других гаджетов определяется локальными актами школы, в соответствии с которыми, например, в нашей школе,   использование их во время учебного процесса разрешается, если учитель запланировал их использование на уроке. В других случаях ведение фото (аудо-, видео-) съемки использование телефонов и других гаджетов в качестве калькулятора или записной книжки не рекомендуется.

 

– Учителя достаточно свободны в высказывании своих мнений, участии в каких-то акциях, они пишут статьи, подписывают открытые письма, вы им в этом как-то препятствуете?

– Учитель имеет те же права, что и любой другой гражданин нашей страны. Но в силу требований к личности учителя он должен соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. В соответствии с Положением о нормах профессиональной этики педагогическим работникам рекомендовано воздерживаться от размещения в сети, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий им вред.

 

– Как вы относитесь к рынку коммерческого образования в городе, появлению частных школ?

– Считаю, что у родителей и детей должен быть выбор возможностей и форм получения образования. Лично я с осторожностью отношусь к коммерческому онлайн-обучению. Считаю, что для такой формы обучения необходимы самостоятельность и  осознанность. А это противоположно тому, как и для кого онлайн-обучение позиционируется.

Ученику, в большинстве случаев, необходимо сопровождение куратора (учителя или родителя). Он еще не умеет управлять своей мотивацией, ресурсом, планировать время, ставить цели.

 

– Ольга Васильевна, расскажите о себе, с чего начался ваш путь в профессию?

– Я закончила Каргопольское педучилище и поступила очно на исторический факультет  ПГУ им. Ломоносова. Свою трудовую деятельность после института  я начала в школе №4 Онеги, продолжила в архангельской школе №51, где работала учителем, а затем в  школе № 68 заместителем директора по воспитательной работе. С 2006 года работаю  в должности директора в школе №43 и 26 августа в моей трудовой биографии был 15-летний юбилей работы в 43-й школе.

 

– 5 октября в России отмечается День учителя. Хочется вспомнить фильм «Доживем до понедельника»: герой Тихонова и есть учитель с большой буквы? Кто учитель с большой буквы, на ваш взгляд? Горящие глаза у преподавателей – как это сохранить и поддержать?

–Конечно, у настоящего учителя «горят глаза». Работа учителя – постоянный поиск и саморазвитие. Ведь находясь на одном месте, даже прекрасно разбираясь в предмете, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно. Любимые учителя были у каждого. И отчасти они влияли и на восприятие мира и окружающей действительности,  и на выбор профессии. Я свой профессиональный  выбор тоже сделала  благодаря примеру моих педагогов,  настоящих профессионалов своего дела. Но работа учителя – это не только радость и позитив. Нужно уметь проявлять и делать это правильно и строгость, и требовательность, умение критиковать и принимать критику. Это тяжелый  и очень ответственный  труд!

В преддверии Дня учителя  я хочу пожелать своим коллегам, чтобы изменения, которые постоянно сопровождают работу учителя действительно создавали новые возможности для свободы творчества в профессии,  поиска интересных форм реализации профессионального мастерства, избавили от ненужной отчетности. Я хочу пожелать, что бы педагоги гордились тем, что они работают в школе!

#
по теме