Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Ангелы жизни среди нас

08.06.2022 12:43
У социального работника должен быть внутренний стержень, на который опирается подопечный.
 
 Об этой удивительной женщине, социальном работнике Архангельского комплексного центра социального обслуживания, можно сказать, только одно: «Ангел жизни!» Вот кто поистине возвращает людей к настоящей социальной жизни, так это они – социальные работники. Алла Борисовна Челнокова уже десять лет занимается с людьми, которым требуется ее помощь – иначе никак. В нашем интервью она рассказала о своей непростой, но интересной работе – всякий раз вдыхать жизнь в своих подопечных на протяжении стольких лет.


–Алла Борисовна, помните свой первый рабочий день в должности социального работника?

– Сначала и не знала, с чего начать, как подходить к бабушкам, как к ним зайти, как и о чем разговаривать, а сейчас – спокойно. Люди ждут внимания – и это помогает.

– А в детстве вы кем хотели стать? Однозначно, люди, которые приходят в такую профессию, с геном «помощника». Случайных людей среди социальных работников точно не бывает, потому что такую «нагрузку» может выдержать только любящий людей и дело, которым занимается.

– Согласна, в нашей профессии – случайные люди надолго и не задерживаются: такие сразу уходят. В детстве – я много кем хотела стать, но, думаю, что какую-то определяющую роль в этом плане сыграли мои летние поездки, будучи ребенком, в деревню к бабушке. Мне нравилось еще в те малолетние годы общаться с пожилыми людьми. К бабушке в гости приходили ее подруги – и мне было очень комфортно с ними. А вообще я по образованию технический специалист, но так звезды расположились, что сменила профессию – и нисколько об этом не жалею. Как выяснилось, люблю общаться с людьми.

– Сложно было «переключаться» в новый род деятельности? Ведь специфика совершенно иная...

– Думаю, в первое время моего становления в новой должности повезло именно с подопечными – достойные люди были! С ними было интересно общаться: у каждого свои взгляды на жизнь, свое прошлое, свои профессии, своя судьба... Дело в том, что подопечные, как правило, общительные люди и рассказывают о своем жизненном опыте с удовольствием. Из их рассказов можно что-то и для себя интересное почерпнуть. Встречи с такими людьми - полноценные уроки жизни!

– Среди ваших подопечных – только люди пожилого возраста?

– Не обязательно. Среди подопечных есть и молодые люди, которые, к примеру, несколько лет пролежали в одной из специализированных больниц. Образно, они попали в больницу при одном президенте, а выписались – при другом. И к нам, социальным работникам, таких людей, которым необходима помощь в социализации, «прикрепляют». И, когда они уже самостоятельно начинают себя обслуживать, мы их потом только «проверяем»-навещаем, чтобы убедиться, что у них все в порядке. Есть и такие, кто, условно говоря, попадает на «дно жизни» и не знает, как потом из этого выбраться. И мы их вытаскиваем оттуда: ставим на ноги, чтобы они вернулись к нормальной социальной жизни. И, как правило, если человек сам горит таким желанием, то еще и с нашей поддержкой – у него это, действительно, получается.

– То есть вы, социальные работники, как спасатели душ человеческих выступаете?

– Если так можно говорить, то да. Мы юридические вопросы, правда, не решаем, но помогаем нашим подопечным словом, советом. Направляем их. То есть для какого-то, может, и наставниками становимся. Потому что с некоторыми подопечными мы ведь на протяжении длительного времени (от пяти лет и больше) вместе.

– А расскажите, как проходит ваш рабочий день? Если у вас какой-то график посещения ваших подопечных?

– Да у нас рабочий день с 9 до 17 часов. И, действительно, некоторые подопечные, в частности, бабушки просят, чтобы к ним приходили в определенное время, чтобы они уже проснулись-причесались-привели себя в порядок-в магазин сходили. Так моя пожилая подопечная просит, чтобы я к ней к 8.30 приходила, поэтому мой рабочий день начинается раньше. У кого-то из коллег подопечные бабушки позже просыпаются и просят в 9 часов утра к ним приходить... То есть к пожеланиям наших подопечных прислушиваемся и договариваемся уже исходя из возможностей. А так у меня подопечных на настоящее время – человек восемь. У кого-то из коллег – даже чуть больше. Но это оптимальное количество для полноценной качественной работы с ними. Например, в понедельник мне надо к 7 подопечных сходить домой. Конечно, подопечных к нам прикрепляют на основании уже нашего адреса проживания, чтобы мы не тратили много времени на переезды к ним. Как правило, принцип распределения подопечных – по территориальным округам. Среди подопечным есть и такие, кому требуется помощь в самообслуживании – нужно сходить в магазин: к таким мы приходим 2 раза в неделю или чаще. Поэтому о какой-то четкой нормированности рабочего дня говорить сложно. Например, лежачие подопечные тоже просят пораньше с утра к ним приходить, чтобы они успели поменять памперс и привести себя в порядок... Словом, у каждого свои ситуации, но стараемся идти навстречу нашим подопечным.

– Все же большее число обслуживаемых людей пожилого возраста?

– Да. Средний возраст моего подопечного от 44 до 85 лет.

– Как относитесь к профессиональному празднику День социального работника, который ежегодного отмечается в нашей стране 8 июня?

– Это замечательно, что в календаре праздничных дней ввели и День социального работника. Во-первых, это статус самой профессии поднимает. Во-вторых, понимание ценности сотрудника такой профессии появилось у людей. В-третьих, приятно, когда ты приходишь к подопечным в этот день и они тебя поздравляют.

Рассказывают, как они рады, что с ними работают такие люди. Это, конечно, добавляет хорошего настроения и понимания, что ты все делаешь правильно, что ты на своем месте.

– А есть ли в вашей 10-летней практике случай, когда вы, человека со дна «подняли» и вернули к нормальной социальной жизни?

– Да, есть такой случай. Этот подопечный много лет назад был достойным человеком – занимал хорошую должность, но что-то у него пошло не так. Лишился работы, семьи, начал уходить в частые запои и долги – в общем стремительно и верно катился вниз по социальной лестнице. И потом даже надолго попал в больницу, откуда уже выписался абсолютно потерянным человеком. Но в нем остался стержень... Когда меня за ним закрепили он мне сказал: «Я готов меняться, готов закрыть все свои долги – и даже жить на хлебе и чае какой-то период!». И все мы стали с ним работать: он написал согласие, что погасит все долги. Стал работать – выплатил все долги. Потом подкопил денег, чтобы сделать ремонт в своем месте проживания. Мы, социальные работники, помогли ему сделать ремонт по бюджетным расценкам. И в настоящее время он живет нормальной социальной жизнью: платит за квартиру, долгов нет, не пьянствует. Начал даже снова рисовать... Он окончил детскую художественную школу. И вот на протяжении девяти лет он является моим подопечным. Но он, конечно, сам большой молодец – у него было жажда изменить свою жизнь к лучшему, но не знал с чего начать, за что «зацепиться». Я ему дала своеобразную удочку, чтобы он понял, что он в состоянии своей жизнью управлять сам. И в настоящее время он, действительно, живет замечательно: ремонт себе сделал, новую технику купил, питается хорошо. И соседи – довольны! Но у меня был и другой случай – аналогичная примерная ситуация как у этого мужчины, но женщина сказала мне, что она не хочет реабилитироваться к социальной жизни – ее все устраивает. Ну силой тут никого не заставишь – особенно, когда человек сам не хочет!

– А кто такой социальный работник для вас?

– Это, конечно, в первую очередь, помощник как для самого человека, нуждающегося в такой помощи, так и для членов его семьи. К тому же есть и лежачие подопечные, и чтобы члены семьи, которые трудоспособные, не теряли своей работы в период ухаживания за родственником, мы эту функцию берем на себя. И морально их таким образом разгружаем: тяжело находиться с лежачим человеком все время.

– Алла Борисовна, тем не менее, несмотря на очевидные сложности в работе – вы ее любите?

– Да! Особенно еще, когда удается вернуть человека к жизни, получаешь такое удовлетворение и вдохновение от работы – не передать словами. Понимаешь, значимость работы для социума. Понимаешь, какую моральную помощь родным подопечного оказываешь. Как правило, сами подопечные и их родные тебя встречают, конечно, как уже члена семьи – с теплом. Но я им стараюсь напомнить, что все-таки моя функция – их социализировать на ту максимальную возможность, на которую они способны. Или показать им эти возможности в них самих. Но самый непростой период в работе, когда твои подопечные бабушки уходят из жизни. И стараешься их в этот период «ухода» поддержать. У меня была одна бабушка, которая, как к ней не приду, все за руки меня держала – прощалась со мной. И все-таки очередное такое прощание и стало последним.

– Как «отпускаете» подопечных: тяжело переживаете их уход из жизни?

– Откровенно говоря, тяжело. Потому что за долгое время работы с ними – все равно привыкаешь. И бывает, что по привычке бежишь в сторону их адреса, а потом вспоминаешь, что человек уже умер...

– Какими качествами должен обладать человек такой благородной профессии – социальный работник?

– Действительно, эта профессия подходит определенному складу людей. И у нас все социальные работники – такие: контактные, добросердечные, светлые, активные. Эта какая-то своя каста людей – и, вы знаете, их даже видно. Помню, когда пришла трудоустраиваться на работу, мне надо было подождать определенное время на улице – и увидела молодых улыбающихся и общительных девушек – подошли ко мне и стали со мной непринужденно разговаривать... Подумала, наверное, это соцработники – так и оказалось! Но добавлю, что социальный работник обязательно должен быть со стержнем, иначе «опереться» на него подопечному будет невозможно. Да и подопечные разные попадаются – могут и проверять тебя на выдержку, стойкость, характер, поэтому социальный работник должен уметь продемонстрировать свою значимость, авторитетность в какой-то степени. Словом, характер должен быть!