Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Пространство культурных смыслов

03.08.2022 11:49
Фестиваль «Белый июнь» пользуется большим успехом у горожан и гостей Архангельска. В этом году его посетило свыше 37 тысяч человек

Директор Поморской филармонии Василий Ларионов в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал об итогах третьего фестиваля «Белый июнь» и поделился планами на новый творческий сезон.


Мы растем!

– Василий Сергеевич, с успехом прошел уже третий фестиваль «Белый июнь». В чем отличие этого года от предыдущих?

– Да, фестиваль прошел третий раз. В 2020 и 2021 году, несмотря на коронавирус и отмену подобных мероприятий, мы его все равно проводили, и это было во многом благодаря поддержке со стороны власти. Нам сказали: «Фестиваль – делаем!», и мы его делали, несмотря на определенные ограничения. В этом году таких серьезных ограничительных мер уже не было, и это позволило значительно расширить формат фестиваля. За три года он количественно вырос и качественно изменился. Мы сейчас подвели итоги. Самое главное – мы очень сильно растем. Если в первый год гостей и участников было 250 человек, то во второй – уже 515 человек, а в этом году – 600! Мероприятий в программе самых разных: встреч, мастер-классов, лекций, презентаций – на первом фестивале было 80, на втором – 310, в этом году – 490. Если на первом фестивале мы делали все в течение трех дней, то с прошлого года у нас уже два фестивальных уик-энда – в последние выходные июня мероприятия фестиваля приурочены ко Дню города Архангельска, и затем они продолжаются в первые июльские выходные. Уже сформировалось такое разделение: первые выходные – это книжная и музыкальная часть, а вторые выходные – это арт, ремесла, дизайн, кулинария, креативные индустрии.

Мы растем и по направлениям. Начинали как книжно-музыкальный фестиваль. Сейчас это и книжный, и музыкальный, и кинофестиваль, и гастрономический, и в целом праздник креативных индустрий. И мы очень счастливы, что фестиваль пользуется большим успехом у горожан и гостей Архангельска. В этом году его посетило свыше 37 тыс. человек. И в следующем году мы ставим задачу эти показатели значительно увеличить.

 

Очень личная история

– А как появилась сама идея, все-таки книжная индустрия – это не профильное дело для филармонии?

– Это на самом деле очень личная история. Я очень люблю книги, очень люблю чтение и музыку. И в какой-то момент мы с коллегами и с друзьями и с Михаилом Фаустовым, который организует книжные фестивали в России, обсуждали, что в Архангельске такого мероприятия не хватает и что должен обязательно быть такой фестиваль. Это очень классная атмосфера, обстановка концентрированного счастья. Мы мечтали об этом с 2013 года. И когда я пришел в филармонию, обстоятельства сложились так, что через пару лет, после того как идея была озвучена, она нашла поддержку. В то же время у нас всегда была мечта дополнить музыку Дня города, открыть новые форматы и сделать музыкальный опен-эйр. Поэтому фестиваль изначально вышел за рамки чисто книжного мероприятия.

 

Культ книги

– А у вас большая библиотека?

– Да, у меня достаточно большая библиотека. У родителей тоже большая. И я каждый месяц стараюсь покупать новые книги, и библиотека постоянно растет. Главная проблема – не все успеваешь читать – полка прочитанных и непрочитанных книг примерно одинаковая.

– Многие именно на фестивале делают достаточно серьезные покупки, приобретая книги.

– Для меня это на самом деле самая большая радость и самое большое признание фестиваля. Многие мне рассказывают, что ждут фестиваль несколько месяцев. Начинают откладывать деньги. Ну, мы придем, немного купим, а потом – как в тумане – все издержали на книги.

 

Будем делать вкуснее

– Сама идея фуд-феста не нова, на Дне города такие мероприятия присутствовали в праздничной программе. Вы решили ее забрать себе?

– Тут надо разделять собственно выездную торговлю и гастрономический фестиваль. Это все-таки разные форматы. Фестиваль «Еда поморская и заморская», который мы провели в этом году в первый раз, включал дегустации, мастер-классы, общение и такую «химию» между продавцом – поваром и покупателем – клиентом. Но первый наш опыт показал, что это, пожалуй, самое проблемное направление. Мы понимаем, что его надо развивать, но при этом формат нужно изменять. Есть интерес и у рестораторов, и у посетителей, но нужно много чего еще улучшать. Можно сделать лучше, интереснее, вкуснее. И мы в следующем году это направление планируем расширять.

 

Петровский парк для «Белого июня»

– Традиционная площадка проведения «Белого июня» – Петровский парк. Уже озвучены планы по его реконструкции. Фестиваль в них вписан, у вас есть свое видение нового облика парка?

– Да, мы туда вписываемся. Уже прошло первое большое совещание по концепции благоустройства парка. И мы очень просили коллег учесть наши интересы. И было заявлено, что реконструкцию парка будут проводить с учетом фестиваля «Белый июнь», потому что он становится, по сути, главным событием лета в Архангельске, горожане и гости столицы Поморья его полюбили, поэтому инфраструктуру парка нужно модернизировать. И я очень надеюсь, что этот проект будет реализован синхронно и параллельно. То есть работы, которые понятно, что должны проводиться в летний период, не помешают проведению фестиваля. Будем как-то искать выход: добавим другие локации, возможно, это будет Красная пристань, возможно – площадь у администрации Архангельска, если не сможем задействовать весь Петровский парк.

 

Места силы города

– Если говорить про новые городские пространства, имеется ввиду благоустроенные территории, то наполняются ли они новым культурным содержанием, становятся ли зонами притяжения новых активностей?

– Однозначно эта тенденция налицо. В последние годы просто взрывной рост числа таких мест в Архангельске, которые уже появились, многие в процессе обустройства, а иные объекты анонсированы. Я с нетерпением жду появления нового променада на набережной от улицы Поморская до Северного морского музея, с огромным интересом слежу за ходом создания нового креативного кластера на пивзаводе Суркова. Это будут такие места силы, места притяжения для горожан – совершенно точно. А те территории которые уже благоустроены, наполняются людьми, смыслами, идеями, и это делает, конечно, жизнь горожан комфортнее. За последнее время этого стало гораздо больше, чему я не могу не радоваться.


Культурная синергия

– Сейчас начинается масштабная реконструкция библиотеки им. Добролюбова, Кирха – концертный зал Поморской филармонии – в лесах, уже упомянутый пивзавод – работы ведутся. Возможно ли появление такого нового креативного пространства в Архангельске, которое объединит и бизнес, и государственные учреждения культуры, образования, создаст новый культурный центр города?

– На мой взгляд, такая синергия является обязательным условием, и кумулятивный эффект может появиться только на стыке интересных направлений и институций. Например, пивзавод – креативный кластер – и библиотека им. Добролюбова расположены рядом, они обречены на взаимодействие, они должны дополнять друг друга смыслами. Я вообще считаю, что весь этот квартал – Немецкая слобода, от Кирхи до улицы Садовой, может получить новую жизнь, расширить поле смыслов, и мы в этом готовы участвовать. Открою небольшую тайну: в рамках проекта реставрации Кирхи мы планируем благоустройство территории вдоль улицы Карла Маркса от набережной до Троицкого проспекта. Кстати, гимназия № 6 тоже встает на ремонт. А у Кирхи в ноябре снимут леса, будет обновленный фасад, дальше мы начинаем делать архитектурную подсветку, конечно же, нужно, чтобы прилегающая территория соответствовала.

 

Крыша будет зеленой

– А какая кровля будет у Кирхи?

– Зеленая. Было два варианта – зеленая или красная, оба исторически имеют право быть. Выбран тот, который был по состоянию на 1908 год, долго спорили историки, реставраторы, решили, что она будет зеленой.

– Как вообще проходит реставрация? Не затянется ли она?

– Решение о проведении работ приняли быстро. Ситуация была очень тревожной. Когда провели обследование, выяснилось, что
80 % кладки отслаивается. Из-за того, что при ремонте в 1980-е годы использовали неправильный раствор, с гипсом, что в нашем влажном климате оказалось очень опасным. Поэтому сначала появилось предложение о проведении противоаварийных работ, из которого логично вытекала идея капитальной реставрации – ведь 35 лет ничего не делалось. Когда сняли все слои штукатурки, выяснилось что белый камень, из которого сделана кладка, частично требует замены. Это технически непросто, но соответствующее проектное решение было предложено. Примерно четверть камня будет обновлена, привозят из карьера в Рязанской области аналогичный по составу. Решение о реставрации было принято быстро и, главное, деньги были выделены тоже очень быстро, сначала на проектные работы, затем на реставрацию. К ноябрю должны закончить.

– То есть открытие сезона пройдет чуть позже?

– Нет, как обычно. Тут важный принципиальный момент – зал мы не закрывали, он продолжает работать. Это, конечно, очень сложный процесс синхронизации строительных работ с выступлениями и репетициями. Очень было непросто совместить требования реставраторов и артистов, но мы справились.

 

Филармония –это музыка вообще

– Филармонию обычно воспринимают исключительно как музыкальное учреждение. Но само название – любовь к гармонии, а гармония, она не только в музыке. Как вы считаете, мы идем к полифункциональности учреждений культуры?

– Идем. Мы изначально поняли, что филармония – это не только про классическую музыку, это про музыку вообще. Ведь это как в библиотеке, где были бы только детективы. Музыка огромна и всеобъемлюща. И мы решили, что это про музыку, и позиционируем себя как музыкальное сердце Архангельской области, которое поддерживает, конечно, в первую очередь классическую академическую музыку, поскольку в нашем штате именно классические музыканты. Но мы на своих площадках делаем концерты и джаза, фолка, инструментальной, рок-музыки, кроссоверы на стыке жанров, музыкально-литературные, музыкально-театральные, музыкально-художественные постановки. И при этом мы не только замыкаемся в рамках своих залов, мы поддерживаем другие площадки, направления, фестивали. Нас поддерживает государство, мы поддерживаем самостоятельные творческие инициативы. Наша команда действительно полифункциональна. Есть большой штат артистов, но есть и штат менеджеров, управленцев, который занимается проектной деятельностью, организационной работой.

 

Инструменты культуры

– Тема менеджмента в культуре сегодня актуальна? Востребованы эти виды деятельности?

– Однозначно это нужно. Скажем так, управление в сфере культуры, управление социокультурными проектами – это новое и крайне востребованное направление в менеджменте. И оно очень нужное. Во-первых, творческие люди – это особый склад человека, который чаще всего находится выше любых условностей. А условности все равно имеют место. Любое новое культурное явление – это чаще всего проект, он имеет начало, конец, бюджет и ряд формальных характеристик и требований, законодательных, финансовых, маркетинговых, которые, безусловно, должны быть выполнены. Это инструментарий управленца. И грамотных управленцев в сфере культуры у нас становится больше, чему я очень рад. Приходит очень много молодых ребят, причем не только в государственные и муниципальные учреждения, но и в различные творческие некоммерческие объединения. Они реализуют свои проекты, получают гранты, они растут. Это замечательно!

 

Доступ для всех

– Сфера культуры неразрывно связана с общим уровнем культуры общества. Порой слышны весьма критические оценки на этот счет…

– Я в этом смысле больше оптимист. Я вижу ситуацию изнутри, я вижу зрителей концертов, посетителей фестивалей, тех, кто участвует в различных проектах. Да, часто это одни и те же люди, да, их количество ограничено. Известно, что и в России, и в мире театр посещает не больше 10 %, филармонии, наверное, еще меньше. Но это самые активные люди, те, кто, как сейчас принято говорить, формируют повестку, создают смыслы, являются неравнодушным меньшинством, которое стимулирует развитие общества. Нет задачи приобщить всех к культуре, есть задача обеспечить доступ всем желающим.

 

Сильные корни

– Архангельск – традиционная культурная столица Русского Севера. Мы сохраняем этот статус?

– Да, и для этого у нас есть все необходимое. Во-первых, это традиции: сильные корни исконно русской культуры на Севере, это сильнейшее направление, связанное с современной музыкальной культурой – джаз, рок, это большой потенциал книжной культуры, это театры. Поэтому Архангельск – это, безусловно, культурная столица Русского Севера и вообще Арктики. Это нужно всегда использовать и позиционировать город именно так.

 

Открытый миру

– Архангельск – город портовый и европейский, открытый миру. Сейчас в силу понятных причин ситуация меняется, так скажем, закрывается от нас Европа, и не по нашей инициативе. Ощущается ли эта тенденция уже сегодня?

– Скажу честно, мы чувствуем грозовые раскаты. Это, наверное, придет, и многое поменяется. Тот же фестиваль «Белый июнь» мы планировали как международный, посвященный юбилею – 350-летию Петра Великого, с участием представителей Великобритании, Нидерландов, Германии – тех стран, которые очень значимы для петровской эпохи. В силу понятных причин фестиваль получился российским, но ничуть не стал хуже, а во многом – интереснее, направленным на внутренние смыслы. По-моему, это оказалось актуальным и востребованным.

 

Накануне сезона

– Что нас ждет в новом творческом сезоне?

– Традиционно сезон откроется 1 октября. Он у нас юбилейный – 85 лет Архангельской области и 85 лет Поморской филармонии. Мы спланировали все мероприятия до июня 2023 года. Так не было никогда, но юбилейный сезон обязывает. Мы очень рассчитываем, что к 1 октября у нас будет новый концертный рояль «Стейнвей», который по нашему заказу делают в Гамбурге, это индивидуальная работа, каждый инструмент уникальный и ни один не повторяется. Очень ждем, что он к нам приедет. 1 октября откроем одновременно творческий сезон и Международные дни музыки. В ноябре завершится реставрация Кирхи. Запланированы все традиционные мероприятия: будет Органный фестиваль, Рождественский фестиваль, Пасхальный фестиваль и, конечно, «Белый
июнь – 2023». И множество проектов, которые создали камерный оркестр, у которого своя насыщенная творческая программа и артисты филармонии. Мы, возможно, даже не сможем принять какого-нибудь артиста, который захочет приехать к нам в течение года. По крайней мере, будем оценивать уровень.

– Пушкинская карта у вас работает?

– Работает, и мы сами очень активно работаем по ней. Входим в тройку организаций региона по количеству посещений и по объемам средств, привлеченных по этому проекту. Считаю его очень удачным. Многие программы мы специально сделали и адаптировали именно под Пушкинскую карту. Как известно проект продлен до конца 2022 года, очень рассчитываем на то, что он будет работать и в следующем году. Приобщение молодого поколения к сокровищам культуры – это приоритетная
задача.