Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Классный папа

01.09.2022 14:43

Учитель начальных классов Дмитрий Цаплин: «Самое главное – любить свою новую маленькую семью»

Мужчина-педагог в начальной школе — редкий экземпляр: в России таких всего один процент. О том, каково это – быть «вторым папой» для трех десятков детей, нам рассказал учитель начальных классов школы № 2 Дмитрий Цаплин.

Нетипичный представитель профессии в системе образования совсем недавно. В прошлом году Дмитрий Николаевич окончил Котласский педагогический колледж им. А. М. Меркушева и переехал в Архангельск. Молодого специалиста мы застали в стенах его кабинета – в заботах о подготовке к 1 Сентября.

– Дмитрий Николаевич, расскажите, как вы пришли в профессию? Почему именно на нее пал выбор?

– Уже лет с девяти я точно знал, что буду педагогом. В первую очередь на это повлиял мой первый учитель, который сформировал образ педагога как важного человека, который дает знания детям.

К тому же в сфере образования работала моя мама – около 10 лет была младшим воспитателем в детском саду. И она всегда поддерживала меня в моем стремлении, потому что и дома, и в школе я проявлял такие качества, как ответственность, доброжелательность, отзывчивость.

– Как прошел ваш первый учебный год? Как сложились отношения с детьми, родителями?

– Первая встреча с моими первоклассниками была очень волнительной: на тебя смотрят 26 пар глаз, и ты понимаешь, что нужно выложиться по максимуму, чтобы заинтересовать каждого и ни в коем случае не разочаровать.

Поначалу дети с осторожностью ко мне относились, присматривались, для них было непривычно видеть в качестве учителя мужчину, ведь в основном и в детских садах, и в школах работают педагоги-женщины. Но потом начали и секретами делиться, и какие-то новости семейные рассказывать, и подарки дарить.

Вообще, год прошел идеально. У нас очень дружный класс, и ребята быстро нашли общий язык. Дети все разные, все типы темпераментов собраны в нашем коллективе. Но мы проводим классные часы, тенинги, психологические занятия, организуем совместные выезды на природу, походы в кино и театр – все это сближает. Класс отзывчивый, понимающий, ребята умеют слушать старших и никогда не проявляют неуважения.

Еще могу сказать, что к концу году дети стали самостоятельными. А поначалу приходилось и шнурки завязывать, и помогать одеваться, и сопли высмаркивать.

Конечно, случались сложности – они всегда есть у каждого, даже опытного педагога. Но здесь, во второй школе, очень хороший коллектив – коллеги поддерживают, помогают в непростых ситуациях. Также за мной на три года закреплен наставник, который оказывает помощь в методических вопросах, воспитании. Все же у меня своих детей пока нет, и, может, в чем-то я еще не так хорошо разбираюсь.

Ну и с родителями отношения сложились хорошие, я не чувствовал к себе никакой предвзятости или неуважения.

– А что о себе можете сказать – вы строгий учитель?

– Я оцениваю строго, потому что в жизни поблажек не будет. Но зато, думаю, на моих уроках интересно. По крайней мере так считают дети. Для них настоящим ноухау была интерактивная панель. Ребята не отрывая глаз смотрели за тем, как двигается мой палец. И конечно, им самим хочется поработать с таким оборудованием, поэтому никто не боится, как мы раньше, выходить к доске, а даже наоборот.

– Действительно, раньше у нас были только тетради и ручки, доска и мел. А такое оборудование, как интерактивная панель, насколько помогает в образовательном процессе?

– Это очень помогает тем, что не приходится самому что-то придумывать. Есть образовательные порталы, где можно найти любой нужный для урока материал. Современным детям необходимо современное образование, потому что мелом их сейчас не удивишь. А вот исчезающий маркер – другое дело, мы его часто используем на устном счете: я написал пример, дети посмотрели – себе ответ записали, через 10 секунд примера уже нет. Когда впервые ребята это увидели, было слышно только «вау».

Из оборудования у меня в кабинете есть также принтер, документ-камера – это специальное устройство для оцифровки документов, схем, графиков и трансляции полученного изображения на доску. Им мы часто пользуемся, например, на уроках технологии, чтобы дети видели, куда что приклеивать, или таким образом проверяем работы.

– Почему вы выбрали именно вторую школу?

– Выбор был сложный. Я молодой специалист, и у меня есть много знаний не только в педагогике, но и в робототехнике, например. Поэтому хотел попасть в более оснащенное учреждение, где есть возможность для развития. И когда пришел сюда на собеседование, директор Надежда Петровна Михайлова рассказала, что в школе как раз закуплено оборудование для занятий робототехникой. И я решил остаться здесь, теперь веду это направление в рамках внеурочной деятельности.

Робототехника очень интересна современным детям, настолько, что не хватает мест для всех желающих. Мы начинаем с азов – легоконструирования, затем переходим к более сложному этапу – «по волшебству» заставляем механизмы двигаться.

В прошлом учебном году занятия проходили в первом и во втором классах, в этом планируем подключить и третьеклассников.

– Сегодня действуют меры поддержки для молодых педагогов. Помощь ощутимая?

– От департамента образования Архангельска я получил социальную выплату для молодых педагогов в размере ста тысяч рублей. Также сейчас реализуется городская программа компенсации затрат за наем жилья для иногородних специалистов, планирую воспользоваться и этой мерой поддержки.

– Дмитрий Николаевич, в завершение нашего разговора поделитесь, какими, на ваш взгляд, качествами необходимо обладать учителю начальных классов?

– Я думаю, нужно быть доброжелательным, целеустремленным и современным педагогом, быть в тренде. А если говорить об отношении к детям, то когда-то мне сказали такую фразу: настоящий педагог не любит детей, потому что только в этом случае он относится ко всем одинаково, без предвзятости. Но, я уверен, это не так, самое главное – любить свою новую маленькую семью, пусть даже и всего на четыре года.