Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Дело предков-лодкостроителей живет и ныне

16.07.2021 15:25
В Северном морском музее начал свою работу Международный форум по сохранению и развитию деревянного судостроения «Матица». 

Участие в нем принимают музейные работники, реставраторы, реконструкторы, плотники, яхтсмены, художники и историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Свияжска, Калининграда, Соловецких островов и Архангельска.

По словам директора Северного морского музея Евгения Тенетова, главная задача проекта заключается в налаживании коммуникации между теми, кто строит, реконструирует исторические суда, теми, кто изучает их с исторической точки зрения и людьми, которые реставрирует лодки и вводят их в современную жизнь.

 «Люди этих разных профессий редко пересекаются в обычной жизни. Мы решили наладить контакт между ними. Идея к нам пришла после того, как у нас в Архангельске появились две верфи. Искусство судостроения и технологий мы решили объединять. На реализацию проекта был получен грант благотворительного фонда Владимира Потанина», – отметил Евгений Тенетов.

Сотрудник Кенозерского национального парка Евгений Мазилов продолжает традиции мастеров народного судостроения и обучает этому ремеслу детей. О судостроении как векторе развития этнографического туризма в Кенозерском национальном парке специалист рассказал в рамках своего доклада на форуме «Матица».

 «На нашей территории находятся два крупнейших озера Кенозеро и Лекшмозеро, они богаты рыбными ресурсами. В Лекшмозере добываются 90% от всей добычи ряпушки в Поморье. Исторически основными центрами судостроения были деревни Вершинино и Морщихинская, именно там формировалась традиция лодкостроения, которая распространялась на все ближайшие территории», – рассказывает Евгений Мазилов.

И сегодня в части деревень остались лодкостроители, продолжающие дело своих предков. В рыбацкой деревне Морщихинская возродили Лекшмозерскую регату на весельных лодках, тем самым привлекли мастеров к возрождению промысла. Позже был запущен лодка-тур – полноценная программа путешествий, рассказывающая о судостроении. В этом году в деревне Морщихинская осенью появится новая экотропа – однокилометровый маршрут, который расскажет об особенностях местной рыбалки и лодкострония.

Сотрудник музея-заповедники «Кижи» Юрий Наумов рассказал о результатах работы по актуализации народного судостроения.

 «В 1999 году «Кижи» первым из музеев-заповедников России начал систематическую работу по изучению и музеефикации народного судостроения и судоходства. Исследовались прибрежные деревни Кижских шхер, где было зафиксировано более 50 традиционных лодок – «кижанок». Тогда же были сделаны первые попытки их сохранения и представления в музее», – говорит Юрий Наумов.

Опытом Товарищества северного мореходства в реализации судостроительных проектов поделилась его координатор Светлана Тюкина. По ее словам, основной целью деятельности Товарищества является изучение истории и культуры Русского Севера в их неразрывной связи с морской практикой и традициями, поиск в этой среде духовных и ценностных основ для будущей жизни страны, привлечение к этим вопросам внимания общественности, организаций и частных лиц. Светлана Тюкина также рассказала о строительстве и дальнейшей судьбе соловецкой яхты «Святой Петр».

Форум по теории и практике деревянного судостроения «Матица» продолжается. Он завершится 18 июля финалом весельных гонок.