Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Валентина Вохминова: «Дети учат нас, а мы – их»

15.09.2022 15:42

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы учитель выступал в качестве «направляющего» вектора или силы, подталкивающей ребенка к раскрытию своих умений и знаний. Из общего – найти главное, от частности – перейти к обобщению, анализировать, делать выводы…

Больше 20 лет Валентина Вохминова успешно руководит общеобразовательной школой № 11. За это время учреждение стало одним из сильнейших. Директор – настоящий генератор идей, и все они направлены на достижение главной цели – улучшить условия обучения юных архангелогородцев. А в этом году за профессиональные заслуги в сфере образования Валентина Алексеевна была отмечена серьезной государственной наградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. О пути становления, сложностях руководящей должности и современных детях поговорили с директором 11-й школы.

– Отмечу, что государство в настоящее время обращает серьезное внимание на сферу образования. И не зря 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Откровенно говоря, эту государственную награду восприняла как общую оценку всего директорского корпуса образовательных учреждений Архангельска. У нас много ярких, интересных директоров, чьи заслуги не менее значимы, чем мои, со многими общаемся, друг друга поддерживаем, делимся проблемными ситуациями. При этом, безусловно, такая награда весьма почетна и подстегивает к еще большей ответственности, необходимости держать планку на уровне. Хотя про себя не могу сказать, что я идеальный руководитель, и у меня в работе случаются ошибки, хотелось бы их не допускать, но они есть. При этом и исправление ошибки должно быть достойным. В моем случае, что-то исправляя, отталкиваюсь, в первую очередь, от интересов детей. Когда дети стоят на первом месте, и ты здесь для того, чтобы им помогать, – это и является мотиватором, основным толчком к тому, чтобы все получалось.

 

Учителя и наставники

– Кто был вашими учителями, вдохновителями? Ведь чтобы относиться к подрастающему поколению с теплотой, по-матерински, однозначно нужно иметь опыт общения с таким педагогом в своем детстве-юношестве, что и становится в последующем основой мировоззрения.

– Откровенно говоря, мне в жизни очень повезло с учителями, и я могу назвать многих, кто дал мне путевку в жизнь. В моем случае все началось с раннего детства. Мы семьей жили в коммунальной квартире, а моей соседкой была красивая девочка с длинной косой, которую я часто видела с книгой в руках или слышала ее игру на фортепиано. Мне очень хотелось быть на нее похожей! Культура и образование – вот что делает нас людьми. Иногда она меня учила…И вот, видимо, это «учительство» зародилось еще тогда, в детстве. А потом, когда стала ученицей архангельской 9-й школы, меня окружал отличный педагогический коллектив. У меня были прекрасные педагоги: математик Татьяна
Климентьевна Дыдык, учитель истории Татьяна Валентиновна
Аленевская, учитель химии Лидия Ивановна Белова, классным руководителем была
Валентина Васильевна Фетисова. И каждый из них давал глубокие, сильные знания! Окончив школу, я одинаково хорошо знала многие предметы.

 

Фундамент знаний из прошлого

– А любимый предмет все равно, наверное, был?

– Да, это, конечно, русский язык и литература. И в русском языке, как в математике, я видела определенную логику вещей. Обожала эти правила, которые я не учила, а они просто в меня «впитывались» при прочтении той же художественной литературы – написание слов зрительно запоминалось. Поэтому русский язык давался мне легко. Вообще, вспоминая школьные годы и преподавателей, убеждаюсь, что мне с ними повезло! И каждому я благодарна и признательна.

После окончания школы, что неудивительно, поступила в Архангельский педагогический институт (сегодня – САФУ) на факультет филологии, обучаясь на котором мне также повезло как с преподавателями, так и с однокурсниками. У нас была хорошая интересная группа студентов – некоторые из них в настоящее время преподают в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и в САФУ. А среди преподавателей студенческой поры вспоминаются сразу Галина Вениаминовна Полякова, Шамиль Загирович Галимов,Валентина Николаевна
Галимова. То есть сами имена чего стоят! Бесконечная благодарность преподавателям, которые встретились на моем пути, именно они заложили тот прочный фундамент знаний, который несу и по сей день. И это помогает прежде всего в преодолении всех жизненных неурядиц и препятствий.

– Знаю, вы долгое время работали учителем русского языка и литературы, и как вы решились стать директором школы?

– На самом деле я не стремилась на руководящие должности. Десять лет я преподавала в архангельской 45-й школе русский язык и литературу. С ребятами мы ставили театральные сценки, постоянно что-то придумывали и реализовывали, при этом и дисциплина на моих уроках всегда была хорошей. И, положа руку на сердце, не могу вспомнить ни одного ученика, который меня чем-то расстраивал в период моей учительской карьеры. Ни одного!

А потом мой руководитель (директор школы № 45) Лидия Васильевна Елькина стала директором департамента образования городской администрации. И однажды пригласила меня на личный прием, после которого я чудным образом вышла директором 11-й школы. Кстати, на тот момент я уже работала четыре месяца в новом для себя образовательном учреждении – 3-й гимназии в должности завуча гуманитарного направления. Здесь мне хотелось посмотреть, как работают другие педагоги, чтобы можно было модернизировать свои уроки. В то время как раз наблюдался кризис детского чтения – и отчасти я это относила на какие-то свои недоработки, ошибки. На уроки других учителей посмотреть удалось, отметила для себя много интересного, и хотелось применить новинки в своем преподавании. Но этого уже не случилось, потому что, как сказала выше, назначили директором 11-й школы. И для меня это стало серьезным вызовом, настоящим испытанием в моей жизни!

- Не за свое дело взялась?

– Поначалу мне казалось, что я не за свое дело взялась. Так продолжалось года три: в сторону родной 45-й школы не могла спокойно смотреть! Так скучала по своему коллективу, ребятам, но возвращение на тот момент было уже невозможно. Надо было работать, тем более что мне поверили и меня поддержали дети, родители. Было заметно, что детско-родительское сообщество 11-й школы жаждало позитивных перемен в их учебном пространстве. Вспоминаю момент, когда я очень сомневалась в правильности своего решения и раздумывала отказаться от должности директора. Помню, ко мне тогда подошел пятиклассник, подарил шариковую ручку и сказал: «Вы знаете, у нас так давно не было ремонта!». Слова этого мальчишки вселили в меня уверенность и поддержку. А еще моя мама! Она мне так и сказала: «Валя, если ты откажешься, город маленький, люди так и запомнят, что ты не справилась! И если тебе кажется, что они забудут – не забудут!». И вот ради этого мальчика, ради мамы я осталась в должности директора 11-й школы. И потом уже пошли первые удачи, какие-то позитивные изменения. Чуть позднее начала видеть отдачу от своих трудов – и это меня подкрепляло с каждым разом...

– Знаю, что до вас раньше школой руководили мужчины, это так? И первый директор школы был уникальной личностью...

– Да, до меня было три директора – и все мужчины. Первый – Виктор Павлович Цыганов. Он, действительно, был очень интересным человеком. Не каждому директору выпускники школы инициируют открытие памятной доски! Его до сих пор помнят и чтят! И мы ежегодно с нашими учениками посвящаем вечера памяти первому директору школы. Он вбирал в себя много талантов и был разносторонне увлеченным человеком, не только администратором, но и педагогом, актером, поэтом. И я, ориентируясь на педагогическую деятельность Виктора Павловича, захотела реализовать в школе то же самое, чтобы учителя вместе с детьми творили на сцене. Чтобы у педагогов дух единения с ребятами присутствовал всегда! Наверное, именно директор школы мотивирует учителей на то, чтобы идти к ребенку с добротой. Мы в коллективе понимаем, что стоим на защите ребенка.


Современная педагогика

– К чему стремится современная педагогика? Превалирует ли в настоящее время «клиповое мышление» у детей – в связи с этим, каким становится стиль преподавания? Надо признать, что мы уже живем в совершенно другом мире с новыми технологическими возможностями – «подстраивается» ли под эти изменения и педагогика?

– Каждый учебный год я открываю для себя одну и ту же вещь: стираются рамки, кто кого учит. Современные дети, которые черпают информацию из всех источников, порой знают и умеют больше нас, взрослых. Поэтому сегодня в педагогике наблюдается такая диада: дети – учат нас, мы – их. В связи с этим вспоминается недавний случай из моей поездки в Новодвинскую крепость. А туда я поехала, потому что наш восьмиклассник Федор Беляев меня вдохновил на защите своей исследовательской работы про этот памятник истории и культуры. Он предстал виртуальным гидом, который провел экскурсию по крепости.

На тот момент я, безусловно, знала, что наша Новодвинская крепость по значимости не уступает Петропавловской, но многого не знала того, что рассказал наш восьмиклассник!

На базе нашей школы реализуется проект «Дети – детям». В его рамках старшеклассники обучают младших школьников шахматам, шашкам, настольному теннису, игре на барабанах. Словом, учат друг друга! Ведь увлеченные дети настолько глубоко знают тему (будь то история, биология, химия и т. д.) и могут ее доступно преподнести таким же школьникам. Да и вообще, наши ученики многому меня учат: всегда поражаюсь, как они бегло набирают текст на компьютере, сколько в них креативности, какие они придумывают замечательные сценарии к школьным постановкам. Ни один «взрослый» сценарий не заменит того, что предлагают дети! И нам, педагогам, надо их поддерживать и давать возможности для раскрытия огромного творческого потенциала. Поэтому современная педагогика ориентирована на то, чтобы учитель выступал в качестве «направляющего» вектора или силы, подталкивающей ребенка к раскрытию своих умений и знаний. Из общего – найти главное, от частности – перейти к обобщению, анализировать, делать выводы…

Школа будущего первоклассника

– Наблюдается определенная тенденция, что родители первоклассников активно их водят на многочисленные подготовительные занятия к школе. Нужно ли, чтобы ребенок, приходя в первый класс, мог уметь считать, читать и писать?

– Задача родителей в первую очередь в том, чтобы открыть ребенку такие возможности. Возможности попробовать различные направления кружков и занятий. Не понравится – направить на что-то другое. И совершенно необязательно, чтобы в первый класс ребенок пошел умеющим считать и читать. Тем не менее на базе нашего учебного заведения на протяжении многих лет успешно реализуется «Школа будущего первоклассника». Правда, ее работа направлена больше на то, чтобы ребенка просто адаптировать к новому образовательному учреждению. Обучаясь здесь, дошкольник уже будет понимать, казалось бы, элементарные, но такие важные для него моменты, например, где находится санузел, спортивный зал, столовая... То есть, он будет ориентироваться в пространстве, знать и понимать, где находится. А значит, меньше стресса! Кроме того, «Школу будущего первоклассника» у нас ведут учителя начальных классов. Поэтому ребенок уже здесь начинает привыкать к тембру речи, личностным качествам своего будущего педагога.

– Эта школа проводится за год до поступления?

– Да, «Школа будущего первоклассника» проводится за год до поступления. И занятия в ней начинаются с первой субботы октября и идут до конца апреля (начала мая).

 

Одаренные дети рождаются талантами

– Встречались ли в вашей педагогической практике вундеркинды?

– Не скажу, что вундеркинды, но признаю, что в настоящее время много одаренных детей, которые талантливы в различных направлениях. Вот я вам уже рассказывала ранее про Федю Беляева – он однозначно один из таких. Меня покорила наша выпускница Маша Селягина, которая стала победительницей телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы». Я всегда поражалась участникам этого проекта – насколько начитанные дети! И как они вообще готовятся к этой передаче?! Нужно обладать либо энциклопедическими знаниями, либо хорошей интуицией в совокупности с отменной памятью. И вот Маша открыла «завесу» этой тайны. Участникам заранее объявляют тему и дают внушительный список литературы, который им может пригодиться. И сама передача выстроена таким образом, чтобы будущий выпускник был больше погружен в выбранную тему, историческую эпоху, понимал ее. И наша Маша, конечно, большая молодец! Мы за нее болели всей школой – и педагоги, и дети! Наша гордость!

 

Продолжение интервью читайте в следующем номере