Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

«Северные конвои: от матроса до адмирала»

30.08.2021 09:55
Архангельский краеведческий музей отмечает 80-летие «Дервиша» новой выставкой
31 августа 1941 года в Архангельск из Великобритании прибыл первый союзный конвой, носивший кодовое название «Дервиш». Так было положено начало использования арктического маршрута для союзных конвоев, доставлявших стратегические грузы Советскому Союзу, который вел упорные бои с нацистской Германией.
За годы войны Северные конвои доставили в СССР 4,5 миллиона тонн грузов – танки, пушки, самолеты, продовольствие… На этом маршруте ковалось морское братство более чем 40 наций.  

- Представьте, началась война. Страну бомбят, оккупируют, и вдруг 31 августа 1941 года советские люди узнают, что они не одни – есть друзья, соратники по антигитлеровской коалиции. Да, «Дервиш» был самый первый, пробный конвой, но и самый счастливый – потому что он прошел без потерь и даже не был атакован немцами – они не ожидали такой наглости, - рассказывает автор концепции и куратор выставки Игорь Гостев.

Оружие войны, многочисленные документы и факты истории – все это легло в основу экспозиции. Представлена и коллекция моделей судов, доставлявших в порт Архангельска стратегические грузы. В этой коллекции особое место занимает модель судна «Либерти», которые ковали в США, - их называли «одноразовыми».

- В военное время прекрасно понимали, что не все суда дойдут со стратегическим грузом до нужного города, и поэтому их стали изготавливать особым способом. Трудоемкая клепка была заменена сборкой сварных секций, 10 тысяч тонн водоизмещения, пять грузовых трюмов. Американцы отказались от дорогого деревянного настила, они стали использовать линолеум и мастику. И количество квалифицированных рабочих, занятых при производстве «Либерти», значительно сократилось. Женщины и даже подростки могли участвовать в изготовлении таких судов. По заказу правительства США судов этого типа было произведено 2710 штук. Скорость производства была значительно выше, и даже проводились соревнования между бригадами, так, абсолютный рекорд по сборке «Либерти» - четыре дня 15,5 часов. Так что соцсоревнования были не только в Советском Союзе, - рассказывает директор краеведческого музея Наталья Шпанова. - Несмотря на то что эти суда назывались «одноразовыми», или судами на один рейс, многие из них таковыми не являлись. После Второй мировой войны они стали частью Дальневосточного флота, попали на Балтику, в Мурманск и Архангельск.

Однако главными героями выставки стали не экспонаты, а люди. Неслучайно и название выставки – «От матроса до капитана».

- Прежде всего конвои – это люди. Советские, английские, американские… Матросы, офицеры, адмиралы… Портовики, судоремонтники… Да и, собственно говоря, все жители Архангельска, которые вложили свой труд в то, чтобы конвои обслужить. И мы все в жизни, наверное, когда-то с ними встречались. В память об этих людях и создана эта выставка, - подчеркнул Игорь Гостев.