Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Инвестиционный климат влияет на качество жизни

05.10.2022 13:21
В Архангельске состоялся Координационный совет представительных органов муниципальных образований при областном Собрании депутатов

Помимо председателей муниципальных собраний в работе совета приняли участие депутат Государственной Думы Елена Вторыгина, представители правительства Архангельской области и областной прокуратуры.

 

Повестку дня определяют жители

С момента последнего заседания Координационного совета, которое состоялось в июне, составы представительных органов обновились – во многих муниципальных образованиях Архангельской области в сентябре состоялись избирательные кампании.

Открывая заседание, председатель областного Собрания
Екатерина Прокопьева поздравила вновь избранных коллег и тех, кто впервые приступил к исполнению депутатских полномочий, и напомнила, что впереди у всех напряженная нормотворческая работа.

– Без сомнения, все вопросы, которые мы рассматриваем в рамках Координационного совета, имеют важное значение для региона, так как определяются, исходя из запросов жителей нашей области, – отметила Екатерина Прокопьева.

В рабочую повестку вошли вопросы расселения граждан из аварийного жилья, развития инвестиционной привлекательности территорий, муниципального земельного контроля и актуальные проблемы организации местного самоуправления.

Депутаты также обсудили вопросы поддержки в муниципальных образованиях деятельности по воспитанию подрастающего поколения.

Среди рекомендаций Координационного совета, адресованных правительству области, профильным ведомствам и органам местного самоуправления, – предоставление на безвозмездной основе помещений зональным центрам патриотического воспитания и увеличение финансирования муниципальных программ по патриотическому воспитанию.

 

Условия для инвестора

Также представители муниципалитетов обсудили практику создания благоприятных условий для привлечения инвесторов.

Этой задаче служит внедрение муниципального инвестиционного стандарта – унифицированных правил работы органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций с инвесторами и предпринимателями.

– Муниципальный инвестиционный стандарт призван обеспечить здоровую конкуренцию между муниципальными образованиями, сделать так, чтобы все муниципалитеты соответствовали минимальному набору требований для прихода инвестора, – отметил председатель комитета областного Собрания по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Александр Фролов.

Работа по внедрению инвестстандарта началась в Архангельской области в 2019 году. По данным регионального министерства экономического развития, промышленности и науки, на сегодняшний день все 25 муниципальных образований справились с данной задачей. В частности, во всех муниципалитетах сформирована нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности, идет поиск инвестиционных площадок, сформированы и размещены на официальных сайтах инвестиционные паспорта муниципальных образований, утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки, правила благоустройства, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг.

В качестве примера одной из лучших инвестиционных практик, которая может быть применима к другим муниципальным образованиям, был назван опыт Северодвинска.

В городе сформирована и успешно реализуется программа по реализации инвестстандарта.

В инвестиционной политике муниципалитет использует принцип «одного окна», который позволяет эффективно решать вопросы, связанные с подбором инвестиционных ресурсов, сокращая сроки рассмотрений инвестпроектов. Кроме того, организована работа инвестиционной рабочей группы, в состав которой входят руководители органов администрации Северодвинска и представители Совета депутатов города корабелов.

Группа принимает решения и утверждает планы о сопровождении инвестиционных проектов, рассматривает предложения о реализации проектов муниципально-частного партнерства, оказывается содействие в решении организационных, финансовых, правовых вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов, решает множество других задач.

Благодаря проводимой работе, в городе реализуется три масштабных инвестиционных проекта в сфере строительства, в рамках которых планируется привлечь 9,2 млрд рублей инвестиций, построить детский сад на 140 мест и физкультурно-оздоровительный комплекс с последующей передачей их в муниципальную собственность.

Кроме того, планируется строительство и безвозмездная передача в государственную собственность Архангельской области 65 квартир для обеспечения жильем детей-сирот и переселения граждан из аварийного жилья.

– Благоприятный инвестиционный климат оказывает заметный эффект на качество жизни. Инвестиционные проекты – это и налоговые поступления, и появление новых социальных объектов. Все это вносит ощутимый вклад в развитие территорий, – подчеркнул Александр Фролов.

Однако у некоторых муниципальных образований возникают сложности с реализацией отдельных положений муниципального инвестстандарта. Например, нет соглашений на предоставление услуг в многофункциональном центре по принципу «одного окна» для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.

На инвестиционной карте Архангельской области зачастую не размещена информация о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.

Александр Фролов напомнил, что реализация муниципального инвестиционного стандарта – это непрерывный процесс, который должен оперативно адаптироваться под внешние вызовы и изменения социально-экономического положения.

Поэтому при необходимости следует дорабатывать отдельные моменты стандарта, особенно в части поиска привлекательных для ведения инвестиционной деятельности площадок на территории муниципальных образований.

Председатель профильного комитета подчеркнул важность продвижения местной продукции, как на территории региона, так и за его пределами: не всегда местные производители имеют возможность конкурировать с помощью цены на продукцию, поэтому местным предпринимателям важна причастность и поддержка муниципалитета для привлечения внимания потребителей к продукции.

– Хочу обратить внимание на поддержку малого и среднего предпринимательства. Считаю, что необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект, активней работать с Агентством регионального развития, совершенствовать действующий пакет мер поддержки бизнеса, – отметил Александр Фролов.

Соответствующие рекомендации нашли отражение в проекте решения Координационного совета.

 

Жилье будут строить

Еще один важнейший вопрос повестки дня – реализация органами местного самоуправления полномочий по обеспечению сохранности жилищного фонда и по расселению граждан из аварийного жилья.

С докладом выступил министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Дмитрий Поташев.

Сегодня власти Архангельской области при поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ активно ведут работу по переселению жителей из домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Завершить эту работу планируется раньше намеченного срока – в сентябре 2024 года.

Всего планируется построить 115 многоквартирных домов, 14 из них должны быть сданы в эксплуатацию до конца 2022 года.

Значительные объемы программы переселения планируется выполнить путем выкупа у собственников аварийных помещений. За текущий и следующий год планируется выбрать по выкупу помещений весь оставшийся по программе объем.

Депутаты отметили, что роль муниципальных образований в решении вопросов переселения весьма значительна.

Чтобы признать дом аварийным, муниципалитетам необходимо предоставить соответствующие сведения в региональное правительство, которые затем попадают в реестр. Также на муниципалитетах лежит ответственность за проведение инвентаризации аварийного жилья.

– Одна из проблем, которая возникает в большинстве муниципальных образований, – найти собственников аварийных домов, – считает председатель комитета областного Собрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству Виктор Заря. – У нас много заброшенного жилья, владельцы которого давно уехали в другие регионы. Но если муниципалитеты не смогут их найти, то здание сносить нельзя, а это в свою очередь тормозит выполнение программы по переселению. Еще одна проблема, которая актуальна, – отсутствие достаточного количества маневренного жилья у муниципальных образований и несоответствие данного жилья санитарным нормам.

О роли муниципалитетов говорилось и при оценке выполнения региональной программы капитального ремонта.

В Архангельской области плата за капитальный ремонт одна из самых низких – 9 рублей 96 копеек за квадратный метр. Тем не менее возникает много нестыковок во время проведения самого ремонта.

Местным властям предложено оказывать поддержку управляющим компаниям в подготовке многоквартирных домов к проведению капитального ремонта, информировании населения о планируемых мероприятиях по капитальному ремонту, инициировании проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, своевременно принимать решение по признанию домов аварийными и подлежащими сносу, чтобы не тратить средства на уже бесполезный ремонт.

– У нас было много жалоб от населения по качеству выполняемых работ, – продолжает Виктор Заря. – Теперь проблема должна быть решена. На прошедшей сессии депутаты приняли областной закон, согласно которому акты приемки работ по капитальному ремонту будут подписывать, в том числе представители собственников жилья и муниципальной власти. Кроме того, закон предполагает контроль качества выполняемых работ на протяжении всего ремонта. И мы очень надеемся, что муниципальные власти будут помогать управляющим компаниям разрешать разногласия с собственниками жилья.

По итогам обсуждения были приняты соответствующие рекомендации, адресованные региональному правительству, профильным ведомствам и органам местного самоуправления.