Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Арктическая тема проходит красной нитью через всю стратегию

13.10.2022 08:47
Архангельск должен стать научно-образовательным центром мирового уровня

По заказу администрации Архангельска специалисты Финансового университета при Правительстве РФ разработали «Социально – экономическую стратегию Архангельска (2022-2035)». Учтут ли москвичи особенности и реалии столицы Поморья? Об этом, а также о том, какие сферы будут прописаны в главном документе Архангельска на ближайшие 13 лет, мы поговорили с директором департамента экономического развития администрации Архангельска Сергеем Засолоцким.

 

Учтены все пожелания горожан 

– Сергей Валерьевич, главный вопрос, который интересует горожан: почему стратегию разрабатывают москвичи? Разве у нас не нашлось своих специалистов?

– Действительно, над этим документом работают москвичи. Мы в соответствии с законом изыскали средства и провели конкурс. Заявилось 13 участников, но мы определили профессионалов, которые имеют наибольший опыт разработки документов стратегического планирования – это был основной критерий, по которому мы оценивали участников. В итоге по совокупности критериев цены и квалификации конкурс выиграл Финансовый университет при Правительстве РФ, чем мы в полной мере удовлетворены.

– Про наши реалии – дороги, ветхое жилье, коммунальная сфера – москвичи знают?

– Разработчики отнюдь не сидят в московских кабинетах, сочиняя стратегию развития далекого северного города. Первым делом мы с ними собрали несколько профильных рабочих групп в Архангельске, в которые вошло более 80 местных специалистов-экспертов из разных сфер: научной, социальной, транспортной, коммунальной, бизнеса, спорта, молодежи и т. д. Активное участие в работе приняли депутаты Архангельской городской Думы. Таким образом, был сделан срез – что больше всего беспокоит людей, каким они видят Архангельск сейчас и в будущем. Все эти болевые точки, мнения архангелогородцев о том, как должен развиваться город, сейчас закладываются в стратегию.

На втором этапе разработчик представит концепцию на координационном совете при главе города в октябре.

И на третьем мы планируем разместить стратегию на городском интернет-портале, а также на других городских интернет-ресурсах, для того чтобы все желающие могли изучить подготовленные материалы и представить свои предложения. После рассмотрения координационным советом и общественного обсуждения стратегия будет выноситься на утверждение в Архангельскую городскую Думу в рамках ноябрьской сессии. Исполнители нам представили часть материалов, документ получается довольно увесистый – уже более 200 страниц, а разработка еще продолжается.

– Какие пожелания горожан учли?

– На самом деле много. Понятно, что напрашивается реформа общественного транспорта, это наша общая головная боль. Это и социальная сфера – люди обеспокоены дополнительным образованием детей, наличием спортивной и досуговой инфраструктуры для детей и молодежи. Большое внимание уделяется сохранению Архангельска в роли носителя культуры и традиций Русского Севера.

 

Инвесторы готовы вкладываться 

– Есть ли требования, сколько должно уделяться социальной, а сколько экономической части?

– Архангельск – город исторически многовекторный и не имеет ярко выраженной монопрофильности. Предварительно определены шесть приоритетов развития, не квотируя их. Эти шесть векторов не будут конкурировать друг с другом, а пойдут параллельно. Московские коллеги своим независимым взглядом видят город, во-первых, в качестве транспортно-логистического хаба. Есть морские порты, подъездные пути. Причем на первоначальном этапе, для того чтобы увеличить пропускную способность портовых мощностей примерно на 50 процентов, не требуется практически крупных вложений. Все можно сделать за счет организационных моментов, за счет перераспределения ресурсов, в том числе федерального уровня.

Во-вторых, у нас сохраняется культурная составляющая, то есть Архангельск так и будет оставаться центром культуры Русского Севера со своими традициями, со своим историческим наследием. Он будет неким хабом для транзита туристов в такие знаковые места, как Соловки, Малые Корелы, Голубино, Каргополь и т. д. Архангельск также будет продолжать свой путь как промышленный центр. Производственный потенциал продолжит развиваться, у нас есть и машиностроение, и лесопереработка, и наш уникальный водорослевый комбинат. Параллельно с этим будет уделяться должное внимание развитию малого и среднего предпринимательства.

– И все же на чем делается главный акцент? Что в приоритете?

– Главных акцента – два. Архангельск должен стать научным центром мирового уровня. И для этого есть все основания, ведь в городе расположены одни из лучших российских вузов, обладающих уникальными компетенциями, в том числе это и экспорт образования. Сейчас на базе нашего флагмана САФУ планируется создание межвузовского кампуса «Арктическая звезда» – уже разработана концепция, определены земельные участки, получены все согласования, подана заявка в Минобрнауки РФ.

– Объясните нашим читателям, что такое экспорт образования?

– В наших вузах учатся студенты из Китая, Индии, Таджикистана, Нигерии, Конго, Индонезии и многих других государств. Студенты с удовольствием к нам приезжают, потому что за относительно небольшие деньги получают достаточно высокое качество образования. Да, они возвращаются к себе на родину, устраиваются на работу и своей квалификацией и рекомендациями делают хорошую рекламу учебному заведению. Все мы знаем, что известные мировые университеты не ставят себе цель оставить своих студентов работать в тех городах, где они располагаются. Им выгоднее, чтобы выпускники как можно больше распределялись по миру, рекламируя альма-матер. Для Архангельска это существенный приток зарубежных средств в городскую экономику.

– А второй главный акцент?

– Арктическая тема, она вообще проходит красной нитью через всю стратегию. Архангельск является одним из немногих опорных городов в развитии Арктики. Учитывая геополитическую обстановку, наш город остается едва ли не самым привлекательным и наиболее безопасным местом в Европейской части России для выхода в Мировой океан. В относительной близости от федерального центра на Севморпуть ориентированы два северных порта – Мурманск и Архангельск. Но у наших городов разная специфика, поэтому мы скорее партнеры, а не конкуренты. Мурманск специализируется на насыпных грузах, архангельский порт – на генеральных грузах. Это контейнеры, готовые изделия, трубы, техника. Все это отправляется через столицу Поморья, в этом плане для нашей страны мы уникальны и конкурентноспособны.

– Что-то из прошлой стратегии берете в эту?

– Во многом направления остаются прежними, но в несколько измененном виде. Для примера, в прошлом документе был стратегический проект – создание САФУ, теперь этот проект состоялся и дальше САФУ продолжает развиваться. Мы уже говорим не просто про создание университета, а про его трансформацию в научно-образовательный центр. В прежней стратегии был упор на развитие промышленности, в новой – то же развитие, но с уклоном на IT, интеллектуальную экономику, высокие технологии.

– Вы совсем не сказали про производство. Будут ли строиться предприятия?

– Производство – одно из приоритетных направлений. В ближайшей перспективе новые производственные и логистические мощности планируют возводить резиденты Арктической зоны. На сегодняшний день 91 резидент планирует вложить в экономику города 40,2 млрд рублей, создать 2,7 тыс. рабочих мест. В основном упор будет сделан на логистическую инфраструктуру для морских перевозок, металлоконструкции, деревообработку, переработку вторсырья. Действующие же предприятия как минимум продолжат свою работу, постепенно модернизируясь под современные стандарты. Рассчитываем на то, что статус резидента АЗРФ привлечет в город высокотехнологичные и IT-компании, ведь у нас действуют особые налоговые и имущественные преференции, например, инвестор может получить землю без торгов и может платить страховые взносы за работников всего 7,5 % вместо 30 %.

Ну и в заключении хочу сказать, муниципалитет будет продолжать исполнять инвариантный сценарий развития города, при котором вне зависимости от стратегических проектов будет обеспечиваться жизнедеятельность города, создаваться комфортные городские пространства – проектируется благоустройство нескольких знаковых общественных территорий. Горожане будут обеспечиваться жильем – уже запущены масштабные проекты жилищного строительства, участки под комплексное развитие территории готовятся для передачи инвесторам. Транспортная инфраструктура будет продолжать совершенствоваться по современным стандартам. Город постепенно перейдет на современный общественный транспорт. Появятся новые и обновятся существующие социальные объекты.

Проще говоря, по итогам работы мы с коллегами еще раз убедились, что Архангельск перспективный город, и стратегия его развития основывается как на исторически сложившихся обстоятельствах, так и на современных реалиях, тенденциях и вызовах.