Сегодня на сессии Архангельской городской Думы депутаты большинством голосов утвердили документ, разработанный Институтом региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ.
Он включает в себя восемь разделов, где сосредоточены аналитика текущей социально-экономической ситуации, три варианта прогнозов и методические рекомендации для достижения целей.
Рассказывал об основных направлениях Стратегии народным избранникам директор института Павел Строев. К слову работа над документом шла девять месяцев и обошлась городскому бюджету в 4 миллиона рублей. И депутаты, обсуждая его, в том числе задавались вопросом: не зря ли они потрачены?
Как подчеркнул Павел Строев, реализовываться она будет в соответствии с планом мероприятий, который обеспечит связь целей и задач Стратегии с мероприятиями муниципальных программ администрации Архангельска.
Так, главной стратегической целью социально-экономического развития Архангельска на период до 2035 года признается формирование научно-образовательного и транспортно-логистического центра мирового уровня и территория развития человеческого капитала Российской Арктики.
В числе приоритетных направлений Стратегии также развитие Архангельска как транспортно-логистического хаба, что предусматривает расширение межрегиональных и международных связей, сервисных и логистических функций города посредством формирования транспортно-логистического центра генеральных грузов, сопутствующей инфраструктуры и сервисных услуг по его обслуживанию.
Здесь и перспективное развитие портовой инфраструктуры, и расширение пропускной способности дорожно-транспортной сети и мостов города, содействие развитию железнодорожной сети и объектов придорожной инфраструктуры. А также развитие потенциала судоремонтной отрасли – вплоть до реализации инвестиционного проекта по строительству судоремонтной верфи.
Еще одно направление - развитие городской экономики с использованием возможностей и потенциала Арктической зоны РФ посредством активизации малого и среднего предпринимательства и опережающего роста традиционных отраслей экономики города.
По мнению разработчиков Стратегии, реализовать эту задачу поможет разработка комплекса мер поддержки местных предприятий и производств. В том числе федеральной и региональной. Среди мероприятий также обозначены создание креативных кампус-кластеров, коворкингов для инновационного и креативного предпринимательства, проведение информационных кампаний для бизнес-сообщества и населения города о статусе резидента Арктической зоны.
В части развития перспективных отраслей экономики разработчики Стратегии предлагают целый перечень мероприятий. Среди них формирование механизмов поддержки на муниципальном уровне по продвижению местных товаров и услуг, содействие в получении необходимых ресурсов для ведения бизнеса, в восстановлении производств и хозяйств в сфере птицеводства и молочного в рамках Архангельской агломерации, поддержка предприятий малых форм хозяйствования приоритетных отраслей в строительстве и модернизации, производственных объектов.
Важнейшее направление Стратегии - развитие инвестиционного потенциала города. Как отметил Павел Строев, начать реализацию этой задачи необходимо с формирования системы управления инвестиционной привлекательностью Архангельска, разработать комплексный инвестиционный план.
Как было сказано выше, одним из главных направлений в Стратегии определено развитие Архангельска как ведущего арктического научно-образовательного и информационно-технологического центра. Превратить столицу Поморья в такой центр по силам мезвузовскому кампусу, который станет креативной территорией и точкой притяжения для студентов, жителей и гостей города.
На его базе будет создаваться экосистема IT-индустрии, стимулирующая формирование, продвижение IT-стартапов. И, как следствие, развитие получит сетевое партнерское взаимодействие высшего и среднего образования, бизнеса и власти.
Идею создания межвузовского кампуса разработчики Стратегии предлагают сделать флагманским проектом всего города, который будет развиваться на базе САФУ. В рамках кампуса станет возможной реализация совместных с муниципальными властями проектов. Например, по созданию комфортной городской среды.
В самом же кампусе предлагается создать сервисную зону высокого уровня с медицинскими центрами и магазинами, кафе, ресторанами и прочее.
Целый перечень задач обозначили разработчики в разделе Стратегии, посвященному вопросам ЖКХ и городской среды. Здесь и наращивание темпов жилищного строительства, обновление жилищно-коммунальной инфраструктуры города, привлекательных и креативных пространств для всех жителей города.
Конечно же, учли разработчики и социальную составляющую часть Стратегии развития города. Раздел так и именуется: «Социальный капитал». Главная цель этого направления - развития человеческого потенциала, гражданского общества и эффективной системы местного самоуправления.
В нем отображены такие задачи как улучшение демографической ситуации и обстановки на рынке труда, обеспечение доступного, качественного и непрерывного образования, соответствующего современным требованиям обществ, развитие спортивной и досуговой инфраструктуры, учитывающие потребности жителей всех возрастов.
Ну и в части гражданского общества Стратегия предлагает интенсивно вовлекать жителей в системы управления стратегическим развитием города, включая привлечение к волонтерским проектам, расширение системы ТОС.
Также в числе задач социального блока создание центра психологической помощи, оказывающего консультационную поддержку семьям на безвозмездной основе; расширение мер соцподдержки семьям с детьми; популяризация семейных ценностей и многое другое.
Стоит отметить, что, несмотря на не первое уже знакомство с предложенной Стратегией развития Архангельска, обсуждали документ депутаты долго, бурно и содержательно. Мнения разделились. Кто-то из народных избранников посчитал предложенную стратегию всего лишь фантазией о Нью-Васюках. Хотя Павел Строев с ответственностью заявил, что документ выстраивался не на фантастических пожеланиях, а на официальных статистических данных, а также с использованием опыта предыдущей Стратегии развития Архангельска, действие которой закончилось в 2020 году. Это подтвердил и заместитель главы Архангельска по экономическому развитию и финансам Даниил Шапошников, отметив, что большинство из ее пунктов, которые на момент разработки казались невыполнимыми, реализованы - на ремонт дорог, благоустройство территорий отдыха, строительство школ, детских садов и спортивных объектов было привлечено более двух миллиардов рублей.
- Именно в рамках предыдущей Стратегии появились и Архангельская агломерация, и САФУ. Она смогла объединить и интегрировать в себя разрозненные стратегии по развитию города и привлечь финансирование на решение проблем в рамках национальных проектов и государственных программ.
Стратегия должна быть амбициозной. Если в ней нет амбициозных задач, то это уже не стратегия, а всего лишь краткосрочный план. Ее разработка – не обязанность муниципалитета, а его право. Мы им воспользовались. В дальнейшем к утвержденной Стратегии социально-экономического развития Архангельска будет разработан детальный план действий по достижению всех показателей, - подвел итог Даниил Шапошников.