Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Стратегию социально- экономического развития Архангельска утвердили до 2035 года

30.11.2022 16:38
Срок реализации Стратегии предусматривает три этапа: первый этап – 2022-2025 годы, второй – 2026-2030 годы, третий – 2031-2035 год

Сегодня на сессии Архангельской городской Думы депутаты большинством голосов утвердили документ, разработанный Институтом региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ.

Он включает в себя восемь разделов, где сосредоточены аналитика текущей социально-экономической ситуации, три варианта прогнозов и методические рекомендации для достижения целей.

Рассказывал об основных направлениях Стратегии народным избранникам  директор института Павел Строев. К слову работа над документом шла девять месяцев и обошлась городскому бюджету в 4 миллиона рублей. И депутаты, обсуждая его, в том числе задавались вопросом: не зря ли они потрачены?

Как подчеркнул Павел Строев,  реализовываться она будет в соответствии с планом мероприятий, который обеспечит связь целей и задач Стратегии с мероприятиями муниципальных программ администрации Архангельска.

Так, главной стратегической целью социально-экономического развития Архангельска на период до 2035 года признается формирование научно-образовательного и транспортно-логистического центра мирового уровня и территория развития человеческого капитала Российской Арктики.

В числе приоритетных направлений Стратегии также развитие Архангельска как транспортно-логистического хаба, что предусматривает расширение межрегиональных и международных связей, сервисных и логистических функций города посредством формирования транспортно-логистического центра генеральных грузов, сопутствующей инфраструктуры и сервисных услуг по его обслуживанию.

Здесь и перспективное развитие портовой инфраструктуры, и расширение пропускной способности дорожно-транспортной сети и мостов города, содействие развитию железнодорожной сети и объектов придорожной инфраструктуры.  А также развитие потенциала судоремонтной отрасли – вплоть до реализации инвестиционного проекта по строительству судоремонтной верфи.

Еще одно направление - развитие городской экономики с использованием возможностей и потенциала Арктической зоны РФ посредством активизации малого и среднего предпринимательства и опережающего роста традиционных отраслей экономики города.

По мнению разработчиков Стратегии, реализовать эту задачу поможет разработка комплекса мер поддержки  местных предприятий и производств. В том числе федеральной и региональной.  Среди мероприятий также обозначены  создание креативных кампус-кластеров, коворкингов для инновационного и креативного предпринимательства, проведение информационных кампаний для бизнес-сообщества и населения города о статусе резидента Арктической зоны.

В части развития перспективных отраслей экономики разработчики Стратегии предлагают целый перечень мероприятий. Среди них формирование  механизмов поддержки на муниципальном уровне по продвижению местных товаров и услуг, содействие в получении необходимых ресурсов для ведения бизнеса, в восстановлении производств и хозяйств в сфере птицеводства и молочного в рамках Архангельской агломерации, поддержка предприятий малых форм хозяйствования приоритетных отраслей в строительстве и модернизации,   производственных объектов.

Важнейшее направление Стратегии   - развитие инвестиционного потенциала города. Как отметил Павел Строев, начать реализацию этой задачи необходимо с формирования  системы управления инвестиционной привлекательностью Архангельска, разработать   комплексный инвестиционный план.

Как было сказано выше,  одним из главных направлений в Стратегии определено развитие Архангельска как ведущего арктического научно-образовательного и информационно-технологического центра. Превратить столицу Поморья в такой центр по силам мезвузовскому кампусу, который станет креативной территорией и точкой притяжения для студентов, жителей  и гостей города.

На его базе будет создаваться экосистема IT-индустрии, стимулирующая формирование,  продвижение IT-стартапов. И, как следствие, развитие получит сетевое партнерское взаимодействие высшего и среднего образования, бизнеса и власти.

Идею создания межвузовского кампуса разработчики Стратегии предлагают сделать флагманским проектом  всего города, который будет развиваться на  базе САФУ.  В рамках кампуса станет возможной реализация совместных с муниципальными властями проектов. Например, по созданию комфортной городской среды.

В самом же  кампусе предлагается создать сервисную зону высокого уровня с медицинскими центрами и  магазинами, кафе, ресторанами и прочее. 

Целый перечень задач обозначили разработчики в разделе Стратегии, посвященному вопросам ЖКХ и городской среды. Здесь и наращивание темпов жилищного строительства, обновление   жилищно-коммунальной инфраструктуры города, привлекательных и креативных пространств для всех жителей города.

Конечно же, учли разработчики и социальную составляющую часть Стратегии развития города. Раздел так и именуется: «Социальный капитал».  Главная цель этого направления -   развития человеческого потенциала, гражданского общества и эффективной системы местного самоуправления.

В нем отображены такие задачи как улучшение демографической ситуации и обстановки на рынке труда,  обеспечение доступного, качественного и непрерывного образования, соответствующего современным требованиям обществ, развитие спортивной и досуговой инфраструктуры, учитывающие потребности жителей всех возрастов.

Ну и в части гражданского общества Стратегия предлагает интенсивно вовлекать жителей в системы управления стратегическим развитием города, включая   привлечение к волонтерским проектам, расширение системы ТОС.

Также в числе задач социального блока создание центра психологической помощи, оказывающего консультационную поддержку семьям на безвозмездной основе; расширение мер соцподдержки семьям с детьми; популяризация семейных ценностей и многое другое.

Стоит отметить, что, несмотря на не первое уже знакомство с предложенной Стратегией развития Архангельска, обсуждали документ депутаты долго, бурно и содержательно. Мнения разделились. Кто-то из народных избранников посчитал предложенную стратегию всего лишь фантазией о Нью-Васюках. Хотя Павел Строев с ответственностью заявил, что документ выстраивался не на фантастических пожеланиях, а на официальных статистических данных, а также с использованием опыта предыдущей Стратегии развития Архангельска, действие которой закончилось в 2020 году.  Это подтвердил и заместитель главы Архангельска по экономическому развитию и финансам Даниил Шапошников, отметив, что большинство из ее пунктов, которые на момент разработки казались невыполнимыми, реализованы -  на ремонт дорог, благоустройство территорий отдыха, строительство школ, детских садов и спортивных объектов было привлечено более двух миллиардов рублей.

-  Именно в рамках предыдущей Стратегии появились и Архангельская агломерация, и САФУ. Она смогла объединить и интегрировать в себя разрозненные стратегии по развитию города и привлечь финансирование на решение проблем в рамках национальных проектов и государственных программ.

Стратегия должна быть амбициозной. Если в ней нет амбициозных задач, то это уже не стратегия, а всего лишь краткосрочный план. Ее разработка – не обязанность муниципалитета, а его право. Мы им воспользовались. В дальнейшем к  утвержденной Стратегии социально-экономического развития Архангельска будет разработан детальный план действий по достижению всех показателей, - подвел итог Даниил Шапошников. 


Со стратегией имеет возможность ознакомиться каждый (Смотреть)