Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Развитие Севморпути – приоритетная национальная цель

07.12.2022 14:36
Перспективы столицы Поморья связаны с федеральными проектами, входящими в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года

В Арктическом морском институте имени В. И. Воронина – филиале ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова прошла конференция, посвященная 90-летию ледокольного освоения Северного морского пути (первый морской порт – Архангельск).

Конференция объединила полярников, представителей предприятий и организаций морской отрасли, органов власти, ученых, краеведов, историков, представителей общественности, преподавателей и курсантов АМИ. Гости приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Нарьян-Мара и даже с Таймыра.

Открыл конференцию вице-президент Ассоциации СМП Владимир Харлов. Он зачитал приветствие от президента Ассоциации Северного морского пути, специального представителя президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова.

Знаменитый полярник отметил, что развитие Севморпути обозначено руководством нашей страны как приоритетная национальная цель. В ближайшие 13 лет в инфраструктуру СМП вложат около 1,8 триллиона рублей, к 2024 году необходимо обеспечить грузооборот в 80 миллионов тонн и регулярную круглогодичную навигацию к 2030 году.

Проректор по работе с филиалами и международной деятельности ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Елена Смягликова озвучила приветствие от ректора ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, профессора
Сергея Барышникова.

По поручению губернатора Архангельской области Александра Цыбульского всех собравшихся приветствовал представитель губернатора по вопросам развития Арктики Дмитрий Юрков.

Дмитрий Юрков видит главной задачей «раскатать» Северный морской путь.

– Для этого необходимо построить более 130 судов. Эта суда снабжения, обеспечения, аварийно-спасательные суда, ледоколы, танкеры, – поделился он.

Он также заострил внимание на том, что все это должны обслуживать профессионалы. А кадров сегодня не хватает. Впрочем, то, что конференция проходила непосредственно в самой кузнице кадров – «мореходке», говорит о важности проблемы. В актовом зале находилось большинство учащихся этого образовательного учреждения. Это уже вселяет надежду в то, что через несколько лет кадровая проблема в Арктике уже не будет стоять так остро.

Важной частью конференции стали выступления экспертов на тему развития Севморпути, модернизации ледокольного флота, подготовка морских кадров для работы в Арктике.

Кроме того, среди гостей мероприятия присутствовали и будущие работодатели. Директор Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Владимир Седых, напомнил о том, что история Архангельска неразрывно связана с освоением Арктики и Северного морского пути. Наш город исторически и географически стал базой для сотен арктических экспедиций, а также был отправной точкой для первого удачного сквозного перехода по Северному морскому пути.

– Архангельский филиал был создан в 2003 году. Сегодня мы продолжаем вносить вклад в развитие нашего порта, у нас 14 филиалов, ждем молодые кадры, – сказал он.

Выступление капитана морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западная Арктика» Николая Нестерова было посвящено Архангельску как одному из важных морских портов Арктики, в том числе для развития инфраструктуры и перевозок на Северном морском пути.

Перспективы столицы Поморья связаны с рядом федеральных проектов, входящих в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года. Заместитель директора по флоту и безопасности мореплавания ФГБУ «Морспасслужба» Павел Сотников рассказал о поисково-спасательных мероприятиях в северных морях, аварийно-спасательных судах и технике, которые обеспечивают безопасность морской деятельности.

Депутат Государственный Думы Григорий Шилкин поднял тему энергетических проектов в Арктике, в частности строительства электролинии – энергомоста между Мурманской и Архангельской областями, что обеспечит переток избытка электроэнергии от мурманских гидроэлектростанций и атомной электростанции в Поморье.

Также депутат рассказал о перспективе введения статуса «Территория традиционного природопользования» для прибрежных районов Арктической зоны РФ. В настоящее время депутат Госдумы сформировал рабочую группу с участием ученых и юристов по подготовке соответствующей законодательной инициативы.

В рамках конференции состоялось секция «Арктика покоряется молодым». Доклады, связанные с развитием северного мореплавания, представили курсанты Арктического морского института.

Подводя итоги конференции, участники отметили важность всех представленных и обсужденных направлений развития Северного морского пути и выразил уверенность, что Арктика – это территория конструктивного сотрудничества.