Новая рубрика “Дервиш-80”: Знак судьбы – флотские ботинки папы

Архив новостей, Люди и события

Галина Валова – о своем жизненном пути и работе по сохранению морской истории Поморья.

Главная забота архангельской общественницы Галины Валовой – патриотическое воспитание молодежи на основе лучших традиций российского флота. Особое место в этой работе всегда занимала история школ юнг: мальчишки, сражавшиеся за Победу в морских боях, могут служить ориентиром для современных детей.

Галина Георгиевна – специалист по связям с общественностью ГАУ Архангельской области «Патриот», президент Фонда поддержки образования детей, молодежи и социальной помощи семьям «Поморье». Она – разработчик  ряда образовательных проектов и программ с учетом регионального компонента. В 2018 году за большой личный вклад в патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, активную общественную деятельность Галина Валова была удостоена  почетного знака «За заслуги перед городом Архангельском», в том же году отмечена дипломом региональной общественной награды «Достояние Севера».

ЛЮБОВЬ К МОРЮ – НАСЛЕДСТВЕННОЕ

– Галина Георгиевна, как вы вообще пришли в общественную деятельность и почему тема морской истории Поморья вам стала так близка?
– Просто жизнь делает крутые повороты. Есть люди, которые, например, прирожденные врачи, и они с детства знают, что пойдут по этой стезе. Другие долго ищут свою дорогу. И когда я окончила школу, то не знала, куда поступать. Я родилась в Цигломени, и мы не имели столько возможностей, сколько дети в самом городе. Но, с другой стороны, я очень много почерпнула от своих родителей.

Мой папа – военный, служил в Беломорской флотилии Северного флота, в годы Великой Отечественной воевал, защищая наш Северный край, был участником конвоев. Служил и в послевоенное время, а потом, уже на гражданке, ходил капитаном на речных судах по Северной Двине, иногда и меня брал с собой. Отец хотел, чтобы я пошла по стопам мамы – она была медиком, всю войну лечила раненых, до самой пенсии трудилась в больнице медсестрой. Я у нее на работе тоже часто бывала, но особого желания продолжить ее дело не испытывала.
Летом меня отправляли в Емецк, на мамину родину. Там жил и наш дядя, он был рыбаком, сам строил лодки, и мы, дети, помогали ему в этом. То есть все эти крупицы, как бусинки, вероятно, собираются в человеке, и в определенный период времени оказывают влияние на его выбор.

– Но вы не сразу этот выбор сделали. Чем все же занялись после школы?
– Сначала окончила торговый техникум, потом международную школу декораторов-рекламоведов в Москве, затем Санкт-Петербургский институт торговли, экономический факультет. Я прошла серьезный путь в оптовой торговле, которая охватывала всю Архангельскую область, Ненецкий автономный округ, и это дало очень большой опыт работы в обширном поле деятельности. Ну а в «лихие 90-е» наше предприятие ликвидировали. Надо было снова делать выбор – так я пришла в социальную сферу, и это стало новым направлением в моей жизни. Первые мои шаги – помощь семьям военных, которые служили в Чечне, в рамках гранта, который был получен от Министерства образования Российской Федерации.
Затем поступило предложение поработать в центре ««Поиск» (ныне центр «Патриот»). За период работы мной было подготовлено и реализовано множество проектов морской направленности. Почему именно морской? Не знаю, в какой момент пришло это осознание. Спустя время могу сказать, что сделан правильный выбор. Среди значимых проектов: форум «Во славу Флота и Отечества!», «Соловецкие юнги», «Юнги Победы», которые реализуются на протяжении многих лет при поддержке правительства Архангельской области, администрации Архангельска.

Знакомство с историей военно-морской школы на Соловках способствовало тому, что в 2005 году родилась задумка разработать программу дополнительного образования «Соловецкие юнги». Апробировали на детском доме
№ 2, но в полной мере реализовать ее там не было возможности. Идею подхватила бывшая школа № 32, сейчас – Архангельская школа Соловецких юнг. В 2006-2007 годах на развитие проекта мы получили президентский грант – тогда в России только зарождалась такого рода поддержка.

Этот проект дополнительного образования включал комплекс программ: бальные танцы, плавание, каратэ-до, изучение иностранного языка, морского дела с учетом профзанятий в рыбопромышленном техникуме, история Соловецкой школы, экскурсии и поездки в Москву, встречи с ветеранами-юнгами и летний лагерь в Анапе, организованный партнерами. Все способствовало разностороннему развитию ребенка, патриотическому воспитанию личности, уважения к морской истории малой родины. Конечно, в рамках гранта смогли одеть детей в морскую форму.

Встречи с ветеранами-юнгами в Москве и в Архангельске были незабываемыми, вы бы видели – как юнги обнимали наших детей, гладили, целовали, сколько в них было тепла, огня, души. Каждый раз, когда кто-то из них уходит, переживаешь эту утрату как личную.
Помимо 32-й, программа прижилась в 55-й, 50-й, Катунинской школах, то есть дала определенный толчок развитию морского движения.

ИСТОРИЯ ЮНГ ЕЩЕ НЕ ИЗУЧЕНА

– Вы были инициатором учреждения памятной даты – Дня памяти северных юнг, который впервые отметили в нашем регионе в прошлом году.
– Днем памяти северных юнг выбрана дата 25 мая – именно в этот день была учреждена Соловецкая школа юнг. К этому событию приурочена межрегиональная акция «Юнги Победы», в ходе которой проходят памятные мероприятия с возложением цветов в Архангельске, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе, Костроме и других городах России. С другой стороны, каждый субъект, образовательное учреждение самостоятельно определяют, что конкретно в этот день проводить – уроки мужества, встречи с ветеранами и прочее.

Это сохранение памяти о мальчишках – героях своего времени. Многие из них становились юнгами даже вне школ: сами прибегали на пароходы, корабли, некоторые приходили из партизанских отрядов. Вообще, мы очень многого еще не знаем: школа на Соловецких островах хоть и самая знаменитая, но не единственная, где готовили юнг. Документы говорят о том, что такие учебные заведения разных ведомств создавались в годы Великой Отечественной войны по всему Советскому Союзу. На Дальнем Востоке, на Валааме, в центральном регионе страны… И если в Соловецкую школу принимали подростков 15-17 лет, то в другие школы прием проводился и с 12-13-ти. И направления были разные – речные, морские, военно-морские и промысловые. Такая промысловая школа была, например, в Мезени. В Архангельске существовала школа юнг вспомогательных судов военной Беломорской флотилии Северного флота. Обучение длилось два года, ее выпускники принимали участие в выполнении боевых задач, в конвойных операциях по сопровождению и охране транспортов. Еще одна школа юнг была создана на базе Северного морского пароходства. В первый набор в сентябре 1942-го попал 31 подросток, в основном ребята, эвакуированные из блокадного Ленинграда, и человек шесть-восемь – жители Архангельска, в том числе и наш знаменитый юнга Юрий Будиев.

История школ юнг, их воспитанников остается малоизученной страницей летописи российского флота. Поэтому сегодня наша задача – поднять как можно больше архивных данных, чтобы выстроить полную картину. Открываются и новые факты о героях-подростках, например, нам удалось выяснить, что юнга Саша Ковалев жил в Архангельске, даже адрес нашли – улица Карла Маркса, 1. Сейчас мы вместе с руководством школы № 55 имени А. И. Анощенкова инициируем открытие мемориальной доски на этом доме.

– Насколько современным детям близок этот ориентир – юнги? Все же те «мальчики с бантиками» – ровесники сегодняшних подростков.
– Естественно, сегодня дети другие, они не испытывают той нужды, которую испытали их ровесники в годы Великой Отечественной. Ведь война всегда накладывает свой отпечаток, а чтобы понять – надо что-то пережить. Мы ведь тоже не понимали, я, например, послевоенный ребенок. Но многое давала школа. А дома тема войны была запрещена, единственный раз, папа со слезами на глазах показал статью в «Правде Севера», где было написано про его тральщик. ТЩ-34, на котором он служил, выполняло боевые задачи, участвовало в полярных конвоях и тралении мин. Я видела эти снимки, страшно даже смотреть – обледенелая палуба, моряки, закутанные в шубы… Это его трагедия, его судьба, и для него это было свято. А я лишь взглянула на заметку – мол, ну, здорово. Вот так и воспринимаешь – пока внутри не поймешь. Очень жалею, что не сохранили эту статью. Уже когда папы не стало, я искала информацию о его тральщике, но осталось мало сведений. Знаю, что экипаж тонул – слышала разговоры офицеров, которые приезжали к отцу в гости.

И современные дети историю северных юнг воспринимают по-разному, кому-то попадает прямо в сердце. Но в большей степени это зависит от семьи, поэтому сохранить память о героическом прошлом – наша общая задача: и родителей, и школы, и общественников.
Ну и важно то, как донесешь. Знаете, когда в 2019 году была Летняя школа на Соловках, я на архивных материалах рассказывала ребятам историю «мальчиков с бантиками». И дети сидели не шелохнувшись, в полной тишине, им было интересно. И надеюсь та история о юнгах, начальниках школы останется ориентиром в их жизни, кто-то выберет морскую профессию. Тогда один мальчишка сказал: я однозначно пойду в морскую сферу, это мой путь.

ВО СЛАВУ ФЛОТА И ОТЕЧЕСТВА

– В этом году Международный форум «Во славу Флота и Отечества» станет восьмым по счету. Расскажите о ключевых мероприятиях программы.
– Форум «Во славу Флота и Отечества!» зародился в 2005 году. Он проводится с очередностью раз в два года и приурочен к знаковым историческим датам. В этом году форум посвящен 80-летию прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск. Сохранение морского культурного и исторического наследия, профориентационная подготовка кадров для флота, патриотическое воспитание – его приоритетные направления.

Наш край изначально морской, и его историю важно знать всем, кто живет на этой земле. Из своей практики по работе с подростками и молодежью могу сказать: что касается знания истории, то ситуация не совсем простая.
Неслучайно сегодня проекты по сохранению памяти поддерживаются на государственном уровне. Так, Госдума приняла в закон об образовании поправки, которые закрепляют: воспитание должно формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества. И центром «Патриот» в этом направлении проводится большая работа.

Так, на одном из форумов у нас зародилась идея создания Совета по взаимодействию молодежи речных и портовых городов. Совет – коллегиальный орган, общественная площадка, на которой представителями молодежи и их наставниками обсуждаются вопросы межрегионального взаимодействия по сохранению исторической памяти о героических событиях Великой Отечественной войны.
От Архангельской области на общественное обсуждение выдвигалось несколько инициатив, в их числе – об учебном комплекте «Соловецкая школа юнг», который сегодня есть во всех школах Архангельска и области; об учреждении памятной даты – Дня памяти Северных юнг, именно наш регион стал «автором» этой идеи. Сегодня работаем над тем, чтобы эта дата стала всероссийской.

В рамках форума запланировано памятно-мемориальное мероприятие – у закладного камня в Соломбале «Всем, кого не вернуло море», это как раз то место, куда пришел первый полярный конвой.
Если говорить о деловой программе, то в числе ключевых событий – круглый стол «Сохранение исторической памяти через лучшие практики по патриотическому воспитанию», семинар «Управляя по-новому», в ходе которого участники получат знания, как работать с молодежью и вовлекать ее в проекты, панельная дискуссия. Конечно, намечены заседания Межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, а также Совета по взаимодействию молодежи морских и речных портовых городов.

Предусмотрена и культурная составляющая. Так, на Чумбаровке состоится выставка, посвященная 80-летию «Дервиша», – планируем показать историческую хронику и отразить те юбилейные торжества, которые проходили в Архангельске в разные годы.
Выставочный проект готовит Северный морской музей. С историей Северных конвоев участников форума познакомит экспозиция в Гостиных дворах «От матроса до адмирала». В рамках образовательной программы мы наметили экскурсию на корабельную судоверфь, где идет строительство поморского коча. Это лишь часть программы.
Мы предусмотрели два формата проведения форума – офлайн и онлайн. Но надеемся, что большая часть мероприятий состоится в реальном режиме.

– Какие города присоединятся к участию в форуме?
– Санкт-Петербург, Москва, Казань, Петрозаводск, Великий Устюг, Вологда, Севастополь – с этим южным городом у нас много исторических пересечений, и надеемся, что Калининград к нам подключится и Дальний Восток. Ну и Архангельская область однозначно.

– Галина Георгиевна, сейчас не жалеете, что жизнь повернула именно в это русло? Все-таки работа по сохранению морской истории, которую вы проводите, требует больших затрат – и временных, и душевных.
– Я и сама часто анализирую свой путь – почему именно такой выбор сделала. Но получается, что в своей деятельности я соединила профессию и отца, и мамы – уже будучи занятой в соцсфере, училась в медуниверситете на клинического психолога.
Но бывает, задумаешься: а зачем я всем этим занимаюсь, может, оставить? И знаете, как только такие мысли приходят в голову – сразу получаю знак. Так, например, однажды ко мне во сне папа пришел с кучей флотских ботинок. И я поняла: значит, все не зря…