Когда падали аисты

Архив новостей, Люди и события

26 апреля исполнятся 35 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Памяти ее ликвидаторов посвящен новый российский фильм, снятый при поддержке Минкульта и Фонда кино.

Строительство первой очереди Чернобыльской АЭС началось в 1970 году, для обслуживающего персонала рядом был возведен город Припять. 27 сентября 1977 года первый энергоблок станции был подключен к энергосистеме Советского Союза. Позднее вступили в строй еще три энергоблока, ежегодная выработка энергии станции составляла 29 млрд киловатт-часов.

В ночь на 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС проводились испытания турбогенератора. Планировалось остановить реактор и замерить генераторные показатели. Безопасно заглушить реактор не удалось. В 1 час 23 минуты на энергоблоке произошел взрыв и пожар. Интенсивный пожар продолжался 10 суток, за это время суммарный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду составил около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри).

Одними из первых, кто принял участие в ликвидации аварии, были работники пожарной охраны станции и города Припяти. Им и посвящен новый фильм Данилы Козловского «Чернобыль». Признаюсь, ждала премьеры, несмотря на мою явную нелюбовь к российскому кино. В особенности к последним его шедеврам в виде «Т-34» и «Огонь». Но сегодня, к счастью, речь не о них.

Сразу скажу, что ожидания от картины не оправдались. Не в плохом смысле слова. Просто, судя по трейлеру, это должен был быть фильм донельзя пафосный и героический. Еще предполагала, что уровень компьютерной графики и здесь зашкалит – слишком уж увлеклись наши кинематографисты использованием хромакея (авт.: технология, позволяющая совмещать в одном кадре сразу несколько слоев видео). Но нет, в плане антуража Козловскому удалось достоверно воспроизвести весну 1986 года в советской Припяти. Да и сцены взрыва, пожара на ЧАЭС, спецоперации добровольцев, пробирающихся к реактору по затопленным коридорам, не вызывают отторжения неправдоподобностью картинки, как это было в том же «Т-34».

Итак, Алексей Карпушин — обычный молодой советский парень, пожарный. Не очень принципиальный, довольно эгоистичный и в меру меркантильный. На первый взгляд, совсем не тянущий на роль героя, у которого даже в личной жизни полный провал. Алексей в один из обычных дней встречает Ольгу. Ее сыграла Оксана Акиньшина. В прошлом у них уже были отношения, но тогда парень упустил свой шанс. Теперь у Оли есть маленький Леша, как выясняется, сын Карпушина. Алексей намерен никогда больше не повторять прежних ошибок: признается Ольге в своих чувствах, они планируют переехать к морю. Все перечеркивает авария на Чернобыльской станции.

Первый же поступок Алексея не вызывает гордости – парень только что уволился из пожарной части и не горит желанием мчаться вслед за бывшими сослуживцами на пылающую после взрыва станцию. Но все же вынужденно оказывается едва ли не на передовой, вытаскивая друзей из ада. Но и здесь при первой же возможности старается убраться подальше от беды. Неприятно поражает то, как, оказавшись вместе с умирающими товарищами в больнице вполне здоровый и крепкий парень, схвативший минимальную дозу радиации, сказывается больным. Как судорожно прячет в кулаке купюры, когда заставляют сдать облученную одежду и облачиться в больничное белье…

Казалось бы, опасность миновала и можно выбираться из города, но Алексея возвращают на станцию. И вот он участвует в совещании вместе с прибывшими из Киева большими чинами и инженерами – нужны добровольцы. Под реактором находился большой резервуар с водой. В случае попадания в него радиоактивного топлива может произойти еще один взрыв, последствия от которого будут еще более плачевными. Для его предотвращения несколько человек должны отправиться под реактор, чтобы вручную открыть затворы и спустить воду. Все бы ничего, но вода достигла уже 60-ти градусов и ее температура продолжает повышаться. И здесь наш герой снова дает задний ход, даже несмотря на заманчивые предложения загадочного товарища, прибывшего на ЧАЭС явно по поручению правительства. А обещает он немало – и деньги, и квартиру, и лечение. Не где-нибудь, а в Швейцарии. Только чудом вырвавшийся из разверзшегося на станции ада, Алексей отказывается от участия в операции. Возвращается в город, находит Ольгу и сына и вместе с ними, назвавшись чужой фамилией, садится в один из автобусов, увозящих людей из Припяти. Казалось бы, все позади, но маленький Алеша прошлой ночью вместе с другими мальчишками на велосипедах проехали прямо к станции. И именно тогда прозвучал злосчастный взрыв. Несложно догадаться, что мальчишка получил практически смертельную дозу радиации. Ребенку становится все хуже, и Алексей, не в силах пустить ситуацию на самотек, останавливает автобус. Разумеется, он возвращается, выторговывает уже не для себя, а для умирающего сына лечение за границей и отправляется на подвиг. И теперь он герой.

Не буду вдаваться в подробности операции. Конечно, в реальности все было совсем иначе. И между прочим, очевидец событий ликвидатор Юрий Андреев, в то время начальник смены, рассказывал, что тогда в СМИ было объявлено, что пожарные героически откачали тяжелую радиоактивную воду из-под реактора. Однако прежде чем откачивать, ее нужно было слить из прочного высокого бетонного бокса. Это значило, что, стоя по пояс в радиоактивной воде, нужно выбить находившиеся под водой люки и снять с них цепи. Это сделали работники станции – три человека: начальник смены Борис Баранов и старшие инженеры управления блоком турбин и реакторного цеха Валерий Беспалов и Алексей Ананенко. Знавшие станцию досконально, они нашли эти люки под водой, которая после их открытия самотеком пошла в соседнее помещение – в короба вспомогательных систем реакторного оборудования. Работники показали прибывшим саперам, где прорубить дырки, потом проложили шланги. И только после этого пожарные начали откачивать воду…
Как бы то ни было, версия режиссера Козловского довольно близка к истине. Хотя бы тем, что в группе добровольцев, отправившихся в кипящую воду на верную гибель, были не только пожарные, но и работники станции. К сожалению, у истории, которую показал зрителю Данила Козловский, хеппи-энда нет. Его героя нашли, когда из-под реактора ушла вся вода. Тлеющей в его обезображенным теле искры жизни едва хватило на трогательное прощание с любимой…

Когда на ЧАЭС произошла авария, мне было 12 лет. Конечно, в том возрасте эта трагедия не воспринималась так остро, как сегодня, но и тогда было понимание: случилась большая беда. Я помню, как эвакуированных жителей Припяти расселяли по всему Союзу. Приютила женщину с двумя маленькими девчушками и моя большая семья. Помню, как во флигеле у бабушки поселилась грустная симпатичная молодая женщина с дочками. У них не было совершенно ничего, ведь когда людей эвакуировали из Припяти, их просили не брать с собой лишних вещей. Обещали, что вернутся дня через три. Не вернулись. Они жили у нас довольно долго и стали хорошими друзьями нашей семьи…

О них мне напомнил фильм. О жизнях, которые унес «мирный атом», о том, как страшно смотреть на снимки Припяти, ставшей городом-призраком, о том, чем обернулась бы для миллионов людей эта катастрофа. И картина «Чернобыль» в первую очередь об этом. О людях, столкнувшихся с катастрофой в одночасье, из-за которой их жизни делятся на до и после. О самопожертвовании. А оно, как показывает фильм, тоже бывает разным. Как и у ныряющих в кипяток героев. Один рискует жизнью потому, что очередной взрыв накроет радиоактивным облаком Киев, находящийся всего в 150-ти километрах от Припяти. Об этом он кричит Алексею, когда тот отказывается от операции. Но как выясняется вскоре, и сам он рвет сердце не за десятки тысяч киевлян, готовящихся выйти на первомайскую демонстрацию, а за свою семью, которая тоже находится в столице…

Подводя итог, могу сказать, что фильм хочется смотреть. А его главное достоинство, конечно, не в сценарии и игре актеров. Да простят меня фанаты российского кинематографа, и то, и другое, на мой взгляд, не на высоте. Хотя, если уж быть совсем честной, то Данила Козловский в очередной раз доказал, что он не просто смазливый парень, которому повезло выстрелить и выйти в тираж – а что он вообще-то сильный драматический актер и ему есть что показать. Да, из-за сценария есть проблемы с восприятием его героя – Алексея, но то, как сам Козловский оживляет слабо прописанного персонажа, впечатляет. Именно поэтому сценарию хорошо удается представить Алексея в начале эгоистом, а в конце – героем.

Сам режиссер и продюсер фильма Данила Козловский в одном из интервью рассказал, что хотел показать историю простых людей, которые жили своей обычной жизнью.
Я же, возвращаясь к миссии этого фильма, отмечу, что главное в нем, на мой взгляд, то, что он нам всем напоминает о чернобыльской трагедии, о подвиге – вольном или невольном – тех, кто первым встретился лицом к лицу с катастрофой. О том, что взрыв на Чернобыльской АЭС навсегда изменил жизни сотен тысяч людей, что в ликвидации аварии принимали участие 195 тысяч человек.