Северная киностудия представляет…

Архив новостей, Культура

Архангельск может стать кинематографической столицей Русского Севера, но для этого нам всем надо объединяться, используя все фестивальные площадки.

Руководитель представительства Союза кинематографистов России в Архангельской области Анатолий Конычев рассказал журналисту газеты «Архангельск – город воинской славы» о создании кинокомиссии, которая призвана сделать регион туристически привлекательным для съемок, а также местных кинофестивалях, причинах разобщенности в среде местных «киношников» и поделился планами на 2021 год.

– Анатолий, не так давно на территории Архангельской области велись съемки сразу нескольких крупных проектов: эпизоды многосерийного фильма по роману Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», научно-фантастического сериала «Эпидемия» и фильма «Сашка. Дневник солдата». Прошлый же год выдался неурожайным на съемки из-за пандемии, как пережили это непростое время?

– В период пандемии мы боролись за выживание, ну и монтировали снятые фильмы. На сегодняшний день полностью завершена работа над картиной «Сашка. Дневник солдата» с Кириллом Зайцевым. Этот фильм будет показан в рамках Московского международного кинофестиваля. В День Победы состоится показ в Архангельске. Кроме того, наш архангельский режиссер Николай Флотский завершил работу над картиной «Обет», которая вошла в программу фестиваля «Святая Анна». Почти завершена короткометражная криминальная комедия «Привет, Колин» автора-дебютанта Анатолия Спехина.

– Над какими проектами вы работаете сейчас?
– Продюсер Яна Муштина впервые решила попробовать себя в качестве режиссера. Сейчас она готовит сценарий игрового фильма о нашем городе. Это патриотическое кино о любви к Архангельску, о молодежи, которая здесь поработала и раздумывает над переездом в другой регион.
Из масштабных работ у нас «подвис» из-за пандемии проект «12 стульев», надеюсь, что все успешно будет реализовано. Кроме того, режиссер Николай Флотский собирается сделать документальный фильм про одного из наших малоизвестных творцов Архангельска. Уже начали снимать тизер для конкурса сценарных заявок. Хотим продолжить работу с Александром Антоновым. Уже начали искать возможности финансирования нового проекта под названием «Три Петра».

– В рамках прошлого международного кинофестиваля стран Арктики «Арктик опен» обсуждалось создание Кинокомиссии. В частности говорилось о системе рибейтов, когда руководство области возвращает кинематографистам процент от затрат, которые они понесли во время съемок на территории области. Такая практика уже есть в соседней Мурманской области. На каком этапе находится эта инициатива?

– Все идет по плану. Мы открыли Кинокомиссию. Она займется продвижением Архангельской области как киноиндустриального региона. Будет создана карта кинолокаций, сайт. Кинокомиссия контролирует и процесс подачи заявок. То есть важным условием является то, чтобы фильм производился в нашем регионе, проходило обучение местных специалистов и фигурировала «местная изюминка». Что я подразумеваю под этим? Бывает так, что Арктику снимают в Санкт-Петербурге, здесь такое не пройдет, Арктику нужно снимать в Арктике, а Соловки на Соловках.
Хочу обратить внимание на один важный момент. 8 апреля открылась организация «Союз кинематографистов Архангельской области», которая, вероятно, и будет заниматься созданием Кинокомиссии.

– В конце прошлого года вы презентовали онлайн-кинотеатр «Поморское кино». Говорилось, что на тематическом сайте будут представлены фильмы, снятые в Архангельской области, а также работы кинематографистов региона. На каком этапе развития этот проект находится на сегодняшний день?

– Пока сайт представляет собой базу данных, куда можно зайти и все узнать. Люди смогут увидеть здесь фильмы, мультфильмы, документальные работы, которые создавались за весь период кинематографии в России с момента рождения кино. Возможно, в скором времени там появятся оцифрованные ресурсы. Я, например, передал библиотеке имени Н. А. Добролюбова материалы про кинофикацию с 1956 года в Архангельской области. Там есть реальные цифры, иллюстрирующие, сколько людей посещали тот или иной кинотеатр. У меня есть две тонны пленки, на которых можно найти фильмы Валентина Рассказова, есть фильм про Ломоносова, кадры старого Архангельска, этапы застройки – уникальный материал. Все это нужно оцифровывать.

– В этом году в Архангельске, возможно, состоятся два масштабных кинофестиваля: «Сполохи» и «Арктик опен». Могут ли похвастаться обилием фестивалей наши ближайшие соседи?

– В Вологде кинофестивалей нет вообще, а в Мурманске сразу несколько. В маленьком городе может быть сколько угодно фестивалей. Я патриот, но мне близка тема города Тромсе, где проводятся два больших фестиваля – один зимой, а второй летом. Его проведение финансируют не только крупные корпорации, такие как банки, но и мелкие предприниматели, например владельцы ресторанчиков, кафе. Интересно было бы и в Архангельске сделать зимние фестивали и летние, в том числе молодежный, куда бы съезжались молодые кинематографисты и на практике учились чему-то новому. Больше фестивалей, хороших и разных. Кстати, летний фестиваль у нас есть.

– Вы имеете в виду практико-ориентированный фестиваль для молодых кинематографистов «КеноVision»?

– Да, мы с 2012 года проводим этот фестиваль. В этом году он будет проходить в Кенозерье с 1 по 13 июля, а сразу после мы проведем в Архангельске большой Северо-Западный кинофорум. На его организацию мы получили грант. В рамках форума состоится питчинг (конкурс сценарных заявок). Молодые режиссеры смогут получить хорошее финансирование на реализацию своих проектов, разыграем призы на миллион рублей. В жюри будут такие люди, как программный директор Московского Международного кинофестиваля Кирилл Разлогов.

– До пандемии Региональное представительство союза кинематографистов приглашало в Архангельск известных режиссеров: Павла Лунгина, Андрея Кончаловского, Юрия Быкова и других. Будете продолжать это начинание?

– Уже продолжаем. Не так давно к нам приезжал с мастер-классом легендарный российский кинооператор Александр Носовский. За четыре дня занятий новые знания и умения приобрели 25 человек. Мы стараемся привозить не только знаменитых кинематографистов, но и полезных специалистов. Ведь главное не звезда, с которой можно сделать селфи, а те навыки, которые ты на таком мастер-классе получишь. Хотели бы по актерскому мастерству привезти оператора Сергея Астахова, который работал с Алексеем Балабановым, сценаристку КИТа Анастасию Федорову.

– У нас в регионе нет государственных киностудий, а местное кинематографическое сообщество весьма разрознено. Можно ли как-то объединить всех общей идеей?

– Местному бюджету создание киностудии не потянуть, это очень дорого. Зато у нас есть частная киностудия «Инфильм», где есть люди и необходимое оборудование, которым могут пользоваться «киношники». В Архангельске содержать такую базу нереально. Большой павильон, съемки – это нам не нужно, поскольку кинематографисты едут к нам за натурой, зачем им эта бутафорская красота.

Что касается анимации, на матфаке в свое время мы занимались мультипликацией, были даже три специальных планшета, на которых можно нарисовать любой мультик. В итоге все свелось к тому, что год поработали, и все, начали заниматься дизайном. Никому анимация не нужна. Сейчас энтузиасты делают мультик «Поморское счастье в делах», а что дальше? От нашей помощи они отказываются, а ведь им нужна команда, чтобы дальше этим заниматься.
В других регионах есть команды единомышленников. Нам нужно иметь организацию, которая даст перспективу развития!