Новые автобусы и старые маршруты

Архив новостей, Люди и события

В новых контрактах с перевозчиками власть зафиксирует меры, позволяющие усилить контроль за качеством услуг 

Это позволит выработать социальные стандарты организации пассажирских перевозок, что включает в себя схему движения маршрутов, количество автобусов на линии, частоту их движения. О качестве перевозок и перспективах в отношении общественного транспорта Архангельска  в интервью начальника отдела транспорта и связи администрации Архангельска Дмитрия Антонова.

– Как вы оцениваете качество пассажирских перевозок – и как представитель администрации, и как житель города?

– В Архангельске, действительно существует проблемы с общественным транспортом. В 2018-2019 годах ситуация стала немного улучшаться – перевозчики приобрели новые автобусы повышенной комфортности с большей пассажировместимостью. Но пандемия коронавируса приостановила это развитие – пассажиропоток снизился в два-три, а то и в четыре раза. Соответственно значительно снизилась прибыль,  многие перевозчики оказались неспособны продолжить обновление автопарка.

Вместе с тем, нужно отметить, что в прошлом году перевозчики все же приобрели 50 новых автобусов – порядка 20 низкопольных автобусов среднего класса, а также 30 привычных ПАЗов.

– Дмитрий Михайлович, заходя на рынок пассажирских перевозок один из крупнейших перевозчиков Архангельска «Архтрансавто» обещал уже до 2020 года обновить подвижной состав и на сумму 400 миллионов рублей закупить около 160 больших автобусов. Насколько это обещание исполнено?

– Насколько я знаю, эти обещания должны были быть реализованы в рамках муниципальных контрактов. Но поскольку торги на заключение контрактов были перенесены, то и перевозчики приостановили обновление автопарка – не видели будущего на этом рынке.

– Когда же состоится аукцион?

–    Постановление администрации города о переносе срока заключения новых контрактов пока находится на стадии подписания. По всей видимости, это будет декабрь  текущего года.

–  Дмитрий Михайлович, наверное, самая большая претензия пассажиров к власти и перевозчикам  в том, что рост тарифов не приводит, как это было неоднократно обещано, к улучшению качества перевозок… 

–  Тарифы на основании предоставленных перевозчикам данных о затратах на перевозки утверждает Агентство по тарифам и ценам. Думаю, не стоит ждать глобальных изменений от увеличения тарифа на 1 рубль. К слову,  топливо подорожало  уже больше чем на 1 рубль. Добавьте к этому потери прибыли перевозчиками из-за пандемии. Тем не менее, как я уже сказал ранее, несмотря на это, они все же продолжали обновлять автопарк…

– Между тем, горожане высказывают немало претензий на работу перевозчиков, в том числе и из-за состояния автобусов. Например, на маршруте №3 – старые грязные автобусы, очень большой интервал движения, который вероятно говорит о том, что машин просто не хватает. Кроме того, отсутствует бесконтактная оплата проезда.

– По условиям ранее заключенных договоров, перевозчики могут использовать автобусы на городских маршрутах «не ниже малого класса». Так что, какие автобусы предоставить, решает сам перевозчик. Насколько я помню, на маршруте №3 работает 18 таких автобусов. Причем исполнение рейсов на маршруте составляет порядка 97 процентов, а это практически полное соблюдение расписания – как в утренние, так и в вечерние часы.

Недавно мы проводили рейд-проверку, в том числе и маршрута №3. Она показала, что, действительно в утренний час пик наполняемость автобусов довольно велика, но, тем не менее, у всех есть возможность уехать.

Была проведена также проверка в части бесконтактной оплаты проезда. Таких случаев мы не выявили, но все равно связались с перевозчиком. Он пояснил, что бывают случаи, когда аппараты выходят из строя, но они единичны.

– Любопытно, стала ли после внедрения бесконтактной оплаты проезда экономика пассажирских перевозок более прозрачной? Что сегодня можно о финансовом состоянии компаний-перевозчиков?

– Данные о бесконтактной оплате поступают в налоговую службу, а не в муниципалитет. Со вступлением в силу закона о применении контрольно-кассовой  техники в общественном транспорте перевозчики стали заключать договоры субподряда, что тоже не делает их экономику более открытой. К тому же, слишком мало времени прошло с момента вступления закона в силу, чтобы делать определенные выводы.

– Дмитрий Михайлович, не секрет, что нередко даже новые автобусы, приобретенные перевозчиками, не удовлетворяют требований к качеству перевозок и комфорту пассажиров. Яркий пример – маршрут №6. На нем работают новые автобусы, но это все те же ПАЗики. Пассажиропоток на этом маршруте довольно большой и автобусы часто ходят переполненными, в узком проходе пассажирам сложно разминуться. Собственно, старый ПАЗ от нового мало чем отличается…

–  Он все-таки отличается, хотя бы большей вместимостью и наличием низкопольной площадки. Да, действительно, в них узкие проходы, но все транспортные средства проходят сертификацию и проверку, в том числе на удобство для пассажиров. Эти автобусы ее прошли. Да и давайте признаем честно, других наша автомобильная промышленность не выпускает, а любое внесение изменений в конструкцию автобуса незаконно.

– Наши читатели также спрашивают, нельзя ли вернуть муниципальные маршруты на остров Краснофлотский. Сегодня живущие там северяне вынуждены пользоваться автобусами межмуниципальных маршрутов, а на них, как известно не предусмотрен бесплатный проезд для пенсионеров.

– Там есть муниципальный перевозчик – на маршруте №15. Хотя, признаю, что у него случаются сбои. Для того, чтобы не ожидать транспорт лишнее время, можно позвонить в диспетчерскую службу муниципального предприятия «АППП» и узнать маршрут и время, когда автобус подойдет к остановке.

– Горожане нередко задают вопросы о возвращении ранее существовавших маршрутов. По мнению горожан, их сокращение принесло немало неудобств. Например, маршрут №7 по Выучейского возил школьников из школы №9. Теперь эта улица в маршруте не задействована…

– Изначально маршрут был изменен из-за ремонта школы № 9, чтобы обеспечить транспортную доступность для учеников, переведенных в другую школу. Со временем увеличившийся пассажиропоток изменился, и перевозчик обратился к нам с просьбой вернуть предыдущий маршрут, так как работать ему стало экономически невыгодно. Мы в свою очередь провели проверку, которая подтвердила, что автобусы на маршруте работали почти впустую. Улица Выучейского, действительно приспособлена для движения общественного транспорта, есть заездные карманы, но в этом районе нет большого жилого массива, который бы обеспечил достаточное количество пассажиров, поэтому решение было принято. В течение текущего года не поступило ни одной жалобы или обращения как письменно, так и по телефону.

– Если говорить в целом про маршрутную сеть, мы помним, что она изменилась в 2016 году. Сейчас, как стало известно, ее снова будут пересматривать. Это действительно необходимо? Прошло всего пять лет.

– Да, региональное министерство транспорта планирует провести новое обследование, ведь за последние пять лет многое изменилось. Например, в районе улицы Галушина разрастается новый жилой микрорайон и в разы увеличивается пассажиропоток. Мы и сейчас на это реагируем, увеличивая количество транспортных  средств в направлении строящихся микрорайонов. Я считаю, что необходимо провести новые исследования. По их результатам будем принимать решения.

– Не только состояние автобусов, но и культура водителей и кондукторов вызывают нарекания пассажиров. Некоторые предлагают по опыту больших городов в других регионах перейти к компостерной системе оплаты проезда и вообще отказаться от кондукторов.

– Первый шаг одним из городских перевозчиков в этом направлении уже сделан – на маршрутах №65 и №7 в транспортных средствах кондуктор отсутствует, а расплатиться можно бесконтактно. Также рассматриваются такие варианты на других маршрутах. Думаю, что для перевозчиков это выгодно, ведь значительно сокращаются расходы на оплату труда кондукторов. Хотя, когда мы обсуждали результаты нововведения с перевозчиком, он рассказал, что во избежание нарушений со стороны пассажиров, например, попыток проехать в автобусе, не заплатив, на маршрутах работают контролеры. Но все равно, для перевозчика такая система работы выгодна. Так что я уверен, что в скором времени таких маршрутов станет в Архангельске больше.

– Дмитрий Михайлович, какие требования будут заложены к перевозчикам относительно подвижного состава в будущих контрактах?

– Обследование городской пассажирской сети как раз и должно показать, какие требования мы будем предъявлять к перевозчикам – какие автобусы, какого класса и в каком количестве необходимы городу.

– На ваш взгляд, оптимальный вариант для Архангельска это один крупный перевозчик, обслуживающий городские маршруты или несколько не столь крупных, способных создавать конкуренцию?

– С одной стороны наличие конкуренции на рынке – это плюс, но с другой стороны мы все помним гонки ПАЗиков за пассажирами на улицах  города.  В любом случае, мы сформируем лоты для аукциона  и с рентабельными маршрутами, и с убыточными.  Иначе, например, на островных территориях люди вообще останутся без общественного транспорта.

– Дмитрий Михайлович, насколько часто поступают жалобы на работу общественного транспорта и какой контроль со стороны администрации?

– Мы в постоянном режиме отслеживаем работу пассажирского транспорта на городских маршрутах и в случае выявленных сбоев в обязательном порядке выясняем причины нарушения контракта. Прорабатываем их в ходе регулярных совещаний с перевозчиками.

– Есть ли рычаги воздействия у администрации на нерадивых перевозчиков?

– Только штрафные санкции за невыполнение рейсов. При этом сегодня штраф составляет «смешные» 100 рублей. В 2020 году за пять месяцев работы штрафы составили 1 миллион 676, с учетом того, что в период пандемии штрафные санкции к перевозчикам были отменены. При этом полтора миллиона из них до сих пор не оплачено.  Но при заключении новых контрактов картина кардинально изменится. Во-первых, возрастет сумма штрафов, во-вторых число нарушений, за которые они будут взиматься.

В заключение скажу, что сегодня главная задача, которую предстоит решить совместно администрации города и перевозчикам, – повышение качества оказания услуг. В новых контрактах мы зафиксируем меры, позволяющие усилить контроль, а  перевозчикам предстоит пересмотреть свой подход к оказанию транспортных услуг населению города.