«Большой Архангельск» – это экономическая коалиция

Люди и события

И уже скоро она сможет вступить в конкурентную борьбу за поддержку из федерального бюджета, – считает замглавы Архангельска Николай Евменов

В конце августа проектный комитет правительства Архангельской области рассмотрит паспорт проекта агломерации «Большой Архангельск». Значит ли это, что границы городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, а также Приморского района в скором времени исчезнут? Об этом мы поговорили с руководителем проекта – заместителем главы Архангельска Николаем Евменовым.

 

Большие перспективы объединения

– Николай Викторович, создание агломерации «Большой Архангельск», объединяющей населенные пункты, окружающие столицу Поморья,  – не самая свежая идея. Почему она вновь стала предметом обсуждения в правительстве региона и администрации областного центра?

– Вы правы, идее объединить Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и Приморский район в «Большой Архангельск» скоро исполнится десять лет. Однако сегодня мы пришли к пониманию того, что именно в ее реализации скрыты возможности, которые помогут нашим муниципалитетам реализовать свой потенциал в первую очередь в экономической сфере.

Дело в том, что сегодня все они идут в одном и том же направлении, но каждый – своей дорогой. В каждом из них своя нормативная база, свой подход к инвесторам, к поддержке бизнеса, к оказанию муниципальных услуг.

Мы же предлагаем внедрить общие подходы к управлению этими процессами и ресурсами. Ведь, согласитесь, было бы логично нашу географическую близость распространить и на них. Именно в этой плоскости и находится главный инструментарий агломерации в том смысле, в каком она обсуждается сегодня.

– Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и многие поселения Приморского района сегодня и так существуют в условиях агломерации: нас объединяют тесные экономические и социокультурные связи, практически общий рынок труда, миграционные процессы. Эта ситуация сформировалась естественным путем и естественным же путем она продолжает развиваться. Действительно ли нужно административно вмешиваться в этот процесс? Не получится ли в результате ненужная и неэффективная надстройка?

– Мы не намерены возводить над теми естественными процессами, которые протекали между нашими муниципалитетами несколько десятилетий, никаких искусственных административных надстроек. Речь идет лишь об общих подходах в управлении. Разработать и внедрить их – вот та задача, которую предстоит решить административным путем. Не более того.

 

Слияния границ не будет

– То есть об административном слиянии этих муниципалитетов в «Большой Архангельск» речь не идет?

– Сейчас такая перспектива не обсуждается. Границы муниципалитетов в их нынешнем состоянии оптимальны, и менять их нет никакого смысла. Более того, такое слияние может навредить «Большому Архангельску» в том виде, в каком о нем говорим мы.

Судите сами: административное объединение четырех муниципалитетов в «Большой Архангельск» неминуемо повлечет за собой дополнительные бюджетные расходы на целый комплекс мероприятий: дотирование общественного транспорта, финансирование социальной сферы, решение коммунальных и многих других проблем. Даже на элементарное переименование органов власти уйдут огромные деньги!

Кроме этого, изменится кадастровая стоимость земли, что скажется на налоговой нагрузке на бизнес. А ведь именно наличие недорогой с точки зрения налогов «периферии», обладающей земельным ресурсом, – один из ключевых факторов экономического успеха агломерации. Пойдя на административное слияние, мы такой «периферии» лишимся. К таким последствиям, на наш взгляд, не готовы ни бизнес, ни местные бюджеты, ни, что самое главное, сами жители.

– Тем не менее объединение четырех муниципалитетов в официальную агломерацию потребует от местных властей переставить акценты в своей работе с частных проблем своих городов и поселений на общие интересы «Большого Архангельска». Как вы считаете, они готовы к такому шагу?

– Это один из самых серьезных рисков нашего проекта. Успех его реализации во многом будет зависеть от того, смогут ли главы муниципалитетов понять, что именно этот путь ведет к развитию. Сегодня в наших городах, в других районах Архангельской области реализуется целый ряд успешных проектов. Беда лишь в том, что они в крайней степени локализованы и зачастую испытывают дефицит спроса, рынков сбыта, инвестиций… Еще целый ряд задумок по тем же причинам находятся на стадии идеи и никак не могут выбраться из зачаточного состояния.

А ведь каждая из таких идей потенциально несет в себе экономический эффект: рабочие места, налоговые отчисления, социальные обязательства. В том же случае, если мы синхронизируем наши управленческие подходы, создадим общую инфраструктуру, которая по большому счету создаст как единый механизм производства, так и единый внутренний рынок сбыта, эти проблемы во многом решатся. Наш внутренний рынок создаст серьезную конкуренцию привозным товарам, а наши производители товаров и услуг получат гарантию стабильной работы на годы вперед.

 

Агломерации – федеральную поддержку

– Какие проекты планируется развивать в рамках агломерации?

– Их около десяти, и список еще дополняется. Это самые разные проекты, которые уже существуют в той или иной стадии развития. Например, программа «Безопасный город» уже достаточно хорошо зарекомендовала себя в Архангельске и Северодвинске. Так почему бы нам не масштабировать ее на Новодвинск и Приморский район? В последнем, кстати, в летние месяцы численность населения заметно возрастает благодаря притоку жителей Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, которые устремляются на территорию района к своим дачным участкам.

Точно так же можно поступить с внедрением социальных карт, которые в недалеком будущем станут вторым паспортом для жителей областного центра. Но это, если угодно, социальные проекты.

Помимо них у нас в запасе есть целая палитра предпринимательских инициатив в совершенно разных сферах. Здесь и развитие межмуниципального туризма, энергетики, аквакультуры, проекты в сфере ЖКХ и транспорта. Причем почти все они тесно связаны между собой.

Например, создание межмуниципальной туристической инфраструктуры потребует организации транспортной сети, по которой будут курсировать автобусы-шатлы, доставляющие жителей из того города, где они живут, туда, где они хотят побывать.

Помножьте это на целый комплекс предприятий, оказывающих сопутствующие услуги – производство и торговля сувенирами, общественное питание, гостиницы, и тогда станет виден весь масштаб замысла. То же касается и многих других проектов, а значит, говоря о их реализации в комплексе, мы говорим о мощном синергетическом эффекте, который принесет агломерация. Поэтому мы вправе говорить, что «Большой Архангельск» – это экономический кулак, который будет способен разрушить преграды, которые сегодня сдерживают динамику нашего общего развития.

– Вы сами сказали, что многие из этих проектов по своей сути являются исключительно бизнес-проектами. То есть администрация «Большого Архангельска» намерена взяться за их реализацию?

– Об этом речь не идет. Бизнесом должен заниматься бизнес, а наша задача – оказать ему содействие, создать условия для того, чтобы он мог это делать эффективно. И создание в рамках агломерации единой системы поддержки предпринимательства, стандартизация управленческих подходов – это лишь один из инструментов такой поддержки бизнес-проектов в рамках агломерации.

Второй путь – совместное участие в привлечении бюджетных инвестиций от Федерации. Сегодня федеральный бюджет готов участвовать в реализации инфраструктурных проектов регионов и муниципалитетов. Однако зачастую обладателями такой поддержки становятся города-миллионники.

И в этом нет ничего удивительного. С точки зрения министерств, распределяющих федеральные средства, они более привлекательны для вложений бюджетных денег: население здесь плотнее, бюджетная обеспеченность выше, да и бизнес побогаче, а значит, Федерация вправе рассчитывать на больший эффект от инвестиций. Наша задача – создав агломерацию, единым фронтом вступить в конкурентную борьбу за поддержку из федерального бюджета по линии госпрограмм.

 

И уезжать отсюда не захочется

– А как поможет агломерация привлечению федеральных средств? Ведь на уровне правительства страны пока нет понимания, как отразить агломерации законодательно и, соответственно, какие меры поддержки следует предусмотреть для таких межмуниципальных союзов…

– Да, единого понимания нет, но оно активно вырабатывается. И наша цель сегодня – сделать так, чтобы к тому времени, когда термин «агломерация» перерастет в законодательную плоскость, мы были к этому готовы и имели багаж собственного опыта и практических наработок. Мы не сомневаемся и в том, что в федеральном законодательстве найдет свое место и комплекс мер поддержки агломераций. Например, нам были бы интересны изменения в налоговое законодательство, которые позволили бы делить прибыль от успешных бизнес-проектов, в содействии которым принимали участие муниципалитеты агломерации, пропорционально их финансовому вкладу в его реализацию.

Не меньший интерес представляют для нас и поправки в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми муниципалитеты могли бы принимать участие в реализации инфраструктурных проектов, находящихся на пересечении наших границ, «вскладчину». Это существенно бы облегчило нашу совместную работу.

Но пока все эти идеи только обсуждаются. Мы можем лишь лоббировать их через депутатов Госдумы, которые представляют в парламенте интересы Архангельской области, и активно пользоваться правом законодательной инициативы, которым обладает правительство региона.

– Какие еще эффекты кроме экономического вы ожидаете от реализации проекта «Большой Архангельск»?

– Одним из важных эффектов от развития агломерации, по нашему мнению, станет повышение привлекательности наших муниципалитетов для самих северян. Мы рассчитываем на то, что они станут центрами притяжения для жителей других районов Архангельской области.

Да и тех, кто планирует покинуть Архангельск, Северодвинск или Новодвинск, развитие агломерации и тех проектов, которые она позволит реализовать, заставит пересмотреть свои планы, ведь откроет новые перспективы и качество жизни в своих родных городах.

Это, на наш взгляд, должно найти свое отражение в сокращении оттока населения из Архангельской области  в целом и столицы региона в частности. Таких результатов, кстати, за несколько лет добились в Челябинской агломерации – там отток населения тоже долгое время оставался существенной проблемой. Сегодня он почти сошел на нет. Если такого же эффекта мы добьемся и в «Большом Архангельске», значит, наш проект удался.

 

Олег КУЗНЕЦОВ

Николай ЕВМЕНОВ, заместитель главы города – руководитель аппарата

 

Родился 18 февраля 1981 года в Архангельске

 

Об учебе

– Я окончил 24-ю гимназию и в старших классах мечтал стать юристом. Но после того как, участвуя в математической олимпиаде, занял в ней не последнее место, мой учитель по математике Анна Ивановна сказала мне: «Николай, ты экономист, а не юрист». И этим она определила мою судьбу. Я поступил в АГТУ на специальность «финансы и кредит», затем стал участником Президентской программы подготовки управленческих кадров, а потом… поступил в аспирантуру. Изначально мои научные интересы лежали в области социологии, но затем экономика снова взяла свое. Получать ученую степень кандидата экономических наук и защищать диссертацию мне пришлось уже в Москве – в Архангельске в те годы не было диссертационного совета по экономике.

 

Об опыте работы

– После окончания университета многие мои сокурсники пошли работать в банковскую сферу. Я же мечтал о другом. Меня больше интересовало производство. Поэтому я задумался об открытии собственного дела. Но вот так сразу бизнес не появляется – даже для того, чтобы придумать идею, нужно время. И я пошел работать. Сначала трудился в областном комитете по труду, потом заместителем директора областного кадрового центра, а уже затем пошел в банк, взял кредит и открыл собственный ресторан. Руководил я им два года, это был вполне успешный проект. Но затем его продал – понял, что мне хочется чего-то большего. Затем год я работал в должности генерального директора ООО «Баренц-групп». В 2010 году вновь вернулся на государственную службу – сначала в должности заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму, а затем стал уполномоченным при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей.

 

О спорте

– Я занимаюсь спортивной стрельбой, плаванием, стараюсь регулярно ходить в спортзал. Помимо этого, возглавляю региональную Федерацию стендовой стрельбы и спортинга.

 

О книгах

– Люблю читать и стараюсь посвящать книгам как можно больше времени. С недавних пор меня увлекла документальная литература, посвященная истории Архангельска. Это очень любопытно – узнавать новое о родном городе, о его прошлом, сравнивать его с сегодняшним днем и проводить параллели. И это, как ни странно, помогает в работе.

 

О любимом месте в Архангельске

– Это набережная Северной Двины, а если конкретнее, то Красная пристань – место, где началась история Архангельска как портового города. Здесь до сих пор чувствуется исторический дух, здесь легко представить, насколько бурно в этом самом месте кипела жизнь столетия назад.

 

О кино

– Люблю комедии. Фильмы в этом жанре – это всегда проверка человека на чувство юмора, на сообразительность, на его умение философски относиться к жизни и нестандартным жизненным ситуациям. Одни из моих любимых фильмов – это «Гений» с Александ-ром Абдуловым и «Блеф» с Адриано Челентано.

 

О социальных сетях

– Я активно пользуюсь соцсетями. Для меня это своего рода отдушина. Здесь читаю новости, вижу реакцию и эмоции людей, общаюсь и даже учусь чему-то новому. Вообще, люблю учиться, люблю современную технику и технологии и те возможности, которые они нам дают.