Безопасность на дорогах – наша общая задача

Люди и события

Архангельские активисты ОНФ провели круглый стол по безопасности дорожного движения

Как уберечь архангелогородцев от гибели и травм на дорогах, как повысить культуру водителей и качество их подготовки в автошколах, как привлечь к этому общественные организации города и региона – обо всем этом говорили участники встречи. Организатором круглого стола выступило региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный фронт – за Россию».

 

Воспитывать водителей с детсада

Как известно, ОНФ давно и плотно занимается темой безопасности дорожного движения. В частности, один из популярных проектов общественников – «Карта убитых дорог». Но даже если все трассы России будут с идеально ровным асфальтом, количество аварий вряд ли уменьшится, потому что по вине водителей происходит порядка 90 процентов ДТП. Цифра говорит сама за себя – значит, с таким качеством подготовки выезжают автовладельцы на наши улицы.

И справиться с этой проблемой можно только сообща. Вот почему темой круглого стола стало участие всех институтов гражданского общества в безопасности дорожного движения. Сергей Лобарев, председатель НП «Гильдия автошкол России», член экспертного совета Госдумы, отметил, что один из действенных методов повышения безопасности – это внедрение единой системы автообразования, начиная с детских садов и школ и заканчивая повышением уровня вождения даже тех водителей, которые давно окончили автошколы.

– Сегодня в общеобразовательных школах изучение правил дорожного движения идет как факультатив, в рамках предмета ОБЖ, – сказал Сергей Юрьевич. – Считаю, что это в корне неправильно, за четыре урока правила дорожного движения не выучишь. То есть наших детей больше учат, как вести себя в случае пожаров, наводнений, землетрясений – тому, с чем большинство из них в жизни никогда не столкнется. А то, с чем ребенок сталкивается ежедневно, ведь он каждый день становится участником дорожного движения как пешеход или пассажир, – это мы преподаем факультативно. С 1 сентября в школах хотят ввести изучение астрономии как предмета – получается, что как ориентироваться по звездам, мы детей научим, а как по земле ходить – дескать, пусть родители объясняют. А ведь ежедневно на дорогах России гибнут два ребенка! Поэтому мы в Государственной Думе инициируем проект пересмотра системы обучения.

Нужно учитывать и то, что участник дорожного движения молодеет – уже с 16 лет можно управлять мопедом. На это тоже обратил внимание Сергей Лобарев, как и на то, что воспитывать грамотное поведение на дорогах надо уже с детского сада. Эксперт поделился своими наработками и проектами непрерывной системы автообразования, которые, несомненно, были бы интересны и архангельским общеобразовательным школам.

 

Дорогу покажешь?

Гость из Карелии председатель Карельской республиканской Ассоциации «За безопасность дорожного движения» Жанна Беляева подняла вопрос замены национальных водительских удостоверений на российские. Республика Карелия, расположенная близко к Петербургу, уже столкнулась с массовым потоком иностранных граждан, желающих получить права. Но в Северной столице уже образовались огромные очереди, вот все и едут в Карелию. К тому же, как отметила Жанна Беляева, в Петрозаводске в отличие от Петербурга лучше учебная база для водителей пассажирских автобусов – в Питере буквально пара машин на весь мегаполис.

Проблема в том, что многие граждане бывших союзных республик, работающие водителями такси и маршруток в мегаполисах, зачастую даже русского языка не знают, не имеют понятия о российских правилах дорожного движения. Давно известная байка стала актуальной не только для Москвы, но уже и для Архангельска: «Дорогу покажешь, дорогой, тогда поедем».

Остановилась Жанна Беляева и на работе автошкол, и на низком уровне сдачи экзаменов в ГИБДД после обучения.

– У нас регион более депрессивный по сравнению с Архангельском и уровень доходов населения заметно ниже, чем у вас. Поэтому демпинг сумасшедший – снижают стоимость обучения уже до 12 тысяч рублей. Но чему можно научить за такие деньги? Надо понимать, что погоня за низкой ценой оборачивается еще большими тратами. Но нам в Карелии удалось создать судебный прецедент: привлекли к суду автошколу за ненадлежащее качество обучения, не только вернув при этом оплату за курсы, но и судебные издержки, услуги адвокатов и моральный ущерб, – сказала Жанна Беляева.

 

Автошколы – учить или зарабатывать? 

Отдельный вопрос – качество подготовки водителей в автошколах. 190 необходимых часов обучения явно недостаточно. Реформа автошкол, ужесточение требований к ним и повышение стоимости обучения привели к тому, что в целом по России количество школ уменьшилось. В частности, в Москве по сравнению с 2014 годом их число сократилось почти вполовину.

Но в Архангельске ситуация парадоксальна: у нас количество автошкол, несмотря на реформу и кризис, наоборот, растет. Если в 2015 году в области было 98 таких организаций, то в 2017 их уже 124. В Архангельске – 25 и 40 соответственно. При этом число сдавших экзамены в ГИБДД уменьшается, что говорит о низком уровне подготовки. Причин тому множество: отсутствие должного контроля за качеством обучения, низкая материальная база школ, желание сорвать легкие деньги, не вкладываясь в оснащение.

Реформа, на которую возлагались такие большие надежды, себя в полной мере не оправдала. Недобросовестные автошколы пользуются лазейкой в законодательстве, – об этом говорил координатор проекта ОНФ «Дорожная инспекция» в нашем регионе, председатель Ассоциации автомобилистов Архангельской области Алексей Нестеренко.

– В то время как ответственные школы вкладывают огромные средства в создание и укрепление материальной базы, оборудование учебных площадок, другие своей целью ставят лишь зарабатывание денег. Закон позволяет арендовать оборудование по договору, этим многие и пользуются. Для получения разрешения на обучение они предоставляют надзорным органам наличие необходимого оборудования, манекены, договор на аренду учебной площадки. Получив разрешение, остаются с пустым кабинетом в лучшем случае. Деньги в подготовку водителя они вкладывать не хотят, сами понимаете, к чему впоследствии приводит подобное обучение «на коленке». Потом такие автолюбители, даже если сдадут экзамен в ГИБДД, становятся явной угрозой для других участников движения.

Здесь многое зависит и от сознательности горожан. Но многие соблазняются низкой ценой, обещаниями организовать экзамен где-то в райцентре с двумя дорогами и одним светофором. Они не осознают, что ездить-то им придется в городском потоке, а незнание правил может выйти боком – авария, разбитая машина, пострадавшие люди.

– Поэтому ОНФ выступает с инициативой создания рабочей группы по контролю за деятельностью автошкол, по их проверке, присутствию на внутренних экзаменах, – говорит Алексей Нестеренко. – Это предложение мы включили в резолюцию по итогам круглого стола. Считаю, что активный общественный контроль, объединение усилий всех общественных организаций помогут навести порядок в этом вопросе.

 

Софья ЦАРЕВА