Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Донбасская поэтесса Анна Ревякина: «Часы снова идут»

29.03.2023 10:11
Анна Ревякина, поэт, журналист, вспоминает красоту своего родного Донецка, города миллиона роз. Говорит о силе духа народа Донбасса и о том, что помогает людям выжить сейчас. 


Рассказывает, как изменилась жизнь дончан после референдума о присоединении к России, а также делится впечатлениями от поездок на передовую и общения с бойцами.

Автор шести сборников донбасской поэзии, зампред Общественной палаты ДНР Анна Ревякина побывала в Архангельске и рассказала о трансформации русской культуры, новой поэтической эпохе и вдохновении.

О трансформации и поэзии

– Сейчас происходит трансформация. В каких-то областях она более заметна, потому что там ее легче провести, а в каких-то областях она только предстоит. Если представить себе образно, что российская культура – это некий ледокол, то мы видим, что сейчас потихоньку этот ледокол немного меняет свой курс.

Как мне кажется, те изменения курса, которые происходят, происходят не в силу того, кто за штурвалом, а из-за объективных факторов, в которых находится этот ледокол. То есть в большей степени это процесс внутреннего характера, но и, конечно, внешние обстоятельства меняют курс этого ледокола. Это, может быть, даже ковчег.
У меня есть три строчки в стихотворении:

Есть у русских качество наживное.
Коль потоп, добудут 
чертеж адмирала Ноя.
И построят ковчег, 
настоящий ковчег для всех.

В эту строчку я, кстати, вкладывала то, что Россия всегда была неким таким общим знаменателем, собирателем большого количества культур, и это всегда было очевидно.

О перерождении

Те изменения, которые происходят уже сейчас, говорят о том, что совсем скоро нас будет ждать другая, новая Россия. Не та культурная Россия, к которой мы привыкли. Она уже другая. Она уже меняется. Нас ждет в определенной степени перерождение. Это классное слово, мне оно нравится. Потому что то, что было до этого, отчасти было вырождением.
Мы размывали свой культурный код, слишком смотрели на Запад, были ориентированы исключительно на Запад в весьма не близких нам вещах. Это все насаждалось, лилось на нас.

Вырождение русского культурного кода сменится принципиально другим курсом, вектором, где русский культурный код будет поднят на-гора – это шахтерский термин – и будет явлен всему миру.

О новой поэзии

Поэзия – это же вообще очень спасительная история. Почему в России такая сильная поэзия? Обратите внимание на всплески русской прекрасной поэзии. Это Серебряный век, который расположился между двумя 
войнами: условно, между Первой мировой и Великой Отечественной войной. Это прекрасный бронзовый век, который пришелся на холодную войну.

Понятное дело, что и сегодняшний всплеск поэзии закономерен. Потому что такие сложные времена, времена турбулентности, конечно, заставляют поэтов себя проявлять, затачивают их карандаши и заставляют их быть более требовательными к себе и к великой русской литературе.

О коллегах-поэтах и музе

Сейчас выпускается большое количество антологий. Первая была выпущена Фондом «Русский мир» в 2015 году. Она называется «Час мужества». Если мне не изменяет память, там около 30 поэтов. Вот, пожалуйста, срез тех лет.

Могу назвать еще одну книгу-антологию. В 2019 году ее выпускал Карен Джангиров, она называется «Мы. Донбасс – точка сборки». Там были не только те авторы, которые пишут сегодня, но и Наталья Хаткина, Николай Анциферов и другие.

Совсем недавно вышел сборник «Поэзия русского лета», в нем 25 авторов. А еще есть прекрасный сборник «Воскресшие на Третьей мировой», где, кажется, 63 поэта. Сборник, который выпускаю я, выйдет совсем скоро, включит в себя 45 авторов.

Я не могу и не имею права выделить какой-то топ. У каждого из нас какой-то свой поэт. Вообще, человеку свойственно искать своего поэта, автора. И кого он найдет – Анну Ревякину, Игоря Караулова, Ольгу Старушко, а может быть, всех троих, а может быть, Лену Заславскую, а может быть, 
Вячеслава Теркулова или Машу Панчехину или отца Дмитрия Трибушного… Тут уж не знаю.

Понимаете, лирическое высказывание, которое дает поэт, нуждается в резонансе. Это иглоукалывание – попал или не попал со своим автором. Поэтому я не могу вам назвать топ, но какие-то фамилии дорогих мне сердцу людей назвала.

О музе и родине

Да. Я нашла свою музу. Это мой папа и мой город – Донецк. И, конечно, для меня мои тексты очень важны. Но это не значит, что я люблю свои тексты какой-то нарциссической любовью. Нет.

Я поэзию, само вещество поэзии люблю гораздо больше, чем отдельно взятые тексты Анны Ревякиной. Именно поэтому я взяла на себя такой труд и такое счастье, как создание объединяющего сборника поэтов. Это будет такой донбасский хор.

Анна Ревякина рассказала о своих ощущениях, которые легли в основу книги «Хроники Города До. Безвременье».

– До – для меня это поэтическое имя моего города. Мне очень нравится, что я его придумала. Это все получилось ненавязчиво, это была «инициатива изнутри» – не то чтобы я старалась это придумать, но оно как-то так само вышло, что Донецк – это «Город До».

В «До» я вкладывала очень много. Это все прекрасные слова, которые начинаются на «до». Это доброта, дочь, доблесть. Это, конечно же, предлог, это мера времени – до и после. И еще это первая нота, что тоже очень важно, – добавила поэт в эфире программы певицы Юты на радио Sputnik.

О времени и безвременье

Вторая часть названия книги – «Безвременье» – навеяна образом остановившихся в разгар событий на киевском Майдане часов на главпочтамте Донецка. Сейчас эти часы вновь идут.

Анна Ревякина твердо уверена в том, что многострадальный Донбасс, который уже больше восьми лет ежедневно обстреливают ВСУ, заслужил мирное небо.

– Я точно знаю, что справедливость и вообще «правильная сторона улицы» – это та сторона, где находится мой Донбасс. Это русские люди, которых много лет терроризировали, много лет заставляли жить в страхе... И я уверена в том, что та земля, которая впитала в себя такое горе, такое количество крови, заслуживает того, чтобы цвести и чтобы над ней было мирное небо. Я верю, что люди смогут наконец выдохнуть спокойно и просто жить, – сказала поэт.

Донбасс и Донецк – это то, что является сутью ее стихов.
– Когда я получаю награду, я всегда говорю: спасибо моему родному Донбассу. Не зря у Донецка есть самая, на мой взгляд, естественная рифма: Донецк – отец. Вот для меня Донецк – действительно отец, – заключила Анна Ревякина.