Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Гордость народного просвещения

03.02.2023 15:38
Учитель русского языка и литературы школы № 77 Раиса Горячева рассказала о секретах профессионального мастерства
Раиса Дмитриевна Горячева – удивительный учитель. 57 лет в профессии! За плечами – богатый опыт прошлых лет, работа в разных школах страны и за ее пределами, но неизменно одно: ее ученики полученные от наставника знания и умения воплощают во взрослой жизни, а потом передают своим детям, внукам...

Душа выбрала

Глядя на эту скромную и интеллигентную женщину элегантного возраста, никогда и не подумаешь, что перед тобой настоящая глыба отечественной педагогической деятельности.

Отмечу, что лицо у моей героини доброе, благородное и лучезарное. Искренне восхитилась тому, как великолепно выглядит Раиса Дмитриевна в свои годы. Да и рассказчик она отличный, слушать ее приятно.

Родилась наша героиня в шахтерской семье в городе Новошахтинске Ростовской области в мае 1941 года. После успешного окончания школы юная Раиса мечтала поступать в педагогический вуз, но родители отговорили дочь, сказав, что эта профессия нервная и очень тяжелая. Так, прислушавшись к мнению семьи, подумав, она поступила в Таганрогское техническое училище № 10, где получила специальность токаря и затем трудилась на заводе «Красный котельщик» в механическом цехе. Но параллельно, не забывая о своей настоящей профессиональной мечте, работала еще и отрядной пионервожатой в школе. Она и в своей школе, будучи ученицей 8-го, 9-го и 10-го классов, была отрядной вожатой в пионерских классах.

– Вот в это время, можно сказать, совмещения я осознала, к чему все-таки у меня больше лежит душа. Поняла, что работать токарем интересно, но это не мое, а вот занятия с детьми доставляют радость.  И решила на следующий год поступать в педагогический вуз – и поступила! – рассказывает моя собеседница.
В 1960 году Раиса Дмитриевна стала студенткой педагогического факультета УГПИ (пединститута г. Уральска), а в 1961 г. перевелась в Таганрогский ГПИ.

Бунтари и романтики

В 1964 году выпускалось свыше 60 учителей начальных классов. И все должны были остаться преподавать в школах Ростовской области. Но группа, в которой училась Раиса Дмитриевна, была из тех, про кого точно скажут: «Ну, бунтари!».

– Мне хотелось поехать в Сибирь или районы Крайнего Севера. Предложила однокурсникам. Желающих оказалось 13 человек. Мы написали в Министерство образования СССР коллективное письмо с просьбой отправить нас в эти регионы. Спустя какое-то время пришел ответ: нашу просьбу удовлетворили. Нас направляли в распоряжение Красноярского сельского Краевого ОНО. Мы обрадовались положительному ответу на нашу просьбу. Но меня как комсорга факультета декан вызвал и начал отчитывать за то, что Ростовская область недополучит 13 специалистов. А студенты нашу группу стали называть «13 романтиков», «13 чудаков», – рассказывает педагог.
Так Раиса Дмитриевна оказалась в Красноярском крае, в рабочем поселке Рассвет. Правда, когда в Красноярске получили направление в район, то узнали, что «в этот край таежный только самолетом можно долететь». Самолет оказался маленький, шестиместный и посадку совершил не на аэродроме, а как поется в песне: «Летчик над тайгою точный курс найдет, прямо на поляну посадит самолет». 

Прилетела девушка-красавица с одним лишь чемоданом вещей и коробкой книг. Летчики, что везли молодых специалистов, после посадки воздушного судна, увидев на чемодане табличку с адресом (Ростовская обл., г. Таганрог), поинтересовались: «Вы что, в ссылку попали?!». 

По прибытии в школу ей сразу предложили пройти курсы переподготовки и стать учителем русского языка и литературы. В Рассветовской средней школе она начала преподавать эти предметы и стала классным руководителем 5-го класса. И тогда уже точно ощутила себя на своем месте.

Только учителем!

 – Мне очень повезло с коллективом школы! Коллеги были добрые, отзывчивые, друг друга поддерживали. До сих пор благодарна судьбе за те шесть замечательных лет, что там проработала. Кстати, сейчас директор той школы – моя бывшая ученица.

Что и неудивительно: талантливые педагоги способны влюблять в свою профессию каждого ученика. Раиса Дмитриевна при любых жизненных обстоятельствах пронесла любовь к своему делу.

Наша героиня вышла замуж за военного. В 1971 году супруга направили в воинскую часть в Карелию, и она последовала за ним. Женам военнослужащих часто не удается трудоустроиться по специальности. Вот и ей предлагали разные варианты работы в гарнизоне, так как в школе мест не было, но она сразу заявила, что свою профессию менять не намерена и будет работать только учителем. Спустя несколько месяцев ей предложили должность учителя русского языка и литературы в восьмилетней школе поселка Софпорог, который находился в шести километрах от воинской части. Здесь она проработала до 1974 года, пока мужа не перевели в Архангельск.
Семейная чета приехала в столицу Поморья, и Раиса Дмитриевна устроилась на работу учителем в 77-ю среднюю школу Исакогорского РОНО.

– Здесь я проработала с 1974 по 1986 год. В 1985 году мужа направили в Фюрстенберг, в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). Сразу с ним не поехала из-за отсутствия работы по специальности. Но спустя год переехала. И удалось трудоустроиться практически сразу. Мне повезло: меня знала методист политотдела, которая ранее работала в ГОРОНО города Архангельска. Она сказала директору: «Берите этого человека – не пожалеете». С сентября 1986 года начала работать учителем русского языка и литературы в средней школе № 27 ГСВГ, затем была переведена на должность организатора по внеклассной работе, – рассказывает наша героиня. 

В школе № 27 ГСВГ она проработала пять лет. А в январе 1991 года вернулась с мужем обратно в Архангельск, и с февраля вновь была принята в среднюю школу № 77. С той поры Раиса Дмитриевна родную 77-ю больше не покидала. Получается, в этом коллективе она почти 44 года! Ее общий педагогический стаж – 57 лет, в течение 53 лет является и классным руководителем.

Вот такая уникальная Раиса Дмитриевна Горячева! Хотя себя она уникальной совершенно не считает, говорит, что обычная женщина, обычный учитель: «Таких, как я, в России очень много!».

– Просто так сложилось, что выбрала дело по душе. Наверное, поэтому я до сих пор в строю. И каждый год с нетерпением жду начала учебного года. Люблю эту профессию с детства. Часто играла в школу, где я учитель, а мои игрушки и подружки – ученики, – рассказывает Раиса Дмитриевна.

И моя собеседница поведала историю о своей первой учительнице, которая, как добрая фея в сказке о Золушке, дала благословение на педагогическую стезю и подсказала, что надо сделать, чтобы мечта исполнилась:
– Мою первую учительницу звали Неонила Ильинична Кочка. Мне так нравилось учиться, слушать ее на уроках. Через полтора месяца подошла к ней и говорю: «Я тоже хочу быть учительницей!». Она мне ответила: «Молодец! Хорошо учись, получай знания и будешь учительницей!».

Современные дети

– Советские школьники были более активными, больше увлечены общественной работой, трудолюбивыми, читающими и более доброжелательными и внимательными к своим сверстникам. Для них учитель был авторитетом, величиной. 

Современные же дети более эрудированные и подкованные в плане информационных технологий, но неохотно читают. Но опять же не могу сказать, что дети настоящего времени – испорченное поколение. Конечно, нет! Ребята все разные. Были, есть и будут талантливые и не очень, активные и пассивные, трудолюбивые и ленивые, добрые, отзывчивые, чуткие и не очень. Но если говорить про какую-то тенденцию в различии поколений, то я вам ее назвала, – подчеркивает учитель.

Также Раиса Дмитриевна отметила, что она рада, что в нашей стране возрождают детское движение. По ее мнению, важно, чтобы в подрастающем поколении со школьной скамьи были заложены правильные ориентиры и ценности.

– Считаю, что для гармоничного развития ребенка одних школьных уроков, конечно, недостаточно, – говорит педагог. – В каждом мальчишке и девчонке есть потенциал, который нужно развивать не только родителям, но и учителям. 

Раиса Дмитриевна не только одаренный и талантливый педагог, но и отличный организатор: она почти 30 лет руководит драматическим кружком «Родничок» на базе Исакогорской школы № 77, члены которого не раз становились лауреатами и призерами окружных, городских и областных фестивалей и конкурсов.

«Родничок»

– Беру в кружок всех школьников с пятого класса, у кого есть интерес к этому виду творчества. Слушаю дикцию, речь, выявляю способности. Знакомлю новичков с основами театрального искусства. Работу начинаем с постановки маленьких миниатюр, в последующем доходим и до спектаклей продолжительностью больше часа. А вообще, за время существования кружка три его члена стали профессиональными актерами, – не без гордости в голосе сообщает поклонница и популяризатор театрального искусства среди школьников.
 
Вспоминая разные периоды жизни, по откровенному признанию учителя, больше всего она сожалеет о том, что многие ее ученики, окончившие педагогические вузы по разным специальностям (учитель истории, географии, русского языка и литературы и др.), в лихие 90-е сменили благородную профессию и ушли в торговлю или бизнес.
– Что делать? Людям приходилось выживать! Но считаю, что, может быть, первоклассных учителей потеряла страна. А еще, конечно, помню и трех своих учеников, что принимали участие в военных событиях в Афганистане. Как жаль мальчишек! Двое вернулись, правда, Алексей Г. был тяжело ранен, а третий – Андрей Симаков – погиб, уже демобилизовавшись. Маме написал письмо: «Мамочка, не пиши больше. Я демобилизуюсь. Скоро приеду!». И когда их группа бойцов возвращалась к границе СССР, попала в засаду. В этой ситуации Андрей прикрывал отход наших демобилизованных ребят, отстреливался до последнего патрона. Юноша был добрый, отзывчивый, трудолюбивый, веселый, – до сих пор глубоко переживает гибель ученика Раиса Дмитриевна.

А еще она вспомнила случай, когда в 1981 году ей как классному руководителю выпускного класса директор школы объявила выговор. Дело в том, что ее десятый класс готовил концерт для шефов ЛДК-4. Но что-то пошло не по сценарию.

– Они отлично выступили, показали подготовленную программу. А потом юноши вдруг решили исполнить под гитару песню «В цинковых гробах», которая была в то время запрещена. Как же меня отчитывала директор! И так случилось, что именно из этого выпуска трое ребят приняли участие в военных событиях в Афганистане.
На здании школы № 77, располагающейся по адресу: ул. Дежневцев, 12, с 2012 года установлена мемориальная доска в память о выпускниках Андрее Симакове и Евгении Ряхине, погибших при исполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан.

Ответственное дело
 
Отмечу, в 2011 году моя собеседница была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». И государственных наград у нее несколько, что неудивительно, ведь этот человек просвещает и воспитывает подрастающее поколение.

Вот и еще одна государственная награда из рук губернатора Поморья Александра Цыбульского добавилась в копилку профессиональных побед – «За заслуги перед Архангельской областью». А на мой типичный вопрос, как она отнеслась к столь высокой оценке ее деятельности, Раиса Дмитриевна ответила, немного смущаясь:

– Награда значимая. Спасибо большое, что оценили труд. Но эта награда возлагает и большую ответственность. Работать надо еще лучше! Надо стремиться оправдать ее! При этом это общая заслуга: и коллег, и родителей, и детей. Потому что содружество, сотворчество дает возможность развиваться каждому педагогу в нашем коллективе. А коллектив у нас сильный! Много талантливых и опытных учителей!

Елена Чудесная