Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Воздушные ворота не закроют

15.02.2023 16:30
Аэропорт в Талагах ждет серьезная реконструкция, железнодорожный вокзал обновят, а до Москвы можно будет доехать на скоростном поезде за 15 часов
Аэропорт Архангельск отметил 60-летие. Возраст весьма почетный. Требования к современным аэропортам уже совершенно другие, поэтому реконструкция воздушных ворот Архангельска назрела. Какие изменения нас ждут?


Александр Распеченюк: – Во время реконструкции планируется строительство новой взлетно-посадочной полосы на месте старой, новых рулежных дорожек, включая магистральную, нового перрона, новой аварийно-спасательной станции, будет установлено современное ограждение периметра аэропорта и построена патрульная дорога. Все это позволит нам принимать большинство типов воздушных судов без ограничений.

– Реконструкция аэропорта помимо серьезных финансовых затрат потребует изменений в логистике. Мы к этому готовы?


Юрий Попов: – Для того чтобы начать реконструкцию аэропорта была проведена большая работа с федеральным центром, привлечены средства федерального бюджета. Заказчиком работ выступает ФКУ «Ространсмодернизация» – специальная дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры, генеральным подрядчиком является АО «МСУ-1» – одна из крупнейших организаций в сфере монолитного строительства. Для строительства покрытия полосы используются плиты нового поколения, что сделает взлет и посадку более комфортными. Безусловно, реконструкция повысит безопасность эксплуатации аэропорта, позволит увеличить пассажиропоток.



Сергей Кочуров: – Вопрос о реконструкции полосы назрел, и дальше ее откладывать было невозможно. Последний раз ее выполняли 40 лет назад – в 1983 году. Я был участником этих событий. И тогда мы также перебазировались в Васьково и выполняли рейсы в основном на самолетах Ан-24, а Ту-134 использовали военный аэродром Лахта в Катунино. Но сейчас он, к сожалению, уже не действует. Мы рассматривали его как один из вариантов, но здесь потребуются большие затраты, чтобы привести аэродром в соответствие требованиям. Хочу отметить, что правительством Архангельской области была проведена огромная подготовительная работа, были выделены средства, разработан план – дорожная карта мероприятий, есть понимание по каждому пункту.

– Как будут осуществляться авиарейсы во время закрытия аэропорта?

Юрий Попов: – План на переходный период был сформирован на основе консультаций с местным авиационным сообществом. Будет задействован аэропорт в Васьково. Сейчас проводится комплекс работ, выполнение которых позволит принимать среднемагистральные воздушные суда. Планируется для перевозок использовать турбореактивные самолеты Bombardier CRJ100 и CRJ200 канадского производства вместимостью 50 человек. Также будут задействованы турбовинтовые самолеты франко-итальянской разработки ATR-72 вместимостью до 74 пассажиров и бразильские турбореактивные Embraer E-170, в которых до 78 пассажирских мест. Авиа-
компании, располагающие этими самолетами, уже подтвердили свое участие в перевозках. Это вторая по объему после «Аэрофлота» компания S7 Airlines из Новосибирска, авиакомпания «Северсталь» и авиакомпания «РусЛайн». Будет сохранена практически вся сеть авиарейсов, действующая сейчас. На дальние рейсы будут транзитные билеты через Москву. Также планируется для рейсов в Санкт-Петербург использовать самолеты Як-42 вместимостью до 120 пассажиров. В сентябре мы начали процесс сертификации полосы в Васьково, сейчас он находится в завершающей стадии. При этом сохранятся и рейсы по всем местным авиалиниям, которые выполняются сейчас из Васьково. Уже идет монтаж нового модульного здания в аэропорту Васьково для обслуживания пассажиров на межрегиональных авиалиниях, чтобы разделить пассажиропотоки.

– Аэропорт Архангельск планирует задействовать в Васьково своих сотрудников?

Александр Распеченюк: – Практически все сотрудники будут задействованы в этой работе и будут трудиться в Васьково.

– После реконструкции аэропорта Талаги, какие самолеты он сможет принимать?

– Ограничений практически не будет. Сможем принимать и Boeing 767, и Ан-124 «Руслан», и Airbus 320. Самое главное – какой будет пассажиропоток.

– Как будет строиться работа с пассажирами? Когда будут продаваться билеты, не поднимутся ли цены?

– Продажа билетов начнется чуть позже, но авиакомпания «РусЛайн» ее уже открыла по нескольким направлениям, остальные начнут продажи не позднее чем за месяц до старта полетов из аэропорта Васьково.

– Пассажиропоток в Васьково резко увеличивается.


Андрей Семенов: – Для обеспечения приема воздушных судов вместимостью более 50 пассажиров проводится комплекс мероприятий. Помимо возведения нового терминала завершается процесс сертификации аэродрома, в соответствии с требованиями оборудован перрон, ведется работа по расстановке воздушных судов, отрабатываем взаимодействие с аэропортом Архангельск по техническому наземному обслуживанию самолетов и по размещению специальной техники, необходимой для приема и обслуживания воздушных судов. Расписание по местным авиалиниям остается неизменным. Сейчас идет разработка расписаний на межрегиональных линиях.

Сергей Кочуров: – Понятно, что обслужить такой объем пассажиров – 3,5 тысячи человек в сутки – в Васьково не получится. Поэтому необходимо предусмотреть и альтернативный вид транспорта. Сейчас главный вопрос – это завершение сертификации авиационной безопасности и поисково-спасательного обеспечения полетов. Все эти вопросы на контроле у руководства области.

В целом как оцениваете состояние кадров в отрасли? Молодежь приходит в авиацию?

– Сейчас вопросы профессиональной подготовки и переподготовки авиационных специалистов очень актуальны. И летный, и инженерно-технический персонал достаточно возрастной. При этом конкурс в летные и технические учебные заведения значительно вырос – до 5–6 человек на одно место. Но многие наши земляки, получив образование, стараются закрепиться в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах. Практически никто не едет на периферию, например в Лешуконье, Мезень. Но по кадрам мы вопрос решаем, есть целевой набор.

– После завершения реконструкции потребуются дополнительные кадры?

– Нет, специалисты, ранее работавшие в Талагах, вернутся из Васьково на свои рабочие места. Сейчас главная задача – их не потерять и всех трудоустроить. Хочу отметить, что на период реконструкции жизнь в аэропорту не замрет. У нас сейчас введен в эксплуатацию крупнейший на Северо-Западе России ангарный комплекс. И до начала реконструкции планируется принять около 20 самолетов для технического обслуживания. Кроме того, когда полоса будет закрыта, на техобслуживание будут приниматься вертолеты. И в дальнейшем это направление работы будет развиваться, принося дополнительные доходы.

– Как будет обеспечена транспортная доступность аэропорта Васьково с учетом того, что он на левом берегу?

Юрий Попов: – Будут введены дополнительные рейсы автобуса – аэроэкспресса, который будет курсировать от площади у здания бывшего морского-речного вокзала через железнодорожный мост в аэропорт Васьково. Это автобусы большой вместимости, продолжительность поездки – 30 минут. В расписании учтено и время разведения мостов ночью.

– Что касается альтернативных способов передвижения в другие города и регионы, какие варианты возможны?

– Мы с РЖД проработали вопрос и планируем, что с 1 мая будет запущен прямой скоростной поезд Архангельск – Москва. Расписание предполагается утвердить в середине февраля. Ориентировочно отправляться из Архангельска он будет в 18 часов и в Москву прибывать около 9 часов утра. И аналогично из Москвы в Архангельск. Промежуточных остановок планируется всего четыре: Исакогорка, Обозерская, Данилов, Ярославль. Это сделано, чтобы ускорить движение. Мы взяли среднесуточный пассажиропоток, сложившийся за 2021–2022 годы, и исходя из него спланировали в том числе и дополнительные поезда.

– А каковы перспективы аэропорта Васьково, после того как завершится реконструкция аэропорта Талаги?

– Васьково остается аэропортом местных авиалиний, но он сейчас получит новый перрон, новые пункты пропуска, новое здание терминала –это серьезные вложения в его обновление. Перспективы есть, есть рост пассажиропотока: в 2021-м – 27 тысяч пассажиров, в 2022 году – более 30 тысяч, динамика положительная. Будем расширять сеть местных авиалиний, увеличивать количество рейсов на существующих маршрутах.

Андрей Семенов: – Благодаря обновлению инфраструктуры условия обслуживания пассажиров улучшаться, что, несомненно, привлечет дополнительных пассажиров. Но нужно понимать, что у нашего авиаотряда пассажирские перевозки – это только 30% всего объема, основное – это доставка грузов, в том числе в труднодоступные районы. И новая инфраструктура в Васьково будет работать и на эти задачи.