За время реализации нацпроекта с 2018 года целый ряд важнейших и самых востребованных городских магистралей приведены в нормативное состояние. Это и проспект Обводный канал, и Маймаксанское шоссе, поэтапный комплексный ремонт которого закончится в этом году. Он обеспечит качественную транспортную доступность порта «Экономия». Такая же цель и у реконструкции Окружного шоссе.
В этом году в перечень дорог, где ведется ремонт по нацпроекту «Безопасные автомобильные дороги» вошли шесть участков: пр. Советских Космонавтов от ул. Розы Люксембург до ул. Поморская — 0,81 км; ул. Карла Маркса от наб. Северной Двины до пр. Советских Космонавтов — 0,48 км; ул. Котласская от ул. Выучейского до ул. Шабалина — 0,75 км; ул. Гагарина от Кузнечевского моста до ул. Тимме — 1,81 км; Маймаксанское шоссе от ул. Мостовая до ул. Победы — 4,6 км; ул. Орджоникидзе — 0,69 км.
Самый сложный объект дорожных ремонтов этого года — улица Гагарина. Здесь параллельно с капитальным ремонтом дорожного полотна и заменой инфраструктуры идет прокладка кольцевого водовода и реконструкция теплосети.
При этом глава города отметил, что перечислены объекты, где заказчиком является администрация Архангельска, а между тем, еще ряд работ выполняются в рамках контрактов федерального дорожного агентства Упрдор «Холмогоры».
— У него в работе Окружное шоссе с расширением до четырех полос. Кроме того, продолжается ремонт Краснофлотского моста, — отметил Дмитрий Морев.
Градоначальник также подчеркнул, что дорожные работы в Архангельске ведутся и сверх задач в рамках национального проекта.
— За счет средств, выделенных по линии регионального министерства транспорта, запланирован ремонт улицы Свободы, проездов Кузнечихинского промузла. Уже отремонтирована улица Смолокурова в Соломбале и заканчивается ремонт улицы Сибиряковцев, — рассказал глава Архангельска.
Кроме того, большие дорожные проекты город реализует в округе Майская горка. Здесь полным ходом идет строительство нового участка Московского проспекта — от улицы Галушина до улицы Ленина.
Работы ведутся за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита. Примечательно, что продление проспекта не только разгрузит городские дороги, но и уже дало толчок к развитию территории этого микрорайона в целом.
По словам Дмитрия Морева, сегодня свободных земельных участков вдоль строящейся магистрали практически не осталось. Здесь планируется строительство еще одной школы, жилых кварталов, в том числе и в рамках масштабных инвестиционных проектов.
А они в свою очередь предусматривают возведение детского сада, спорткомплекса и бассейном и прочее.
— Нельзя не отметить, говоря о ремонте дорог в областном центре и наш городской проект по ремонту дворовых проездов. Мы реализуем его уже третий год. В этом сезоне удалось восстановить асфальтовое покрытие более 40 проездов.
В работу взяли не только центральные округа. Соломбала, Варавино-Фактория, Исакогорка и даже поселок аэропорта Архангельска увидели результаты реализации программы по ремонту проездов.
Продолжаем реализовывать городскую программу по ремонту тротуаров. При поддержке регионального правительства в этом году на эти цели было выделено более 8 миллионов рублей.
В список ремонтов попало девять объектов. Мы учли пожелания и просьбы жителей и включили в план тротуары, которые требовали обновления. Понимаем, что работы в этом направлении еще очень много, но постепенно мы обновим все проблемные пешеходные зоны, — сказал Дмитрий Морев.
Впервые по нацпроекту в Архангельске ремонтируются не только дороги, но и мосты. В этом году таких объектов два, и они оба ведут в Северный округ: мост через реку Соломбалку по улице Мостовой и путепровод по улице Кировской.
Стоит также отметить работу по развитию транспортной интеллектуальной системы. Проект по ее внедрению горадмин реализует совместно с региональным минтрансом.
Так, за три года на 10 наиболее загруженных перекрестках столицы Поморья оборудована система из более 250 камер, которая может анализировать изображения с камер и распознавать марку, модель, цвет автомобиля, его регистрационный знак, а также направление движения.
Современное программное обеспечение способно определять заглохшие автомобили, фиксировать ДТП и направлять эти данные в оперативные службы.
Умная система позволяет регулировать транспортные потоки, фазы светофоров и многое другое. Что касается последних, к слову, то в этом году в областном центре построено и введено в эксплуатацию 14 светофорных объектов. Это — результат реализации масштабного проекта городской администрации по монтажу транспортных светофоров типа Т-7 около образовательных учреждений.
Подводя итог, Дмитрий Морев отметил, что за годы с начала старта национальный проект кардинально изменил подходы к реализации задач.
Так, сегодня это комплексные ремонты, в которых запроектирована замена всей дорожной инфраструктуры — от коммуникационных колодцев и бордюр, до дорожных знаков и остановочных павильонов. И, разумеется, речь зашла о планах на ближайшее будущее.
— С министерством транспорта мы сегодня прорабатываем объекты, которые планируем включить в нацпроект на 2024 год, но совершенно точно мы будем ремонтировать улицу Цигломенскую на Левом берегу. Там до конца года будут сданы в эксплуатацию целых шесть многоквартирных дома, строящиеся в рамках программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. В них переедут около двух тысяч человек, и мы должны обеспечить транспортную доступность этого целого нового микрорайона. Есть поручение губернатора на этот счет, и мы ориентируемся на то, что в следующем году Цигломенскую отремонтируем.
Еще один небольшой, но крайне важный участок — улица Красных Партизан в Соломбальском округе, где находится пожарная часть, — сказал Дмитрий Морев.
Глава Архангельска отметил, что ремонт проездов к пожарным частям — планомерная работа, которую администрация ведет из года в год.
Так, отремонтирован проезд к части на улице Розинга, в этом году идет ремонт проездов к подразделениям на проспекте Советских Космонавтов и на Окружном шоссе.
— На следующий год есть большие планы по ремонту целого ряда городских магистралей, но о них я пока говорю с осторожностью, потому как мы сверяем наши возможности сегодня с региональным минтрансом и корректируем проектную документацию. Это и Ломоносовский проспект, и часть улицы Советской от Кузнечевского моста до улицы Терехина, улица Попова и Набережная Северной Двины — от улицы Шубина до Попова.
На перспективу в приоритете улица Володарского, по которой до конца года будет завершено проектирование. Требуют внимания улицы Северодвинская, дороги в Северном округе. Также по нацпроекту мы изыскиваем возможности на ремонт мостов. Необходим ремонт двух небольших сооружений по направлению к порту «Экономия». Проектно-сметная документация по ним готова и вместе с министерством мы работаем над получением федерального финансирования, — отметил Дмитрий Морев.
Кроме того, в следующем году начнется строительство улицы Карпогорской от ул. Октябрят до Московского проспекта. Оно должно быть завершено в ноябре 2025 года. Средства на реализацию этого масштабного проекта город также получил в рамках инфраструктурного бюджетного кредита при непосредственной поддержке губернатора Александра Цыбульского.