Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Координаторы советников по воспитанию рассказали о работе новых специалистов

27.10.2023 10:04
С 1 сентября в школах и учреждениях среднего профессионального образования России приступили к своим обязанностям советники директора по воспитанию

Какие специфические задачи возложены на новых специалистов? Какой отбор и обучение проходили педагоги? Эти и многие другие вопросы мы адресовали муниципальным координаторам советников в Архангельске Ирине Молевой и Надежде Докучаевой.

ТОТ, КТО ВЕДЕТ ЗА СОБОЙ

— Ирина Алексеевна, Надежда Григорьевна, поясните, кто такие советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, какую работу они будут выполнять?

И. М.: — Главная цель советника — усиление воспитательного потенциала школы, реализация проекта по патриотическому воспитанию граждан, организация и проведение Дней единых действий, взаимодействие с детскими общественными объединениями и социальными партнерами.

— Поясните, что собой представляют Дни единых действий?

Н. Д.: — Есть федеральный календарный план воспитательной работы, где прописаны важные даты и события, такие как 1 сентября, День солидарности в борьбе с терроризмом, День грамотности, День отца, День матери, День народного единства и другие. Методические рекомендации Дней единых действий носят рекомендательный характер, они подразумевают новые форматы проведения мероприятий в школе, которые были бы интересны современным детям. Советник, опираясь на внутренний уклад и потенциал школы, ее традиции, контингент учащихся, выбирает ту или иную форму.

— А какие формы интересны современным детям?

Н. Д.: — Это различные флешмобы, фото- и видеоконкурсы, интеллектуальное лото и так далее. Мероприятия уже разработаны — даны сценарии, подготовлен раздаточный материал… Мы считаем, что это хорошее подспорье. Дни единых действий уже давно апробированы — это была практика РДШ, а теперь — «Движения первых».
В определенный день все школы страны объединяются для проведения мероприятий, посвященных тем или иным датам и событиям.

— Должности советников заняли уже действующие педагоги?

И. М.: — Это как уже работающие педагоги, так и студенты последних курсов педагогических вузов. Основное требование к советникам — это высшее педагогическое образование и желание.

— Проходили ли советники конкурсный отбор и обучение в последующем?

И. М.: — Еще весной стартовал конкурс «Навигаторы детства 3.0», и любой желающий мог стать его участником. В основном регистрировались уже действующие педагоги, но также и студенты. Первый этап — это оформление портфолио: необходимо было рассказать о себе, представить документы об образовании, свои методические наработки, рекомендательные письма от руководителей школ. Второй этап — это тестирование. Ну, а финальным этапом испытания стало собеседование, которое проводилось региональным координатором ресурсного центра, и мы как будущие муниципальные координаторы тоже участвовали в нем.

Н. Д.: — Не все кандидаты прошли этот конкурс. Он был довольно серьезный, лучшие получили дипломы победителей, за лето прошли обучение в дистанционном формате и с 1 сентября приступили к работе.

— Раз отбор был жесткий и далеко не все его прошли, значит, к потенциальным советникам предъявлялись довольно высокие требования? Какими качествами должны обладать эти специалисты?

И. М.: — В первую очередь желанием работать. Потому что многие остановились на этапе загрузки портфолио, столкнувшись с какими-то техническими трудностями, и не захотели их решать. Кому-то просто не хватило количества баллов, которые начислялись на каждом из этапов отбора.

Н. Д.: — Однозначно советник должен быть человеком с активной жизненной позицией, быть интересным в первую очередь не педагогам и администрации школы, а детям. Чтобы он вокруг себя мог собрать ребят, увлечь их идеями и повести за собой.

И. М.: — Неслучайно и проект называется «Навигаторы детства» — слово «навигатор» говорит само за себя: это тот, кто ведет за собой.

— У нас в Архангельске молодежь пошла в советники или опытные педагоги?

И. М.: — Средний возраст — около 40 лет, есть и совсем молодые люди — студенты последних курсов или выпускники, и педагоги-стажисты. Всего в Архангельске 63 советника, трое из них — мужчины.

— А в чем заключается ваше кураторство?

Н. Д.: — В первую очередь это методическое, документарное сопровождение. Мы отслеживаем деятельность советников — после каждого мероприятия они отчитываются фото- и видеоконтентом. И конечно, это выезды в школы города, чтобы посмотреть, как советник работает на месте. Сейчас настрой у них хороший, чувствуется желание погружаться в данную деятельность. Мы каждого поддерживаем, с каждым на связи.

Все вопросы, которые возникают у новых специалистов, они адресуют нам. Ведь у советников тоже сейчас период адаптации — не только у самой школы как к чему-то новому, что необходимо принять.

18 октября на базе Центра опережающей профессиональной подготовки прошел большой интенсив для советников. Такие методические мероприятия будут проходить в течение всего года.

— Сколько советников должно быть в школе и насколько высока их нагрузка?

И. М.: — Один на школу, независимо от количества учащихся. Как бы нам хотелось в идеале — чтобы советник был освобожден от учебной нагрузки, чтобы занятость предполагала только работу с детьми, коллективом, участие в проектах, грантах. Чтобы он мог творить, креативить, зажигать!

Но, к сожалению, часть советников совмещает эту должность с педагогическими часами, классным руководством, ставкой педагога-организатора или социального педагога. Конечно, таким специалистам тяжелее, но пока они справляются.

РАСКРЫТЬ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО

— В каждой школе есть заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классные руководители, а теперь еще и советник. Нет ли здесь дублирования функций? Какие специфические задачи приходится решать новым специалистам?

И. М.: — Мы как раз хотим добиться понимания в том числе руководства школы в вопросе разделения этого функционала. Заместитель директора по воспитательной работе в первую очередь занимается административной работой, ведет документацию, осуществляет контроль. А советник берет на себя работу с детьми в непосредственном контакте.

Н. Д.: — Сегодня многие дети фонтанируют идеями, но зачастую в потоке документов, отчетов заместитель директора по воспитательной работе, педагоги упускают этот момент. И тогда мы получаем нереализацию детских инициатив — если ребенка не поддерживают на этапе начинаний, то в дальнейшем очень трудно от него добиться активности. Советник — это тот человек, к которому ты можешь подойти, поделиться своими мыслями, а он в свою очередь выслушает, поддержит, объединит вокруг тебя таких же идейных детей и поможет реализовать задуманное.

При этом важно, чтобы не только ученический актив, но и ребята, которые стоят на учетах, или те, что привыкли отсиживаться, отмалчиваться, начали себя проявлять. Чтобы они понимали, что их замечают, слышат, что ими интересуются.

И. М.: — Наша цель — включить в школьную жизнь каждого. Потому что кто-то может быть неуспешен в учебе, но при этом успешен в спорте, искусстве, экологии, а советник может это заметить и подсказать.

Н. Д.: — Или направить в определенное детское общественное объединение. У нас в Архангельске есть и Штаб школьников, и «Юность Архангельска», «Движение первых», «Орлята России» в начальной школе. Многие дети и даже родители не знают о деятельности данных организаций или слышали о них, но не знают, куда обратиться. И тут им в помощь советник.

И. М.: — А если возвращаться к должностным обязанностям, то мы идем к тому, чтобы вся служба — и заместители директора по воспитательной работе, и педагоги-организаторы, и социальные педагоги, и психологи, и классные руководители — единой командой работала над воспитанием нашего будущего поколения.

Н. Д.: — И если мы раскроем потенциал хотя бы одного ребенка из тысячи, поможем хоть одному трудному подростку — считайте, работаем не зря. Для этого советники и призваны в школу.

Советник — это многофункциональный специалист, который работает и с родителями, и с детьми, и с учительским сообществом. Он всех объединяет.

ПИОНЕРВОЖАТЫЙ НА НОВЫЙ ЛАД

— Можно ли сравнить советников с пионервожатыми?

И. М.: — Сходство есть, но сейчас новые формы, информатизация, и потребности детей совершенно другие. Да, можно сказать, что это пионервожатые, только на новый лад — «апгрейденные».

— Вы как координаторы носите оранжевые галстуки. А у советников есть какая-то форма?

И. М.: — Да, это белая рубашка с желтой или оранжевой окантовкой и нашивкой с логотипом «Навигаторы детства». Эта атрибутика будет выдаваться советникам от Росдетцентра после очного обучения. А сейчас, чтобы советник мог как-то обозначить себя в школе, мы приняли решение, что форма будет представлять собой черный низ, белую рубашку, оранжевую косынку или галстук, значок и бейдж.

— Подходит к концу первая четверть, и, наверное, в какой-то степени вы уже можете оценить работу архангельских советников по воспитанию?

Н. Д.: — Мне кажется, это очень маленький срок, чтобы говорить о каких-то результатах. Надо понимать, что, когда речь идет о воспитании личности, это длительный процесс и мы пожнем труды спустя годы.

Но самое главное, что можно отметить, — у советников есть желание и стремление развиваться, работать с детьми, делать что-то новое, участвовать в проектах, и мы видим горящие глаза ребят.

Приведу пример. Советник Валерий Фадеев пришел в 49-ю школу только в начале сентября и смог через экологическое воспитание собрать вокруг себя детей, открыл питомник «В тени ореха серого» для выращивания саженцев деревьев и реализует свою авторскую программу дополнительного образования «Экологически ориентированные практики». Человек с очень активной жизненной позицией привлек детей, администрацию учреждения, выпускников для совместной высадки у школы порядка 200 деревьев. Поразило, с какой отдачей они это сделали.

Даже пройдясь по школе с советником, сразу чувствуешь, на каком уровне он работает, сумел ли завоевать авторитет и любовь учащихся. И мы видим, как дети тянутся к своим педагогам, бегут обниматься… Это дорогого стоит.

Наталья Захарова