Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Непростая профессия: мы узнали, чем занимаются сотрудники отдела по конвоированию УФСИН

20.01.2024 09:00
Уже 25 лет — с самого основания караульной службы — в этой системе работает начальник караула 2-го отдела по железнодорожному конвоированию в УФСИН России по Архангельской области Александр Голубов.

Сотрудников по конвоированию называют проводниками, только работать им приходится с не совсем обычными пассажирами — они перевозят осужденных к местам лишения свободы. За четверть века в Архангельской области ни один из них не смог совершить побег из спецвагона или автомобиля. Все — благодаря надежной системе безопасности. 

Транспорт оснащен современным оборудованием — средствами электронного управления, видеонаблюдения, связи, спутниковой системой ГЛОНАСС. Не менее важна и подготовка личного состава. Сотрудники оттачивают теоретические знания и закрепляют их на практике, посещают инструктажи, постоянно тренируются, отрабатывая боевые приемы и навыки стрельбы.

Их действия должны быть доведены до автоматизма, чтобы оперативно и грамотно реагировать на любую внештатную ситуацию, независимо от поставленных задач — пресечь нападение, или попытку осужденного к бегству, или роды принять. Да, такое в истории существования регионального спецподразделения тоже было! 

«СТОЛЫПИНСКИЙ» ВАГОН

— Александр Александрович, расскажите, в чем заключается ваша работа?

— Если говорить служебными фразами, то это надежная охрана и конвоирование осужденных на специальном транспорте по установленным маршрутам с приемом и сдачей их на обменных пунктах. А простым языком: этапирование осужденных от места приема до места назначения по установленным железнодорожным маршрутам. У нас осталось три основных направления, по которым мы конвоируем на поезде, — это Карпогоры, Котлас и Москва.

Сейчас в нашем управлении по конвоированию два «столыпинских» вагона. Они идут в составе пассажирского поезда и с виду от гражданских почти не отличаются — только зарешечены больше.

Почему «столыпинские»? В 1908 году был сконструирован вагон для перевозки крестьян из центральных губерний Российской империи в Сибирь и на Дальний Восток. В это время активно развилось переселенческое движение в рамках столыпинской аграрной реформы, а пассажирского подвижного состава не хватало. С 1920-х годов именем реформатора стали неофициально называть вагоны для перевозки заключенных.

— Как доставляются осужденные к поезду?

— К поезду осужденные доставляются на специальных автомобилях. Это так называемое встречное конвоирование, задача которого — перевозить осужденных на обменный пункт из следственных изоляторов, тюрем.

20 января отмечается 25 лет со дня образования спецподразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Их главная задача — перевозить осужденных по железнодорожным и авто маршрутам.

— А можете сравнить, какими спецвагоны были, когда вы пришли на службу, и какими они стали теперь?

— Старые вагоны есть старые, но не скажу, что они были плохими, — чем проще, тем надежнее. Конечно, современные вагоны лучше, комфортнее, теплее, с кондиционерами, инфракрасными лампами, биотуалетами, которые не приходится закрывать на станциях и в санитарных зонах. В туалете вместо окна с решеткой, как было прежде, — глухая металлическая стенка.

Сегодня очень хорошее оснащение — много электроники, видеонаблюдение, спутниковая система ГЛОНАСС. Начальник караула все видит, оперативно пресекает нарушения — например, если часовой что-то недосмотрел. Также при возникновении конфликтной ситуации видеозапись помогает разрешить все вопросы.

Да, случаются и неисправности, но они устраняются оперативно — у нас хорошо налажена связь с диспетчерским пунктом на станции Архангельск. Случаев, чтобы это повлияло на результаты выполнения задачи, не было.

— Как организовано пространство в таком вагоне? Сколько максимум осужденных можно перевозить?

— В современном вагоне девять камер: пять больших — наполняемостью по пять человек, и четыре камеры по четыре человека. Естественно, все они зарешечены. Полная загрузка — чуть более 60 человек, но вагон далеко не всегда заполнен под завязку.

Осужденных мы обеспечиваем горячей водой и трехразовым питанием — каждому выдается индивидуальный паек. Их права строго соблюдаются.

— А какие созданы условия для сотрудников при конвоировании осужденных?

— Помещения, где находится личный состав караула и осужденные, разделены. Есть купе караула, купе начальника караула, место для приготовления поваром горячей пищи, санузел, щитовая и купе для проводников. Условия комфортные. Служба организована круглосуточно.

ПОБЕГ НЕВОЗМОЖЕН

— Насколько надежна система безопасности при перевозке осужденных?

— При правильной организации службы, если караул действует как единый слаженный механизм, совершить побег из вагона невозможно! Только если будет какая-то халатность, упущение или преступление со стороны сотрудников.

— Ну, а нештатные ситуации, например, такие, как нападение осужденного на сотрудника?

— Да, всякое может случиться, потому что осужденные — все разные, со своими проблемами. Что-то показалось — захотел выяснить отношения, или решил посмотреть, как среагирует на его действия состав караула, или совершить побег попытался.

Но личный состав хорошо натренирован — постоянно отрабатываются как теоретические знания, так практические навыки. Это залог успеха.

— Ну, а на вашей памяти были такие случаи?

— Нет, но были другие ситуации — например, осужденного нужно сдавать на станции, а он отказывается выходить. Однако у нас есть конкретная задача –отконвоировать его и сдать туда, куда должны по документам. В этом случае караул применяет физическую силу и спецсредства — нам это законом разрешено.

— А вы знаете, по каким статьям осуждены люди, которых вы перевозите? Или ко всем отношение ровное и внимание одинаковое, независимо от совершенного преступления?

— Я как начальник караула принимаю осужденных по справкам к личным делам, где отражено: кто он такой, где родился, основание для конвоирования, его особые приметы, какие у него статьи уголовного кодекса, каким судом и на какой срок осужден. На особо опасных преступников, склонных к побегам, дается справка-ориентировка с дополнительной информацией, также информация может поступить от начальника встречного караула или начальника учреждения — из серии «осужденный Иванов склонен к агрессии», и на этого человека при перевозке мы дополнительно обращаем внимание. То есть я еду не вслепую.

Психологи тоже проводят с нами работу и учат, как в беседе с осужденным немножко раскрыть его душу и понять, кто он такой.

— А случалось перевозить особо опасных преступников?

— Осужденные, которые сидят за терроризм, бандитизм, которые приговорены к пожизненному лишению свободы… — мы перевозим и этот контингент. Те, кто приговорен к высшей мере наказания, этапируются по одному отдельным караулом.

При инструктаже начальник управления просто ставит задачу: будет перевозиться такой-то, обратить особое внимание. В остальном они такие же люди — только осуждены по более суровым статьям.

Не всегда, например, рецидивисты, ведут себя буйно или провоцируют конфликты — наоборот, бывает, едут тихо-мирно, а человек, которого арестовали в первый раз, еще не знакомый с этой системой, напротив, ведет себя неправильно — таких приходится даже воспитывать в карауле, учить их правилам распорядка.

–Осужденные пытаются с сотрудниками общаться?

— Они всегда пытаются вывести на разговор, чтобы войти в доверие к сотруднику и начать им манипулировать. Это категорически запрещено, часовой должен такие попытки пресекать и заниматься исключительно служебными делами, а все остальные вопросы решает начальник караула.

РОДЫ НА ЭТАПЕ

— А какие-то особенно интересные случаи в службе можете вспомнить?

— Да, в 2021 году в плановом карауле Архангельск — Москва произошли роды. Это единственный случай в стране, как действовать — нигде не прописано, потому что такого в принципе не должно быть.

Срок беременности у осужденной был уже большой — около семи месяцев, роды принимали прямо в камере. Вагон современный, теплый, вода горячая в наличии, чистые простыни и полотенца есть, минимальные знания — тоже имеются. Действовать нужно было оперативно и слаженно — и женщине помочь, и взаимодействующие органы оповестить, и начальству доложить, и поезд не задержать.

За 30 минут до станции Данилов Ярославской области на свет появился маленький человечек. На станции нас уже ждала медицинская машина с боксом для перевозки недоношенных детей, а роженицу под охраной нашего сотрудника забрала скорая специализированная помощь.

Только благодаря тому, что сотрудники не растерялись, все прошло успешно — спасли и мать, и малыша. Это самый неординарный случай, и, я считаю, мы с ним справились.

После этого требования к конвоированию такой категории женщин были изменены — теперь перевозка беременных на сроке больше шести месяцев запрещена.

— Александр Александрович, при всех сложностях службы какие требования предъявляете к своим сотрудникам? Кто может попробовать себя в этой профессии, а кому здесь не место?

— Просто нужно любить свою работу — чтобы она не была тебе в тягость. Из-под палки сюда точно не стоит идти.

Ну, а качества, которые мы предъявляем сотрудникам, проверяются еще на этапе прохождения психологической диагностики, которая обязательна при приеме на службу. Главное — должна быть моральная устойчивость, все-таки мы работаем с осужденными — это непростая категория граждан, которые едут отбывать срок, и они, естественно, обижены, озлоблены на мир. Ну и конечно, конвоирование требует постоянной собранности, хорошей физической подготовки, готовности моментально реагировать на любые незаконные действия.


Наталья Захарова