Она началась в Мурманске, а первой большой остановкой стал Архангельск. Дальше — арктические просторы, что символично: именно из города на Двине отправлялись первые исследовательские экспедиции в Арктику.
Что ждет путешественников впереди? Чем их так манит край белого безмолвия и что они думают о поморской земле? На эти и другие вопросы экстремалы ответили на встрече со студентами САФУ.
Как рассказал штурман экспедиции Евгений Шаталов, команда настроена решительно, все с нетерпением ждут самой интересной и сложной части пути — арктической. По его словам, притяжение царства тишины и снега необъяснимо — если однажды побывал там, то влюбляешься навсегда.
— Мы стартовали в Мурманске и финишируем там же. Но самое интересное, самое насыщенное, сложное — это Арктика. Из вашего замечательного города мы отправимся до Чукотки, затем спустимся на Камчатку, Сахалин и там уже выйдем на твердые дороги. Настрой боевой — рвемся в снега, в тундру! — делится Евгений. — Арктика, Север очень необычны, и не только своей географией, ландшафтами, а в первую очередь людьми: таких людей, как здесь, не встретишь в других регионах.
Завершится зимний этап путешествия в Магадане в конце апреля, и для всей команды это будет неизведанный маршрут.
— Если на всех остальных маршрутах до мыса Дежнева мы периодически бывали, то, когда мы начнем спускаться вдоль Тихого океана, для всех нас это новая история, новый вызов, — подчеркнул штурман. — Этот участок был непроходим никем и никогда!
В команде экспедиции — 12 человек, все — путешественники со стажем, не раз покорявшие Север, но раньше они делали это на автомобилях. На этот раз колесить по России они будут на уникальных вездеходах отечественного производства «Бурлак».
— Когда пришла идея организовать поездку от А до Я по Арктике, от Мурманска до Чукотки и ниже, мы долго выбирали технику, которая пройдет по такому маршруту. На автомобиле это сделать нереально. Поэтому остановили свой выбор на отечественном вездеходе «Бурлак» — у него уникальная проходимость: он может преодолевать и водные препятствия, и, самое главное, идти вне дорог, — рассказывает Евгений Шаталов. — Когда бездорожье закончится, мы пересядем на УАЗ, на каких-то участках будет использован вездеход «Тайфун», где-то — квадроциклы. Добавлю, наша идеология — использовать только российскую технику.
Один из организаторов экспедиции «Россия 360» — профессиональный путешественник, видеоблогер Богдан Булычев. По его словам, в ходе работы команды будет собран материал для просветительского многосерийного документального фильма, который расскажет о быте и культуре народов, населяющих территорию морских побережий России. Кроме того, предстоит создать карту объектов, требующих утилизации. По итогам Министерство природных ресурсов и экологии России совместно с проектом «Чистая Арктика» организуют работу по очистке приграничных территорий от промышленного мусора.
Экспедиция «Россия 360» поддержана президентом РФ Владимиром Путиным.
В Архангельске путешественников приветствовал заместитель председателя правительства Архангельской области Иван Дементьев. Он подчеркнул, что команда выступает первопроходцем на многих участках, и это вызывает восхищение.
— Особо значимо, что, кроме преодоления трудностей, вы ставите задачи, связанные со сбором информации об актуальном состоянии Арктики, выполняете важную просветительскую функцию — рассказываете людям, что такое Арктика. Рассчитываем, что тот массив данных, которые вы накопите за большую экспедицию, будет не только доступен пользователям социальных сетей, но и будет полезен с точки зрения научной работы, в том числе нашего Северного (Арктического) федерального университета, — сказал Иван Дементьев.
Ректор САФУ Елена Кудряшова, обращаясь к участникам экспедиции, рассказала, что вуз также участвует во многих научно-исследовательских проектах, в том числе по очистке Арктики, а «Арктическому плавучему университету» — инновационному образовательному проекту, во время которого молодые исследователи Арктики получают знания и навыки в реальных условиях северных морей, в прошлом году исполнилось 10 лет.
— Мы гордимся быть потомками российских поморов, которые осваивали побережья, острова и архипелаги Северного ледовитого океана мирным путем. Мы потомки тех, кто дошел до Шпицбергена за 200 лет до скандинавов. Тех, кто шел на Восток и дошел до Аляски, первыми ее губернатором был наш земляк Александр Баранов, а столица Русской Аляски называлась Новоархангельск, — подчеркнула Елена Кудряшова. — Мы годимся тем, что являемся потомками великого русского ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова. Он из простой поморской семьи, вместе с отцом ходил на рыбный промысел, доходил до Соловков и других островов — кстати, и до архипелага Новая Земля (этому есть документальные подтверждения). Именно он сделал уникальные открытия практически во всех основных отраслях научного знания. Мы гордимся тем, что наша земля всегда была такой гостеприимной и фактически являлась первым окном в Европу. Именно отсюда устанавливались дипломатические отношения государства Московского с Европой — это знаменитая экспедиция 1553 года Ричарда Ченслера.
Ректор САФУ также вручила гостям подарки и флаг университета с просьбой взять его в экспедицию, а по завершении большого пути вернуть с подписями путешественников.
У студентов и преподавателей федерального вуза также была возможность задать вопросы первопроходцам. Один из них касался психологической обстановки, ведь участникам «турне» предстоит провести вместе почти год. Какая атмосфера царит внутри коллектива и как путешественники разрешают конфликтные ситуации?
— Обычно в течение недели-двух притирается и техника, и люди, — рассказывает участник экспедиции Сергей Харченко. — Но в целом все друг о друге заботятся, друг другу помогают — просить никого не надо, потому что понимают, что и зачем они делают.
— Конфликтов не бывает. Я не помню даже ни одного случая, когда кто-то на кого-то просто повысил голос. Только смех, позитивные эмоции, шуточный троллинг членов экипажа! — добавляет Евгений Шаталов.
У путешественников также поинтересовались, как устроен их быт: где приходится спать и кто отвечает за приготовление пищи?
— Есть увлеченные люди, которые искренне любят радовать своими блюдами команду. Это в том числе и я, — признается Евгений Шаталов. — У нас есть с собой продукты, газ, поэтому будем с удовольствием готовить.
Ночевать же экипаж на зимнем этапе будет прямо в вездеходе, а на летнем планируется разбивать палатки.
— У нас настолько уютный автомобиль, что там можно жить без проблем. Когда идем по Арктической зоне, часто заходим на полярные станции, и люди, которые там работают, очень тепло принимают гостей. Техническая оснастка продумана до мелочей, даже снегоплавильная установка есть, чтобы на борту всегда была вода, — делится Сергей Харченко.
Но и суровые условия путешественников не пугают, тем более что опыт экстремальных ночевок тоже есть. Так, однажды на Таймыре они спали в палатке без печи, в то время как температура воздуха опустилась до -54 С°.
В завершении встречи гости поделились своим мнением о поморском крае. Так, штурман Евгений Шаталов впервые побывал в Архангельской области в 2010 году и с тех пор частый гость на Русском Севере.
— Мы организуем здесь туристические экспедиционные проекты, и ваша область — большое открытие для меня, в первую очередь сточки зрения этнографии. Меня совершенно потрясло Товарищество поморского судостроения — фантастическое место, где возрождают традиции строительства поморских судов. Самая красивая деревня России Кимжа — я не хотел оттуда уезжать! Меня впечатлили ваши малые «Малые Корелы», село Нисогора (Лешуконский район — прим. ред.), где стоит церковь на высоком берегу, прямо у обрыва! Я считаю, что Архангельская область — одно из украшений России, и очень бы хотелось, чтобы этот край развивался с точки зрения туризма, чтобы как можно больше людей увидели красоту Севера! — резюмировал штурман экспедиции «Россия 360».