Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Одиннадцатиклассница Дарья Баранова: «Я – не ходячая энциклопедия!»

18.04.2024 15:34
17-летняя ученица школы № 10 Архангельска, победительница телевизионной олимпиады школьников «Умницы и умники» рассказала, каково это – стать первой среди умнейших сверстников России.
НАЧАЛОСЬ ВСЕ С РЭЯ БРЭДБЕРИ

— Дарья, как и когда вы попали в «Умницы и умники»?

— Это произошло, потому что я победила в нашей областной олимпиаде «Наследники Ломоносова», сделанной по образу и подобию «Умниц и умников». Отправиться туда мне предложила наш классный руководитель — Ирина Александровна Афанасенкова. Она преподает английский язык и даже не ведет уроки в нашей группе, но знает о моем увлечении литературой и историей. Ирина Александровна сказала, что нужно сдать отборочное эссе по одной из цитат Рэя Брэдбери, я с удовольствием его написала, люблю писать… И затем еще в декабре 2022 года, будучи десятиклассницей, заявилась на областной этап «Наследников Ломоносова». В марте 2023 года выиграла полуфинал, а в мае стала финалисткой региональной олимпиады и начала подготовку к участию во Всероссийском проекте «Умницы и умники», который проходит в Москве. Осенью прошлого года прошла в четвертьфинал, в феврале текущего — вышла в полуфинал, а в апреле — победила в финальных играх XXXII сезона олимпиады.

— Много было соперников на конечной остановке проекта?

— В финале участвовали 45 школьников со всей России. Кстати, изначально нас было четверо из Архангельской области. Вместе со мной в играх состязались отличные ребята — Павел Трофимов, Виктория Поморцева и Александр Коробицын. Павлу до финала не хватило всего одной медали, а Вика с Сашей прошли, но в качестве теоретиков третьей категории, то есть их могли спросить или не спросить. А поскольку теоретиков было около 20 человек, шанс проявить себя и выиграть итоговую битву был совсем маленький. Мне повезло — я стала агонистом на дорожке, где можно получить орден за каждый правильный ответ.

БЛАГОДАТНАЯ ТЕМА

— А чему посвятили финал в этом году?

— Тема была благодатная — «Великие защитники Отечества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов». Но мне по закону подлости, естественно, попались Минин и Пожарский. Все три моих вопроса были про них. И если про завоевания наших князей Александра Невского и Дмитрия Донского известно еще со времен написания летописей, а про жизнь полководцев Суворова и Кутузова изданы сотни книг и про всех этих героев можно говорить часами, то Минин и Пожарский получили более скромную известность. Минин, например, вообще был не из знатного сословия. Конечно, я не умаляю заслуг руководителей народного ополчения, а лишь говорю о том, что о жизни и деятельности этих исторических персонажей на бумаге и в Интернете имеется гораздо меньше материалов и биографических источников.

— Кстати, об источниках. Много литературы пришлось перелопатить?

— Немало (улыбается)! И хотя тему финальных игр мы узнали примерно за месяц до их проведения, список источников для подготовки никто не дает, а ведущий проекта — российский писатель и философ Юрий Павлович Вяземский — может задать любой, самый неожиданный вопрос. Все непредсказуемо! И здесь очень существенную помощь всем нам и предыдущим победителям региональной олимпиады «Наследники Ломоносова» при подготовке к «Умницам и умникам» оказывает преподаватель истории средней школы № 3 города Мирного Виктор Витальевич Лукашов. По видеосвязи он готовит всех ребят из Архангельской области, которые прошли во всероссийский этап гуманитарной олимпиады, подсказывает, какие книги лучше почитать и фильмы посмотреть. Дает очень ценные советы с учетом опыта проведения игр прошлых лет. За это ему бесконечное и наше всеобщее спасибо.

— Он был с вами на финале в Москве?

— На все игры мы ездили с сопровождающими. Но Виктор Витальевич не мог войти в состав делегации, потому что не является учителем кого-то из нас. Тем не менее он выкроил время и приехал на финал, чтобы поддержать наших ребят. Очень переживал! Его присутствие не просто придавало сил и уверенности в себе, для меня это было своеобразной подпиткой, опорой и даже защитой, как новый глоток воздуха: стало гораздо спокойнее, я собралась и уже не так нервничала, как на предыдущих играх.

ПЛАКАЛА ОТ СЧАСТЬЯ

— Значит, обойти соперников помогли отсутствие волнения и железобетонное спокойствие?

— Не совсем. Нас было трое, и все мы играли на желтых дорожках: там, по сути, соревнуешься сам с собой. И так получилось, что на все три вопроса я ответила не полностью, то есть и не ошиблась, и не дала развернутый правильный ответ. Я получила полтора балла из трех, а это — орден и медаль, то есть весомее, чем у большинства соперников. Когда я вернулась на трибуну, сидела и переживала, как пройдут последние раунды, хватит ли мне баллов, чтобы победить, смогут ли другие обойти мой результат. И после моего ухода с дорожки следующим игрокам выпали Суворов и Кутузов. Я расстроилась, ведь по этой теме знала ответы абсолютно на все вопросы.

— И что потом?

— После завершения всех раундов к нам обратился ректор МГИМО МИД России Анатолий Васильевич Торкунов. Он был в составе жюри и сразу же в студии подписал приказ о зачислении в институт 12 человек. Это все победители игр, ребята со всей страны. Он объявил меня, и я заплакала.

— Значит, теперь путевка в МГИМО у вас в кармане?

— Не совсем. Юрий Павлович Вяземский постоянно говорит, что не любит ЕГЭ, но такие правила. Без экзаменов победителей «Умниц и умников» принимают только на факультет международной журналистики, а такие направления, как международные отношения и международное право, требуют дополнительных усилий: нужно сдать ЕГЭ как минимум на 75 баллов из 100. Я думаю, что сдам, но с факультетом еще не определилась.

— А растрогались от волнения и перенапряжения?

— От самого момента и от счастья, что победила! Ведь финал –это как выпускной: на остальных играх мы были в школьной форме, а здесь мальчики — в костюмах, девочки — в нарядных платьях, все очень торжественно и празднично. Плакала еще и от грусти: осознавала, что больше не приеду в эту студию как игрок. После объявления финалистов я подарила членам жюри наши северные пряники — архангельские козули, а потом, после завершения съемок, они подходили ко мне и спрашивали, почему я была в слезах.

СТРАШНО НЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

— Дарья, а съемки программы идут параллельно с игрой или есть какие-то хитрости, которые телевизионщики используют для большей смотрибельности, получения лучшей картинки, повышения рейтинга проекта? Может, делали несколько дублей, отвечая на один и тот же вопрос?

— Конечно, нет! Как и в прошлые игры, на финале мы весь день были в студиях телецентра «Останкино», камеры не выключались с 12 до 20 часов, и никаких дополнительных дублей не было. Съемки ведутся сразу — по ходу игры, просто в эфир программу выдают примерно через два месяца с момента ее записи. То есть в апреле транслировали полуфинал, а финал покажут по телевизору только в июне.

— Страшно было сниматься, ведь вас увидит вся Россия?

— Страшно не ответить на вопрос, это да! Олимпиада «Умницы и умники» — гуманитарная битва умов, но мне ни разу не попалась тема по литературе, которую я просто обожаю! Всегда отвечала только на вопросы по истории.

— Такая любовь к литературе передалась от родителей?

— Да, пожалуй. Мама научила меня читать в пять лет, я даже стала сочинять детские истории, поэтому, можно сказать, с пеленок очень люблю литературу. В школе неоднократно побеждала в ученических, муниципальных и региональных олимпиадах по этому предмету, ездила на литературные смены в образовательный центр «Сириус» в Сочи. Мама была отличницей и очень хотела, чтобы я последовала ее примеру. Так и произошло: с приходом в школу я всегда хорошо училась, вот и последние несколько классов — отличница.

РЕМАРК СЛАБЕЕ ШОЛОХОВА

— То есть для вас литература на первом, а история, по которой были вопросы в «Умницах и умниках», на втором месте?

— Нельзя так делить. Литературу люблю больше, но и историю с интересом и скрупулезностью изучаю. Для подготовки к финалу углублялась в события Первой мировой и Великой Отечественной войн, искала исторические факты о самой захватывающей и в то же время самой ужасной российской революции 1917 года, потому что о каждой из этих страниц отечественной истории меня могли спросить. И когда в школе мы получаем поверхностные знания хотя бы потому, что на отведенные темы не хватает времени, то здесь приходилось погружаться в вопрос по полной. Помогал Виктор Витальевич Лукашов, да и сама читала все, что находила.

— А если говорить о литературе — предпочитаете русскую или зарубежную?

— Русскую, наверное. Люблю конкретные вещи. И если раньше думала, что не может быть человека, которому нравились бы и Достоевский, и Толстой, то теперь знаю: может. У Федора Михайловича Достоевского обожаю «Преступление и наказание» и рассказы, например — «Сон смешного человека», у Льва Николаевича Толстого — не только «Войну и мир», но и вообще всю его философию, у Бориса Леонидовича Пастернака — бесспорно, «Доктора Живаго». Мне кажется, русская литература более глубокая, в ней больше смыслов и, наверное, интереснее сюжетные линии. Например, про Первую мировую войну я читала «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Так вот, на мой взгляд, если сравнивать эти произведения, то последнее слабее: у Ремарка проще слог и не такой яркий идейно-образный фон, роман-эпопея Шолохова гораздо сложнее, интереснее и глубже.

ПИСАТЬ — СРОДНИ СПАСЕНИЮ ЖИЗНЕЙ

— То есть чтение — ваше главное увлечение?

— Нет. Главное мое увлечение — писательство, и я хотела бы посвятить литературному творчеству свою жизнь. Вообще, если говорить о хобби, то нравится ходить в театры и музеи, общаться с единомышленниками, узнавать что-то новое. Еще я люблю гулять на природе, проводить время наедине с собой где-нибудь в глуши или диких местах. Это дает возможность остановиться и подумать о происходящем вокруг нас. Я не экстраверт и не интроверт. Просто люди и природа вдохновляют: в них я ищу типажи, темы и сюжеты для своих произведений. А писательство помогает мне выдохнуть, забыть о суете в творческом потоке. Писательство — это моя стихия.

— Так все-таки не планируете быть международником, окончив МГИМО?

— Четких планов нет. Я начала сочинять сказки пятилетним ребенком. Писательство было целью на жизнь с детства, и в данный момент ничего не изменилось. Сейчас очень хочу стать писателем, автором художественной литературы. За три раза, что была в Москве в этом учебном году, видела толпы людей: в метро, на улицах, на экскурсиях, в гостиницах и торговых центрах. Среди них я ищу прототипы для своих персонажей. Мне интересно перерабатывать образ мышления людей в литературные сюжеты, включать какие-то яркие и нестандартные истории в свои рассказы, размышлять о причинно-следственных связях тех или иных событий. Когда что-то происходит, постоянно делаю записи и пометки для будущих книг. Я встречалась со многими известными и начинающими писателями и точно уверена, что буду продолжать создавать литературные произведения.

— И о чем же пишете?

— О детях и подростках, об их переживаниях, дружбе, стремлениях, мыслях, падениях и успехах. Как я могу писать о 30-летней женщине в разводе, оставшейся с маленькими детьми, если мне всего 17 лет? Такое, по-моему, надо сперва пережить и прочувствовать, чтобы хорошо отразить на бумаге.

— Думаете, что на писательстве можно хорошо заработать и получится жить одной литературой, больше ничем не занимаясь?

— Нет. Сегодня у нас в стране, как и во всем мире, к сожалению, очень мало читают, так что заработать только на книгах вряд ли получится. Нужна основная любимая работа, а писательство воспринимаю как главное увлечение. Все время думаю, что был Золотой и Серебряный век русской литературы, а сейчас чем хуже? Я бы хотела, чтобы у меня выходили добрые, умные и поучительные книги, чтобы они имели хорошие тиражи и постоянного читателя. Для меня писать — сродни спасению жизней. Хочу приносить пользу обществу, публиковать повести, рассказы и романы о детях-подростках. И может случиться, что мои произведения одних заставят задуматься о своем поведении и переменить курс жизни, других, возможно, уберегут от трагедии, а третьим станут трамплином для личностного роста.

УСПЕХ У КАЖДОГО СВОЙ

— А ваша победа в финале «Умниц и умников» тоже стала трамплином или, наоборот, чураетесь такого большого внимания со стороны учителей, одноклассников, представителей органов власти и простых пользователей соцсетей?

— К сожалению, после завершения олимпиады мое фото с Юрием Павловичем Вяземским появилось в сети буквально везде. Многие паблики стали репостить к себе эту информацию. Никто разрешения не спрашивал. Такого ажиотажа я не ожидала. Когда тебя поздравляют друзья, знакомые, родственники, это, конечно, очень приятно и лестно слышать, а когда ликования, подбадривания и восторженную похвалу получаешь от чужих людей, испытываешь дискомфорт. Мне реально было неловко читать слова поддержки от незнакомых жителей со всей нашей области и даже из других городов. Особенно неприятно видеть комментарии в духе «не то платье, не та прическа, не тот ракурс» и так далее. В одной из групп пост примерно за час набрал 3000 просмотров. Мне не понятна такая заинтересованность. Будто бы я не олимпиаду выиграла, а вышла на контакт с марсианами. Вся эта история с победой, конечно, оставила свой след. В первые дни распространения новости у меня даже начались проблемы со сном: очень много думала, переживала, не могла отключиться от темы, переварить все эти сообщения и просто спокойно уснуть.

— Наверное, такое внимание объясняется тем, что хорошие люди восхищаются и не могут сдержать эмоций, а недобрые — попросту завидуют вашему успеху. Чувствуете себя звездой?

— Наоборот! До сих пор пытаюсь сохранить границы личного пространства. Я не считаю, что мне может снести крышу от популярности. Во-первых, больших знаний или какого-то энциклопедического ума у меня нет. А во-вторых, я — простой человек, а не ходячая энциклопедия! Как и другие, могу ошибаться или где-то с легкостью попасть впросак, все мы — живые люди.

— Подводя итог, дадите школьникам напутствие, как стать лучшим среди ровесников? Что посоветуете ребятам Архангельска и области?

— Я считаю, что успех у каждого свой. Для кого-то это победить в олимпиаде, а для других — иметь много друзей или просто чувствовать себя счастливым, когда внутреннее ощущение не зависит от внешних факторов. А вообще, думаю, что я — не сверхчеловек и на моем месте мог бы оказаться каждый. Просто у меня так хорошо сложились обстоятельства. И, наверное, если искренне хочешь чего-то добиться, то надо просто ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению. При этом важно не идти напролом или по головам, а получать удовольствие от процесса: испытывать положительные эмоции от новых знаний и радоваться маленьким победам, тогда все получится.

Наталья Еремина