На первый взгляд, это незамысловатая мягкая игрушка. Большая голова, вьющиеся щупальца и яркий окрас. Вязаная фактура вызывает в голове образ, что сделала такую игрушку заботливая бабушка для своих внуков. Но вот только эти осьминожки несут в себе значительно больший смысл. Их главная цель — спасти жизнь маленького ребенка.
Впервые подобные осьминожки появились в Дании в 2013 году. Игрушку связала одна мама для своего малыша, который родился раньше срока и лежал в кувезе. Абсолютно интуитивно женщина сделала вьющиеся щупальца, которые тактильно напоминают пуповину. Игрушка выполнила главную роль — малыш с ней стал спокойнее, а его дыхание нормализовалось.
Этот опыт удивил местных врачей, и они предложили связать еще парочку игрушек, чтобы проверить их на других детях. Результат всех поразил — дети крепко хватали щупальца осьминожек, переставали барахтаться и мирно лежали в своих кувезах.
Слава о чудодейственных игрушках облетела весь мир. Дошла и до Архангельского областного роддома. Здесь на курсах подготовки к родам с технологией вязания осьминогов и познакомилась Екатерина Латухина. Идея спасения жизни зажгла искру в душе архангелогородки. В свободное время она начала вязать игрушечных осьминогов и передавать их в дар мамам недоношенных малышей.
Это хобби постепенно стало неотъемлемой частью жизни Екатерины на протяжении последних десяти лет. Теперь она не только продолжает вязать, но и активно обучает этому на бесплатных мастер-классах в рамках проекта «Подарок для торопыжки».
— Екатерина, расскажите, пожалуйста, как может маленькая игрушка спасти жизнь ребенка? Не слишком ли громкое заявление?
— Ни капельки. Это не голословное утверждение, а опыт, подтвержденный неонатологами многих роддомов из различных стран. У врачей сейчас нет никаких сомнений, что осьминожки действительно помогают и спасают малышей.
Новорожденные с наиболее экстремальной недоношенностью и минимальным весом помещаются в специальный кувез. Это медицинский аппарат из прозрачного материала, в котором воссоздана среда, похожая на утробу матери. В нем поддерживаются оптимальные температура и влажность, а мягкие валики облегают малыша с боков. Но самое главное — к ребенку подключены различные датчики, отслеживающие состояние здоровья, и две важнейшие трубки — с подачей кислорода и внутривенного питания.
Когда малыши лежат в кувезах, их ручки хватают все, до чего только могут дотянуться. Они не понимают, где теперь находятся, почему им прокалывают кожу и делают больно. Они ищут себе защиту и пытаются найти пуповину. Но вот только маленькие ручки случайно находят трубки с датчиками и срывают их.
Чтобы вы понимали: медикам приходится переустанавливать датчики по 20–30 раз в день. И это очень болезненно. Но самое страшное, если медики вовремя не заметят, что малыш вырвал у себя катетер с кислородом. В период нахождения недоношенного ребенка в реанимации мамы радуются каждому новому дню, который приближает их малыша к выписке.
— Получается, осьминожка отвлекает на себя все внимание?
— Если быть точнее, то его щупальцы. Эту игрушку кладут рядом, и когда малыш начинает нервничать и размахивать ручками, то первое, что ему попадается, — это щупальца осьминожки. Он воспринимает их как пуповину матери и успокаивается. Причем это отражается не только на его поведении — датчики показывают, что у него постепенно снижается давление и нормализуется дыхание.
Если без игрушки нужно поменять датчики более 20 раз в день, то с осьминожкой количество подходов к ребенку сводится к нулю, не нужно проводить многочисленные болезненные инъекции. И мама спокойнее, когда видит ребенка в обнимку с его первой игрушкой. Это создает ощущение уюта, чего-то домашнего.
Причем при переходе из одного отделения в другое дают новую осьминожку. Так как игрушки подвергаются обязательной пятиступенчатой стерилизации, они теряют свой функционал при повторной обработке. В целом одному ребенку может потребоваться до пяти игрушек. Так как эти осьминожки уходят с малышом на выписку, потребность в них сохраняется постоянно.
— Если эти игрушки спасают детские жизни, то почему их не закупают централизованно?
— Эти игрушки не входят в перечень медицинских препаратов или сертифицированного оборудования. На сегодня пока что нет оборудования, которое сможет заменить вязание крючком, поэтому все осьминожки производятся только вручную. Из-за этого бюджетные учреждения не могут их закупать. Но все равно к связанным игрушкам предъявляются самые высокие требования, в первую очередь — для обеспечения безопасности детей, которым они достанутся.
Так, пряжа должна быть выполнена из 100-процентного хлопка, способна выдержать пять стадий стерилизации, включая жарочный шкаф. Голова осьминога, которая выполняет роль утяжелителя, набита холлофайбером. Этот материал не теряет в объеме при замачивании и не вызывает аллергии.
Щупальца обязательно должны быть связаны по спиралевидной технологии — так они сохраняют свой терапевтический эффект и схожесть с пуповиной. Никаких других элементов, обычно используемых для украшения, быть не должно — все крепко пришивается и вышивается.
Размер здесь также имеет значение. Голова осьминожки должна быть не менее пяти и не более 10 сантиметров, а длина щупальца в растянутом виде — до 20 сантиметров. Такая длина считается самой оптимальной. Более длинные могут создавать риск для подключенных датчиков.
— Вы вяжете около десяти лет, а мастер-классы начали проводить только сейчас. Почему?
— Знаете, раньше никогда не задумывалась над тем, чтобы громко всем рассказывать об этом. Для меня это хобби, которое помогает другим людям. Да и кроме того, я ведь не единственная, кто вяжет этих осьминогов. Есть различные благотворительные фонды, кто целенаправленно этим занимается, как в Архангельской области, так и за ее пределами.
Когда о моем увлечении узнала знакомая Ольга Рыбакова, она так сильно загорелась этой идеей, что предложила создать проект, чтобы научить других людей вязать осьминожек, показать важность игрушки в спасении жизни маленького человека и совместными усилиями связать столько игрушек, чтобы в Архангельском перинатальном центре они всегда были в достаточном количестве.
Ведь когда у женщины ребенок рождается раньше срока, для нее это всегда большой стресс. И чем раньше у ребеночка появится терапевтическая игрушка, тем быстрее пойдет процесс восстановления. Наша главная цель — чтобы мамочки в такой психологически сложный момент не искали этих осьминожек по разным сайтам, а получали их прямо в роддоме.
А для других людей это возможность быть полезным для общества. Когда человек осознает в себе потребность помочь окружающим, он ищет способы для этого. Кто-то перечисляет деньги в фонд, сдает кровь, помогает людям в сложных ситуациях. Для любителей вязать есть возможность помочь торопыжкам.
— Насколько активно люди откликаются на мастер-классы?
— Честно говоря, совсем не ожидали такого отклика. В феврале мы создали группу в социальной сети «ВКонтакте», начали проводить наши первые мастер-классы и рассказывать о проекте. Если в самом начале это были встречи раз в две недели, то сейчас проводим по несколько мастер-классов в день в разных городах. Бывают дни, что начинаем со встречи в Архангельске, через четыре часа нас уже ждут в Новодвинске, а потом возвращаемся на другую площадку в областном центре.
Когда люди понимают истинный смысл этих осьминожек, то активно отзываются и хотят быть сопричастными. Некоторые берут с собой пряжу и вяжут дома, на следующие мастер-классы приносят с собой дополнительную пряжу, приглашают друзей, рассказывают о нас в соцсетях.
Приходят к нам и люди, которые на собственном опыте столкнулись с преждевременными родами. У некоторых из них был печальный опыт, когда ребенок погиб. И они своим сопричастием хотят помочь. У каждого своя история, и люди вкладывают в петельки свои эмоции и заботу. Это объединяет.
— А как вам можно помочь, если не умеешь вязать?
— При желании можем научить вязать. Но если не очень нравится работа руками, то мы всегда открыты к помощи другими делами. Например, нам всегда нужны пряжа из 100-процентного хлопка, крючки для вязания, место для мастер-классов, информационная поддержка. Даже просто рассказать о нас своим знакомым — уже помощь.
Например, узнав о нашем проекте, с нами связался председатель Архангельской городской Думы Иван Воронцов. Рассказал нам о площадке Штаба общественной поддержки на улице Поморской, 5, где мы можем свободно проводить мастер-классы. Кроме того, рассказал о проекте предпринимателю, который закупил для нас
пряжу.
О нас узнают, и это помогло нам перейти от вязания дома на федеральный уровень. Буквально на прошлой неделе мы презентовали наших осьминожек на выставке «Россия» на ВДНХ. Такого развития событий мы совсем не ожидали.
— Насколько известно, вы проводили этот мастер-класс даже в исправительной колонии…
— После презентации нашего проекта в сообществе «PRO женщин», на нас вышли представители УФСИН с предложением провести наш мастер-класс в женской колонии-поселении. Они нас сразу предупредили, что публика сложная. Рассказали, что даже на платной основе к ним мало кто соглашается приехать. Но мы согласились попробовать.
У осужденных выделено время на работу, и в определенный период они могут заниматься социально полезным трудом. В основном вяжут маскировочные сети или шьют одежду для участников СВО. И к этому добавилось направление по вязанию осьминожек.
Первоначально мы рассказывали им саму идею этих игрушек и обучали, как вязать: как держать нитку, крючок. Тем, у кого не получается вязать, предложили набивать головы синтешаром и сшивать мешочки.
— И как женщины откликнулись на это?
— С большим энтузиазмом. Вначале нас приняли достаточно холодно, как и всех, наверное. Но, услышав главную задачу осьминожек, воодушевились. Даже те, кто приходил просто послушать лекционную часть, в следующий раз присоединялись к активной работе.
Женщины настолько прониклись идеей, что продолжили вязать самостоятельно. Когда к ним присоединялись новенькие, они им все рассказывали и направляли на определенные этапы работы. Получается, самостоятельно организовали весь процесс. Причем совсем не хотят отдавать готовые игрушки сотрудникам колонии, а спрашивают: «Когда к нам приедет Катя?» Для них важно знать, что эти осьминоги гарантированно попадут к малышам, поэтому готовы передавать их только нам в руки.
Они не просто сделали что-то руками, а сделали это во имя спасения маленьких детей. В этом и заключается главная нравственная функция этой истории. Женщины, оказавшиеся в колонии, совершили в своей жизни ошибку, но они исправляются и хотят не на словах, а на деле помогать другим людям.
— Люди активно вовлекаются в ваши мастер-классы, известность проекта растет. Задумывались над тем, что будет дальше?
— Изначально мы хотели просто рассказать людям, что есть такой проект, что можно вот таким образом помогать нашим торопыжкам. Дальше таким большим составом мы продолжим делать то, ради чего, собственно, все и затевалось, — вязать осьминожек для детей Поморья.
Так как этот год юбилейный, мы хотим сделать городу необычный подарок — передать 440 осьминожек в перинатальный центр Архангельска. Учитывая, что на одну игрушку уходит около пяти часов, это достаточно серьезная заявка. Поэтому в этом деле нам очень нужны помощники.
Вязать можно как дома, так и на открытых мастер-классах. Информация о них размещается в группе «Подарок для торопыжки» в соцсети «ВКонтакте». Также можно взять материал для вязания или передать пряжу в Штаб общественной поддержки на улице Поморской, 5.