С ответным визитом в столицу Поморья прибыли представители власти и бизнеса Китайской Народной Республики. Они посетили терминал «Экономия» Архангельского морского торгового порта с целью обсуждения организации контейнерных перевозок в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в порт Далянь.
— Мы специально приехали в Архангельск, чтобы осмотреть порт, — пояснил заместитель мэра Народного правительства города Далянь Лэн Сюефэн. — С нами приехали представители крупных компаний, которые нацелены на сотрудничество с архангельским портом. Несколько недель назад мы подписали соглашение между Архангельском и Далянем и планируем плотно сотрудничать.
По традиции гостям рассказали об истории развития порта, его значении в освоении Арктического региона, презентовали портовые мощности, цифровые сервисы и рассказали о возможностях перевалки груза.
Как отметил генеральный директор Архангельского морского торгового порта Цецен Горяев, терминал «Экономия» — наиболее оснащенный терминал Архангельского транспортного узла. Он позволяет принимать суда осадкой до 9,2 метра, дедвейтом 30–35 тысяч тонн, длиной до 190 метров и шириной до 30 метров.
— Азиатско-Тихоокеанский регион — перспективное направление в части сбыта продукции и обмена опытом в сфере логистики и транспорта, — отметил Цецен Горяев. — У наших коллег из Китайской Народной Республики есть амбициозные планы по развитию Северного морского пути совместно с Россией, и мы с удовольствием в этом поможем.
Представителей китайской делегации волновали вопросы длительности доставки грузов из морского порта Архангельск и номенклатуры грузов. Кроме того, зарубежные партнеры выразили заинтересованность в развитии совместных проектов по перевалке грузов.
По словам министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Евгении Шелюк, для Китая очень важна артерия Северного морского пути, они называют его Ледовый или Полярный шелковый путь.
— Китай активно использует СМП для экспортно-импортных перевозок, поскольку это более короткий и, что важно, безопасный путь по сравнению с традиционным через Суэцкий канал, — отметила министр. — Наш интерес заключается в том, чтобы наращивать грузооборот с портами Китая, в частности Даляня. В период летне-осенней навигации текущего года из Шанхая и Даляня планируется совершить 10–12 рейсов в морской порт Архангельск — об этом договорились с китайскими партнерами после того, как в прошлом году они прошли по маршруту Севморпути за 23 дня.
Отметим, что в логистическую цепочку контейнерной линии между Китаем и Россией удачно встраивается проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря, способного обрабатывать крупнотоннажные суда с максимально допустимой осадкой 14,5 метра и проектной мощностью более 19 млн тонн в год. Естественные глубины района позволят обрабатывать крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тысяч тонн (типа Panamax) и контейнеровместимостью 5000 единиц.
— Этот проект имеет стратегически важное значение, в том числе как ключевой элемент развития Северного морского пути и логистических мощностей в рамках политики разворота на Восток, — сказала Евгения Шелюк.
В настоящее время региональные предприятия уже налаживают контакты с зарубежными партнерами, обмениваются ассортиментом продукции. Перспективы данного сотрудничества будут способствовать развитию экономики области, увеличению товарооборота и развитию экспортной деятельности архангельских предприятий.