Вот уже 30 лет творческий марафон организует молодежный театр Виктора Панова. Чтобы подвести итоги прошедшего фестиваля и поговорить о предстоящем театральном сезоне, мы встретились с директором театра Анастасией Пановой-Малевинской.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА — ШЕСТВИЕ
— Расскажите, пожалуйста, чем особенным запомнился прошедший фестиваль? Все ли задуманное получилось сделать?
— Главная особенность ХХХ фестиваля уличных театров — это долгожданное возвращение карнавального шествия. Четыре года мы не проводили его из-за ковидных и различных других ограничений и очень сильно по нему соскучились. Шествие — визитная карточка нашего фестиваля. В 2020 году мы отошли от идеи проведения церемонии открытия на сцене театра драмы и вот уже пять лет даем старт фестивалю на улице.
Когда мы приступили к организации, то столкнулись с новыми особенностями в сфере обеспечения безопасности. Если вкратце, то проведение массового мероприятия сейчас возможно только на огороженной территории с пропускным режимом. Каждому человеку необходимо пройти через рамки металлоискателя, а на территории должны дежурить сотрудники службы безопасности.
Нам сразу сказали, что единственный вариант провести шествие — на стадионе «Динамо». Нам не очень нравилась эта идея, но шествие хотели вернуть, поэтому начали прорабатывать такую возможность. Очень помогли глава Архангельска Дмитрий Морев и начальник управления культуры Наталья Зарубина. Так как на День города огораживали набережную в районе площади Мира, они предложили немного расширить празднование и предоставить площадку для уличных театров. И пусть карнавальные шествие было короче, чем обычно, по протяженности, оно все же состоялось, и это самое ценное!
— Как зрители отреагировали на новый формат?
— Честно говоря, мы переживали, что из-за ограничений будет мало людей. Думали, что не все захотят проходить через рамки, оставлять воду на входе. Но когда мы пришли к началу шествия, то были приятно удивлены. Зрители заранее выстроились вдоль маршрута движения и ждали артистов. А истинный масштаб смогли оценить несколько позже, когда смотрели видеозаписи с дрона. Было очень много людей, и это здорово!
В этом году в шествии участвовали только российские коллективы, и мы переживали, как они справятся с таким форматом. Раньше основное внимание зрителей завоевывали театры из Европы, а наши немного терялись на их фоне. Иностранцы не просто шли в костюмах, но и активно взаимодействовали с публикой. По пути движения всегда теряли несколько коллективов, потому что они уходили к зрителям. А вот соотечественники обычно вели себя чуть более скромнее, что ли… Оказалось, мы зря переживали — российские уличные артисты устроили невероятное карнавальные шествие — немного безумное и безгранично веселое! Оценили это и зрители — все были в восторге.
— Если сравнивать с фестивалями 10-летней давности, что кардинально поменялось?
— Фестиваль — живой организм, поэтому он постоянно меняется. Например, раньше мы спокойно могли пригласить к участию театр «Илотопи» из Франции с их спектаклем «Цветные люди», где артисты буквально с ног до головы были покрыты краской и при этом были только в нижнем белье. Сейчас публика вряд ли оценила бы подобное представление. Мы стали более семейным фестивалем.
Мы украшали город арт-объектами, которые неизменно вот уже много лет создает наш артист Евгений Шкаев, но потом начали получать различные жалобы. Некоторые люди в нашем искусстве видели смыслы, которых там никогда не было. В этом году уличные инсталляции также появились перед фестивалем, однако мы сосредоточили их возле театра и в аллее напротив него.
Ну и, конечно, изменился состав участников. Раньше около 70% коллективов были из других стран, а в этом году только один — барабанщики из Колумбии. Некоторые думают, что это из-за геополитической ситуации и различных санкций, но все намного проще. Из-за текущего курса доллара и стоимости перелетов нам становится очень дорого привозить коллективы из-за рубежа.
— Теперь вы проводите и деловую программу?
— Да, вот уже четвертый год, помимо выступлений, у нас проходит образовательная программа, в которой участвуют артисты, режиссеры, художники и продюсеры со всей страны. Поэтому на образовательную программу приезжают многие люди за свой счет и, конечно, приходят из Архангельска.
В ходе программы проводятся занятия по уличному театральному искусству. Обучают, как привлечь и удержать внимание, клоунаде или, например, хождению на ходулях, импровизации и многому другому. Это полезно как практикующим уличным актерам, так и начинающим.
Быть уличным актером — это совершенно иное, чем выступать на сцене. Когда зритель приходит в театр и платит за спектакль деньги, то его фактически закрывают в одном помещении с артистами, и он, скорее всего, досидит до конца. В худшем случае — просто уснет. А на улице зритель голосует ногами: если ему не нравится, он просто пойдет гулять дальше. Нужно уметь захватить внимание.
Но самое главное, что эта деловая программа полезна людям. Год назад на мастер-классы пришел человек «с улицы» Алексей Юшин, который просто хотел себя попробовать. После программы он для себя понял, что хочет стать клоуном и стал развиваться в этом направлении. В этом году его позвал один из коллективов, который к нам приезжал, — театр «Мутум». Он сыграл в их спектакле, и сейчас они забрали его с собой на летнюю программу, потому что у него это реально круто получается.
— Фестиваль проходит уже 30 лет. Не угас ли запал?
— За годы проведения многое менялось, но фестиваль уличных театров в Архангельске заслуженно называют одной из туристических достопримечательностей нашего региона. На прошедший фестиваль от коллективов было подано более 200 заявок. К нам едут люди со всей страны, заранее бронируют гостиницы, покупают билеты. Есть случаи, когда едут ради конкретного спектакля.
Например, уже третий раз приезжает «Плохой театр» из Санкт-Петербурга со своим замечательным спектаклем «Квадрат», который рекомендую посмотреть каждому. Так вот, в Питере на него попасть очень сложно, регистрация на «Квадрат» закрывается через минуту после ее открытия. Не все успевают посмотреть, кто хочет. А в Архангельске на их спектакль места не ограничены, поэтому к нам приезжали его посмотреть.
И немаловажно, что у нас публика хорошо разбирается в уличных театрах и умеет тепло принимать артистов. Вот правда, ездили по разным городам, но как в Архангельске нигде не встречают. Да и у нас целое поколение выросло на фестивале. Не так давно один зритель сказал: «В детстве меня бабушка водила на фестиваль, а сегодня я привожу на представления уличных театров своих детей». Люди любят фестиваль, и именно поэтому мы продолжаем его делать уже более 30 лет.
— Есть ли какие-то планы на будущее?
— Конечно, хочется вернуться к масштабному карнавальному шествию вдоль набережной. Ну и будем ждать новые коллективы. В этом году мы планировали пригласить один классный уличный цирк из Китая. Однако там совершенно другой менталитет, переговоры затянулись, и мы банально не успели.
Находясь в здании молодежного театра, мы не могли не обсудить дальнейшую судьбу учреждения. Из-за капитального ремонта половину прошлого сезона труппа играла свои спектакли на площадках театра кукол и в культурном центре «Звезда Севера». Лишь перед новым годом показы возобновились на родной сцене. А теперь ремонт близится к завершению.
— Каково артистам было играть на других сценах?
— Это была вынужденная мера, поэтому все относились с пониманием. Конечно, мы очень благодарны театру кукол и «Звезде Севера» за то, что они «приютили» нас на время ремонта. Некоторые площадки нам категорически отказали, например. У нас же всякое бывает в спектаклях — вода, краска и т. д. Наши артисты после некоторых спектаклей сами бросались убирать и мыть сцену. Отдельная благодарность «Звезде Севера», что предоставили нам место для репетиций.
— Почему были перенесены сроки ремонтных работ?
— Изначально работы должны были завершить к декабрю 2023 года. Планировалось отремонтировать кровлю, сделать ремонт внутри, поменять окна. Но после вскрытия гипсокартонных стен стало ясно, что нужно целиком менять одну стену. Из-за протекающей крыши она почти полностью сгнила. Так как здание является объектом культурного наследия, требования соответствующие.
На сегодняшний день остались только работы по кровле, которые должны завершить к концу августа. А уже в конце сентября мы надеемся полноценно открыть сезон на родной сцене.
— Что особенное ждет зрителей?
— Начнем сезон сразу же с очень необычной и интересной для нас работы по «Маскараду» Лермонтова. Поставит спектакль новый для нас режиссер Влад Тутак, который приедет в Архангельск со своей большой командой. Сам спектакль, как обозначает его жанр режиссер, — это хроника «Маскарада», которая будет очень необычно поставлена. Мы уже видели красивые эскизы оформления, знаем интересное и неклассическое решение спектакля. Всех нюансов не расскажу, но это будет весьма интересно.
Надеемся, что уже в ноябре вернутся любимые зрителями спектакли, которые мы не играли уже год из-за отсутствия технических возможностей. После ремонта мы возобновили наш проект «Арт-салон в молодежном театре». Это музыкальные вечера в нашем каминном зале, главным действующим лицом которых традиционно становится наш новый старинный рояль. Мы начинали с классических музыкальных вечеров, и чаще всего у нас играли музыканты Поморской филармонии. Например, Ольга Голдобина с ее проектом «Актер&Артист», в котором также принимают участие артисты нашего театра, не раз становилась нашей гостьей. В сентябре, кстати, уже планируем следующую встречу. Кроме того, теперь у нас звучит также джазовая, эстрадная музыка, и мы готовы и дальше расширять рамки музыкального салона.
Также готовим сказку о потерянном времени по Шварцу. Ну, а после новогодних спектаклей начнется юбилейный для театра год — 50 лет со дня основания. Наш художественный руководитель Виктор Петрович Панов уже сейчас думает, как сделать этот юбилейный год особенным. Так что можно с уверенностью сказать, что нас ждет много всего интересного.
— Персональный совет от вас. Что из репертуара театра рекомендуете посмотреть каждому?
— Если говорить про людей, которые еще никогда у нас не были, то я всегда рекомендую начинать свое знакомство с молодежным театром с чего-то «легкого». Например, «Шальные ножницы» или спектакли для семейного просмотра. Или со спектакля по произведению, которое человек очень любит, если такое есть в нашем репертуаре. Как говорит Виктор Петрович: «Человек приходит в театр либо один раз, либо навсегда».
Для более искушенного зрителя я бы порекомендовала «Пикник на обочине» по братьям Стругацким. Это нереально красивый и сложный спектакль, где кроме наших актеров также заняты и артисты Поморской филармонии. К таким спектаклям я всегда рекомендую готовиться. В идеале — прочитать произведение.
Но мой личный ТОП — это спектакль, премьера которого была в 1994 году, — «Жиды города Питера» по братьям Стругацким. Не знаю, сколько раз я его смотрела, но очень редко могу пропустить. Он не теряет своей актуальности, очень душевный — без наворотов, спецэффектов, видеопроекций. Это просто большой круглый стол, за которым сидят артисты, и звучит текст Стругацких. Обожаю невероятно и готова смотреть бесконечно.