Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Итоги XXX фестиваля уличных театров подвела Анастасия Панова-Малевинская

24.07.2024 11:48
Одним из самых впечатляющих событий лета в Архангельске по праву можно назвать фестиваль уличных театров. Специально на него приезжают люди из различных уголков России.

Вот уже 30 лет творческий марафон организует молодежный театр Виктора Панова. Чтобы подвести итоги прошедшего фестиваля и поговорить о предстоящем театральном сезоне, мы встретились с директором театра Анастасией Пановой-Малевинской.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА — ШЕСТВИЕ

— Расскажите, пожалуйста, чем особенным запомнился прошедший фестиваль? Все ли задуманное получилось сделать?

— Главная особенность ХХХ фестиваля уличных театров — это долгожданное возвращение карнавального шествия. Четыре года мы не проводили его из-за ковидных и различных других ограничений и очень сильно по нему соскучились. Шествие — визитная карточка нашего фестиваля. В 2020 году мы отошли от идеи проведения церемонии открытия на сцене театра драмы и вот уже пять лет даем старт фестивалю на улице.

Когда мы приступили к организации, то столкнулись с новыми особенностями в сфере обеспечения безопасности. Если вкратце, то проведение массового мероприятия сейчас возможно только на огороженной территории с пропускным режимом. Каждому человеку необходимо пройти через рамки металлоискателя, а на территории должны дежурить сотрудники службы безопасности.

Нам сразу сказали, что единственный вариант провести шествие — на стадионе «Динамо». Нам не очень нравилась эта идея, но шествие хотели вернуть, поэтому начали прорабатывать такую возможность. Очень помогли глава Архангельска Дмитрий Морев и начальник управления культуры Наталья Зарубина. Так как на День города огораживали набережную в районе площади Мира, они предложили немного расширить празднование и предоставить площадку для уличных театров. И пусть карнавальные шествие было короче, чем обычно, по протяженности, оно все же состоялось, и это самое ценное!

— Как зрители отреагировали на новый формат?

— Честно говоря, мы переживали, что из-за ограничений будет мало людей. Думали, что не все захотят проходить через рамки, оставлять воду на входе. Но когда мы пришли к началу шествия, то были приятно удивлены. Зрители заранее выстроились вдоль маршрута движения и ждали артистов. А истинный масштаб смогли оценить несколько позже, когда смотрели видеозаписи с дрона. Было очень много людей, и это здорово!

В этом году в шествии участвовали только российские коллективы, и мы переживали, как они справятся с таким форматом. Раньше основное внимание зрителей завоевывали театры из Европы, а наши немного терялись на их фоне. Иностранцы не просто шли в костюмах, но и активно взаимодействовали с публикой. По пути движения всегда теряли несколько коллективов, потому что они уходили к зрителям. А вот соотечественники обычно вели себя чуть более скромнее, что ли… Оказалось, мы зря переживали — российские уличные артисты устроили невероятное карнавальные шествие — немного безумное и безгранично веселое! Оценили это и зрители — все были в восторге.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — ДЛЯ ОПЫТНЫХ И НОВИЧКОВ

— Если сравнивать с фестивалями 10-летней давности, что кардинально поменялось?

— Фестиваль — живой организм, поэтому он постоянно меняется. Например, раньше мы спокойно могли пригласить к участию театр «Илотопи» из Франции с их спектаклем «Цветные люди», где артисты буквально с ног до головы были покрыты краской и при этом были только в нижнем белье. Сейчас публика вряд ли оценила бы подобное представление. Мы стали более семейным фестивалем.

Мы украшали город арт-объектами, которые неизменно вот уже много лет создает наш артист Евгений Шкаев, но потом начали получать различные жалобы. Некоторые люди в нашем искусстве видели смыслы, которых там никогда не было. В этом году уличные инсталляции также появились перед фестивалем, однако мы сосредоточили их возле театра и в аллее напротив него.

Ну и, конечно, изменился состав участников. Раньше около 70% коллективов были из других стран, а в этом году только один — барабанщики из Колумбии. Некоторые думают, что это из-за геополитической ситуации и различных санкций, но все намного проще. Из-за текущего курса доллара и стоимости перелетов нам становится очень дорого привозить коллективы из-за рубежа.

— Теперь вы проводите и деловую программу?

— Да, вот уже четвертый год, помимо выступлений, у нас проходит образовательная программа, в которой участвуют артисты, режиссеры, художники и продюсеры со всей страны. Поэтому на образовательную программу приезжают многие люди за свой счет и, конечно, приходят из Архангельска.

В ходе программы проводятся занятия по уличному театральному искусству. Обучают, как привлечь и удержать внимание, клоунаде или, например, хождению на ходулях, импровизации и многому другому. Это полезно как практикующим уличным актерам, так и начинающим.

Быть уличным актером — это совершенно иное, чем выступать на сцене. Когда зритель приходит в театр и платит за спектакль деньги, то его фактически закрывают в одном помещении с артистами, и он, скорее всего, досидит до конца. В худшем случае — просто уснет. А на улице зритель голосует ногами: если ему не нравится, он просто пойдет гулять дальше. Нужно уметь захватить внимание.

Но самое главное, что эта деловая программа полезна людям. Год назад на мастер-классы пришел человек «с улицы» Алексей Юшин, который просто хотел себя попробовать. После программы он для себя понял, что хочет стать клоуном и стал развиваться в этом направлении. В этом году его позвал один из коллективов, который к нам приезжал, — театр «Мутум». Он сыграл в их спектакле, и сейчас они забрали его с собой на летнюю программу, потому что у него это реально круто получается.

ФЕСТИВАЛЬ УЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ ВЫРАСТИЛ НЕ ОДНО ПОКОЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

— Фестиваль проходит уже 30 лет. Не угас ли запал?

— За годы проведения многое менялось, но фестиваль уличных театров в Архангельске заслуженно называют одной из туристических достопримечательностей нашего региона. На прошедший фестиваль от коллективов было подано более 200 заявок. К нам едут люди со всей страны, заранее бронируют гостиницы, покупают билеты. Есть случаи, когда едут ради конкретного спектакля.

Например, уже третий раз приезжает «Плохой театр» из Санкт-Петербурга со своим замечательным спектаклем «Квадрат», который рекомендую посмотреть каждому. Так вот, в Питере на него попасть очень сложно, регистрация на «Квадрат» закрывается через минуту после ее открытия. Не все успевают посмотреть, кто хочет. А в Архангельске на их спектакль места не ограничены, поэтому к нам приезжали его посмотреть.

И немаловажно, что у нас публика хорошо разбирается в уличных театрах и умеет тепло принимать артистов. Вот правда, ездили по разным городам, но как в Архангельске нигде не встречают. Да и у нас целое поколение выросло на фестивале. Не так давно один зритель сказал: «В детстве меня бабушка водила на фестиваль, а сегодня я привожу на представления уличных театров своих детей». Люди любят фестиваль, и именно поэтому мы продолжаем его делать уже более 30 лет.

— Есть ли какие-то планы на будущее?

— Конечно, хочется вернуться к масштабному карнавальному шествию вдоль набережной. Ну и будем ждать новые коллективы. В этом году мы планировали пригласить один классный уличный цирк из Китая. Однако там совершенно другой менталитет, переговоры затянулись, и мы банально не успели.

ТЕАТР ВЕРНУЛСЯ В СВОЙ ОСОБНЯК НА ЛОГИНОВА, 9

Находясь в здании молодежного театра, мы не могли не обсудить дальнейшую судьбу учреждения. Из-за капитального ремонта половину прошлого сезона труппа играла свои спектакли на площадках театра кукол и в культурном центре «Звезда Севера». Лишь перед новым годом показы возобновились на родной сцене. А теперь ремонт близится к завершению.

— Каково артистам было играть на других сценах?

— Это была вынужденная мера, поэтому все относились с пониманием. Конечно, мы очень благодарны театру кукол и «Звезде Севера» за то, что они «приютили» нас на время ремонта. Некоторые площадки нам категорически отказали, например. У нас же всякое бывает в спектаклях — вода, краска и т. д. Наши артисты после некоторых спектаклей сами бросались убирать и мыть сцену. Отдельная благодарность «Звезде Севера», что предоставили нам место для репетиций.

— Почему были перенесены сроки ремонтных работ?

— Изначально работы должны были завершить к декабрю 2023 года. Планировалось отремонтировать кровлю, сделать ремонт внутри, поменять окна. Но после вскрытия гипсокартонных стен стало ясно, что нужно целиком менять одну стену. Из-за протекающей крыши она почти полностью сгнила. Так как здание является объектом культурного наследия, требования соответствующие.

На сегодняшний день остались только работы по кровле, которые должны завершить к концу августа. А уже в конце сентября мы надеемся полноценно открыть сезон на родной сцене.

— Что особенное ждет зрителей?

— Начнем сезон сразу же с очень необычной и интересной для нас работы по «Маскараду» Лермонтова. Поставит спектакль новый для нас режиссер Влад Тутак, который приедет в Архангельск со своей большой командой. Сам спектакль, как обозначает его жанр режиссер, — это хроника «Маскарада», которая будет очень необычно поставлена. Мы уже видели красивые эскизы оформления, знаем интересное и неклассическое решение спектакля. Всех нюансов не расскажу, но это будет весьма интересно.

Надеемся, что уже в ноябре вернутся любимые зрителями спектакли, которые мы не играли уже год из-за отсутствия технических возможностей. После ремонта мы возобновили наш проект «Арт-салон в молодежном театре». Это музыкальные вечера в нашем каминном зале, главным действующим лицом которых традиционно становится наш новый старинный рояль. Мы начинали с классических музыкальных вечеров, и чаще всего у нас играли музыканты Поморской филармонии. Например, Ольга Голдобина с ее проектом «Актер&Артист», в котором также принимают участие артисты нашего театра, не раз становилась нашей гостьей. В сентябре, кстати, уже планируем следующую встречу. Кроме того, теперь у нас звучит также джазовая, эстрадная музыка, и мы готовы и дальше расширять рамки музыкального салона.

Также готовим сказку о потерянном времени по Шварцу. Ну, а после новогодних спектаклей начнется юбилейный для театра год — 50 лет со дня основания. Наш художественный руководитель Виктор Петрович Панов уже сейчас думает, как сделать этот юбилейный год особенным. Так что можно с уверенностью сказать, что нас ждет много всего интересного.

— Персональный совет от вас. Что из репертуара театра рекомендуете посмотреть каждому?

— Если говорить про людей, которые еще никогда у нас не были, то я всегда рекомендую начинать свое знакомство с молодежным театром с чего-то «легкого». Например, «Шальные ножницы» или спектакли для семейного просмотра. Или со спектакля по произведению, которое человек очень любит, если такое есть в нашем репертуаре. Как говорит Виктор Петрович: «Человек приходит в театр либо один раз, либо навсегда».

Для более искушенного зрителя я бы порекомендовала «Пикник на обочине» по братьям Стругацким. Это нереально красивый и сложный спектакль, где кроме наших актеров также заняты и артисты Поморской филармонии. К таким спектаклям я всегда рекомендую готовиться. В идеале — прочитать произведение.

Но мой личный ТОП — это спектакль, премьера которого была в 1994 году, — «Жиды города Питера» по братьям Стругацким. Не знаю, сколько раз я его смотрела, но очень редко могу пропустить. Он не теряет своей актуальности, очень душевный — без наворотов, спецэффектов, видеопроекций. Это просто большой круглый стол, за которым сидят артисты, и звучит текст Стругацких. Обожаю невероятно и готова смотреть бесконечно.

Александр Гавзов