Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Предприниматель Зоя Лемак: «Нужно уметь не только торговать, но и помогать»

26.07.2024 15:00
Постоянная участница областных выставочных площадок и продовольственных ярмарок, предприниматель Зоя Лемак более 30 лет радует северян привозной продукцией с юга России и из стран бывшего СССР.

В преддверии Дня работника торговли мы встретились с ней и расспросили о жизни в Архангельске, секретах продаж, вкусовых предпочтениях архангелогородцев, системе работы с постоянными клиентами и вариантах помощи военнослужащим в зоне специальной военной операции.

ТОРГОВЛЯ КАК СПОСОБ ВЫЖИТЬ

— Зоя Владимировна, когда и как вы пришли в сферу торговли?

— Примерно в 1988 году, когда мне было 20 лет, но в те годы это была не торговля, а, скорее, спекуляция. Я уроженка небольшой казачьей станицы в Ростовской области, муж родом из Закарпатья. Мы жили на юге Советского Союза и ездили в Польшу, во Львов, там покупали, а в Ростовской области продавали, и наоборот. Тогда, в конце 1980-х — начале 1990-х, экономика СССР распадалась, у многих не было постоянной работы и вынужденно торговала вся страна. Конечно, я планировала другую жизнь, рано вышла замуж, собиралась учиться в университете.

— То есть торговля — это по необходимости?

— Чтобы выжить и прокормиться. Мама болела, нужны были лекарства, нормальной работы не было, и мы вместе с мужем стали ездить и торговать продуктами, в том числе дефицитом. И занимались мы этим не потому, что очень хотелось, а потому, что не было ничего другого.

ЗАРПЛАТА СЕМЕЧКАМИ

— Получилось, что так поиск источников дохода в сфере закупок и продаж стал профессией?

— Да, наши поездки переросли в собственное дело. Мой муж Сергей работал на сельхозпредприятии в Ростове и вместе со своей бригадой в поисках рынков сбыта начал ездить на Север. Они сдавали зерно и семечки подсолнечника, ведь в 90-е годы зарплату в денежном эквиваленте он не получал, ее выдавали… семечками. Мы их жарили и везли на Север, сдавали в Нарьян-Маре и в отделения сельхозкооперации в Архангельске. Потом стали торговать семечками на Центральном рынке, который открылся в феврале 1983 года.

— Так и «осели» в нашем городе?

— Да, весь бизнес плавно перетек сюда. Сперва бывали наездами, а потом планомерно начали расширяться и ездить туда-обратно надоело, да и дочка к тому моменту уже подросла, поэтому в начале 2000-х переехали в Архангельск на постоянное место жительства.

— А почему выбор пал именно на столицу Поморья?

— Очень понравился удивительный, поражающий своей красотой северный край, с его живописнейшей природой, уникальными храмовыми комплексами и памятниками архитектуры, самобытной русской культурой, добрыми традициями и вкуснейшей поморской кухней. И в первую очередь замечательными, душевными, гостеприимными, открытыми и доброжелательными северными людьми, никогда не теряющими оптимизма и чувства юмора.

 И что же тогда отличает жителей Архангельска от ростовчан?

— Для меня очевидно кардинальное отличие. Здесь люди более размеренные, спокойные, как и сама динамика жизни. В свою очередь, южане более шустрые, вспыльчивые и шумные, все делают быстро, вечно спешат, перекрикиваются. Я и сама громко разговариваю. И здесь, в Архангельске, мне до сих пор говорят, что я «гэкаю», а в Ростове, наоборот, дети и друзья удивляются и подшучивают, что я «окаю».

РАСШИРИЛИ АССОРТИМЕНТ

— Как развивали бизнес в Архангельске?

— Стали продавать не только продукты, но и промышленные товары: кухонную утварь, посуду, предметы быта и личной гигиены, всевозможные приспособления для домохозяек, туалетную воду. Стали привозить постельные принадлежности, нательное белье, головные уборы, мужской, женский и детский трикотаж. От временных точек перешли к стационарной торговле на Центральном рынке в Архангельске. Сейчас развиваем продажи в павильоне на железнодорожном вокзале, участвуем в выставках и ярмарках на других площадках.

— То есть на становление своего дела в Архангельске ушла пятилетка?

— Все это время мы определялись с ассортиментом, присматривались, притирались, набивали шишки на личном опыте, пробовали новые виды продукции, знакомились с местными традициями и укладом жизни, чтобы лучше понять запросы, потребности и вкусы наших покупателей. Про нашу семью можно сказать, что мы тридцать лет работаем на Центральном рынке, а я — южанка, влюбленная в Север.

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ДРУЖБЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

— Как развивались дальше?

— Со временем начали принимать активное участие в ярмарочной деятельности. Стали изучать спрос и поняли, что если на юге популярна собственная продукция, то здесь, на Севере, как раз в большой цене то, чего недостает и нельзя получить от местных производителей. В первую очередь, это южные домашние сыры, которые напоминают сорта адыгейского, кубанское растительное масло с ароматным запахом семечек, мясные деликатесы, топленый жир, грудинка и деревенское сало. Очень ценят северяне сушеный шиповник и варенье из инжира.

— А продукты не портятся в пути, все-таки далеко везти?

— На Центральном рынке работает собственная лаборатория, и все продукты питания перед продажей проходят тщательный контроль. Качество того же мяса, масла или сыра можно с легкостью проверить.

— А есть покупатели, которые ходят именно к вам?

— Конечно, есть, особенно любители южного сала. Это покупатели, которые понимают толк в продукте, отличают разные сорта и даже места производства растительного масла, при готовке пищи используют натуральные продукты, например, топленый жир. Со многими из них мы все эти годы дружим и тесно общаемся, иногда привозим что-то по персональному заказу, например, шпик по-венгерски или другие продукты, которые сложно найти в Архангельске.

АКЦЕНТ НА ЯРМАРКУ

— Можно сказать, что сейчас ваше приоритетное направление — торговля продуктами питания?

— Скорее, ярмарочная деятельность. Сейчас это наш основной профиль, потому что промтовары по большей части ушли в маркет-плейсы.

— То есть продавать одежду теперь невыгодно?

— Не совсем — штучный товар мгновенно разбирают, к примеру, вещи из Турции. Многие ждут звонка о новом завозе и сразу же посещают наши точки, чтобы успеть купить то, что привозим по их заказу или в небольшом количестве. А если говорить о продуктах питания, то крупная федеральная или даже местная сеть никогда не привезет настоящие масла, сыры или сало из Кубани.

СПАСИБО ГЛАВЕ ГОРОДА

— А как давно работаете в павильоне у ж/д вокзала?

— Третий год. И здесь хочу лично поблагодарить главу Архангельска Дмитрия Морева за то, что не дал снести павильон до начала реконструкции площади, когда о ней только заговорили, и встал на сторону горожан и предпринимателей, сохранив для людей покупки в привычном месте, а для нас рабочие места и площадки для торговли. К главе города обратилась собственница павильона, и он ее поддержал. Я, как жительница Архангельска, прожившая тут 30 лет, тоже хочу, чтобы город развивался и процветал, становился комфортнее и красивее. Но мы видели, что вопрос с реконструкцией площади завис, процедуры замедлились, и было важно отстоять нашу площадку как минимум до тех пор, пока не начались реальные работы. Дмитрий
Александрович пообещал помочь и сдержал свое слово. Он понимал, что от его решения зависела не только участь нашего небольшого предпринимательского сообщества, но и настроение жителей и гостей города.

— Что вы имеете в виду?

— Удобство для покупателей. Многие приезжают в Архангельск на поезде из районов региона в областные больницы и ничего не берут с собой, потому что знают, что в нашем павильоне можно купить сразу все необходимое: от тапочек, халатов и нижнего белья до еды с собой. Таксисты, например, приходят за футболками, чтобы переодеться в жару, дачники — за инвентарем и инструментами, молодежь — за одеждой, спортивной обувью и головными уборами, пожилые люди — за семенами и посудой.

Помогает управление торговли Архангельска

— Управление торговли и услуг населению администрации Архангельска тоже помогает?

— Да, всегда. Хочу сказать огромное спасибо всем сотрудникам этого ведомства и его руководителю Ирине Любовой. Работники управления оказывают нам бесценную помощь при проведении ярмарок и выставок, консультируют представителей бизнеса по мелким вопросам, знакомят нас с изменениями действующего законодательства. Кроме того, всегда выступают в защиту предпринимателей, являются организаторами профильных площадок по обмену опытом и контактами с коллегами из других регионов.

— Как-то кооперируетесь через управление с конкурентами?

— И с ними, и с народными мастерами. Списки последних тоже берем в администрации города, приглашаем представителей народных промыслов на свои мероприятия, нередко на безвозмездной основе. То же касается садоводов и огородников, особенно летом. Это и обеспечение архангелогородцев местной продукцией: овощами, грибами, ягодами, саженцами, и поддержка хобби наших дачников рублем.

— А возможность продегустировать предоставляете?

— Обязательно. Это даже не обсуждается! И мы именно этим отличаемся от крупных сетей. Люди приходят, пробуют, прицениваются, торгуются. То есть, помимо всегда действующей скидки для постоянных покупателей, о цене можно договориться дополнительно в каждом конкретном случае.

— Участникам специальной военной операции тоже делаете скидки?

— Нужно уметь не только торговать, но и помогать. Очень уважаю труд волонтерских организаций. Сама тоже регулярно отсылаю деньги нашим ребятам. Никому из бойцов или их семей не отказываем, стараемся помочь по мере возможностей. Бывают случаи, когда самостоятельно, за свой счет собираем военнослужащих, возвращающихся в зону СВО из отпуска в Архангельске. Кроме того, помогаем детским домам, центрам для пожилых людей, приютам для животных, неизлечимым пациентам и другим.

— Что это? Меценатство, благотворительность, какая-то отчетность?

— Это личное дело каждого. У меня — зов души, поэтому в отправках гуманитарной помощи участвую и в Архангельске, и в Ростовской области. С первого дня СВО помогала, помогаю и буду помогать!

— А что пожелаете коллегам в честь грядущего Дня работника торговли?

— Да, всех причастных от всей души поздравляю с нашим общим профессиональным праздником! Желаю стабильной работы, высоких продаж, хорошей выручки, верных покупателей, надежных партнеров и больше новинок в изобилии товаров для наших жителей. Пусть любимое дело приносит удовольствие и радость, а дома всегда ждут любящие сердца.

Наталья Еремина