Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Надежда Михайлова назначена директором архангельской гимназии № 6

31.07.2024 12:59
В прошлом юрист, а сегодня педагог и опытный руководитель рассказала о своем пути в профессию, взглядах на образовательную среду и поделилась планами на новом посту.

Ранее она руководила школой № 2, являясь одним из самых молодых директоров. По итогам прошлого учебного года школа показала хорошие результаты, и именно здесь была открыта первая школьная первичная организация «Движения первых». Инициативность и организаторские способности Надежды Михайловой нашли высокую оценку, и теперь она направлена руководить гимназией № 6.

В ДЕТСТВЕ ИГРАЛА В ШКОЛУ

— Решение о вашем назначении было принято недавно. Вы уже включились в работу?

— Конечно, с первого дня. По-другому никак.

— Надежда Петровна, а кем вы мечтали стать в детстве? Играли в школу?

— Как все дети, играли в дочки-матери и в школу. Старшая сестра вела у меня уроки, я с удовольствием принимала в этой игре участие, будучи еще воспитанницей детсада.

— А в школе вы с интересом учились в первом классе?

— Да, мне сразу понравилось учиться. Я в школу пошла в 6 лет, и мне было достаточно легко, я много читала, знала много стихотворений наизусть.

— Какие школьные предметы вам нравились больше всего?

— Моим любимым предметом была алгебра на протяжении всей школы. С геометрией было чуть сложнее. Это был единственный предмет, по которому в одну из четвертей у меня была тройка. И я по этому поводу переживала. Но я очень благодарна своему педагогу, которая эту тройку поставила, зная, что я могу учиться лучше. Это мне придало дополнительный стимул, и после этого троек в четверти и за год у меня не было никогда. Я училась на четыре-пять.

Вторым моим любимым предметом были история и обществознание. И в течение года у нас было право, мне этот предмет очень полюбился. Чуть сложнее давались русский язык и физика.

— В чем секрет? Сами по себе предметы были интересные, или роль учителя имела значение?

— Роль учителя всегда имеет значение! И на какие-то уроки было ходить интереснее, на какие-то, может быть, не так интересно. Но у меня всегда была мотивация, я понимала, что я должна учиться и для чего я это делаю. Я благодарна своим родителям, которые меня так воспитали. И я не хотела их расстраивать тройками и всегда стремилась показать хорошие результаты.

— А для кого ребенок учится, для себя или для родителей?

— Мне кажется, что ребенок, который воспитывается в любви и уважении, одинаково учится и для себя, и для родителей. Пусть я не понимаю пока, для чего мне нужны именно эти знания, по таким предметам, но как я буду расстраивать маму?

ВЫБРАЛА ЮРИСПРУДЕНЦИЮ

— Когда вы задумались о будущей профессии?

— Я искренне радуюсь за сегодняшних школьников, у них так много возможностей узнать о будущих профессиях, специальностях. Сейчас серьезное внимание уделяется профориентации. И интернет, конечно, позволяет нам очень много узнать. У нас было по-другому. Все профессии были, что называется на виду: учителя, врачи, мама у меня была бухгалтером. И я готовилась стать экономистом. Этому способствовала и любовь к математике. Посещала дополнительные занятия, в 11 классе ездила в райцентр на них на каникулах. Но был еще один пример, который повлиял на мой выбор. Мой брат после армии стал служить в милиции. И я решила стать сотрудником милиции. Причем поменяла свое решение за два месяца до окончания школы. Я окончила торгово-экономический техникум по специальности «юриспруденция», а затем поступила на юридический факультет Поморского государственного университета. Сама специальность была популярной, да и определенная романтика.

— Как вспоминаете учебу в университете?

— Было интересно, хотя и не всегда все сразу получалось. Первый курс — «Теория государства и права», серьезный и важный, основополагающий предмет, на основе которого строится изучение всех других отраслей права. Это требовало больших усилий. Когда мы перешли к изучению конкретных отраслей права, стало проще. Нравилось уголовное право, не зря я, наверное, хотела идти работать в органы внутренних дел. Я право искренне люблю. Но сдавала госэкзамены уже с трехмесячным ребенком. Сессию сдавать и писать диплом пришлось досрочно.

— После получения диплома удалось поработать по специальности?

— Да я работала юристом: в Росгосстрахе, в управляющей компании, на протяжении трех лет была индивидуальным предпринимателем — оказывала юридические услуги. Специализировалась на правовом сопровождении юридических лиц. Мне нравилась эта работа.

— Этот опыт помогает вам сейчас?

— Как и в любой работе, нужно быть ответственным, четко выполнять обязанности, быть системным человеком, не зря я любила математику. И не бояться трудностей, все можно преодолеть, главное — знать где искать. Так нам говорили преподаватели.

ВСЕ БЫЛО ВНОВЬ

— Что для вас было сложным, когда вы пришли работать в систему образования, заместителем директора школы № 93?

— Для меня все было вновь. Конечно, помогало юридическое образование в плане хозяйственной работы, заключения договоров, взаимодействия с надзорными органами. Но со всем, что касается специфики работы муниципального учреждения, сложности были. Но все они решались, коллеги поддерживали, очень положительная атмосфера сложилась. Я благодарна директору школы № 93 Любови Сергеевне Рактиной, она стала хорошим наставником.

— Насколько обширна административно-хозяйственная сфера в деятельности директора школы?

— Очень. Многие знакомые удивляются, что в школах нет штатных юристов. При том что очень много проверяющих. Прокуратура, Роспотребнадзор, Рособрназор. Жалобы различные, обращения. Школа — это же и здание. Его нужно поддерживать, содержать, обслуживать. Школа — это коллектив, это трудовые отношения. Экономические вопросы, бухгалтерия. Все это очень большой объем работы. Когда я была замом директора по административно-хозяйственной части, то июль и август — это было самое рабочее время. Директор — то же самое, особенно если идут большие ремонтные работы, как было в школе № 2.

— Вы стали самым молодым на тот момент директором школы. Согласились, потому что почувствовали, что готовы?

— Я состояла в кадровом резерве, но вряд ли чувствовала себя готовой. Но, безусловно, интерес к такому серьезному вызову был. Прежде всего — управленческий, нужно было руководить большим коллективом.

СНАЧАЛА КОМФОРТ

— Вы сразу все стали менять?

— Нет, это случилось не сразу. Первый год — это знакомство со школой, со сложившимся коллективом, традициями. Мы начали с небольшого ремонта и с возрождения школьного музея — выиграли областной грант и его возродили. Ну и всегда хочется красоты, тем более когда это делается для детей. На следующий год приступили уже к масштабному ремонту, начали с первого этажа, потом перенесли туда столовую, на ее месте сделали актовый зал, которого никогда не было. Отремонтировали подвальные помещения, перенесли туда раздевалку, а на ее месте открыли Центр детских инициатив. А цветочки — в этом ничего сложного нет, я их выращивала на подоконниках. Хочется, чтобы было приятно всем — и педагогам, и детям, и родителям, и тебе самой. Чтобы детям было радостно идти в школу. Кстати, уже в этом году я ни одного цветочка сама не посадила, все они выращены детьми вместе с педагогами.

— Как к вашим новациям отнесся коллектив?

— Мне кажется, что положительно. Я никогда не скрывала своих планов, не принимала односторонних решений. Мы всегда все обсуждали, и я всегда прислушивалась к мнению коллектива, старалась сделать комфортно всем. И для детей школа должна быть не «обязаловкой», а пространством, где им хочется находиться.

— Как этого добиться?

— К сожалению, не всегда школа может удовлетворить потребности каждого ребенка. Но стремится к этому необходимо. В том числе создавая единую развивающую среду, в которую интегрирована и классная, урочная, и внеурочная деятельность детей. Кружки — это всегда здорово, особенно технической направленности, центры «Точка роста», кванториумы. Это вызов времени, связанный с информатизацией общества. И конечно, есть разница между играми на телефоне и сдачей экзамена по информатике. Не все так просто, и в современных условиях это серьезная учебная дисциплина, необходимая всем. Вообще, раскрыть потенциал каждого ребенка — это важнейшая педагогическая задача. И замечательно, если, например, в двоечнике учитель физкультуры увидит будущего чемпиона, а учитель технологии — будущего мастера.

ШКОЛА — ЭТО НЕ ДИРЕКТОР

— Вы сами преподаете?

— Да, два года я преподаю обществознание, уже будучи директором получила педагогическое образование. Непосредственное общение с детьми — это большая радость и удовольствие, более близкое понимание проблем педагогов. Директору это необходимо, и некоторые открытия я для себя сделала.

— В новой должности в гимназии № 6, наверное, будет проще. Здание капитально отремонтировано.

— Да, значительная часть капитально отремонтирована и обновлена. Были определенные проблемы, и мы продолжаем работать с подрядчиками. Средства на благоустройство территории выделены, работы запланированы в единой концепции с благоустройством у Кирхи. Также будут сделаны входные группы. Но в целом в гимназии много пространства для творчества. Будем стремиться к тому, чтобы ее модернизация продолжалась.

— Уже сложилось представление о первоочередных задачах, которые предстоит решить?

— Во-первых, нужно соответствовать требованиям времени. У нас много изменений в сфере образования, они регулярно происходят. Это новые федеральные стандарты, образовательные программы. Гимназия № 6 всегда была в топе школ Архангельска по качеству образования. У коллег все работает. И школа — это не директор, это большой слаженный коллектив. И принимать решения о каких-либо изменениях, о приоритетных направлениях развития можно, только познакомившись с коллективом, с традициями. Поэтому пока — есть обязательная программа, все остальное — постепенно и поэтапно, на основе диалога с коллективом.

Георгий Гудим-Левкович