Помещения на первом и втором этажах визуально расширились и стали более праздничными. Ремонт помещений профинансирован по федеральной программе «Модернизация театров юного зрителя и театров кукол» нацпроекта «Культура».
В холле установят шкафы-витрины, где расположатся куклы и «Золотая маска» — символ национальной театральной премии в раме. Как известно, свою первую «Золотую маску» Архангельский театр кукол получил в 1996 году за рождественское представление «Вертеп» (режиссер Дмитрий Лохов, художник Елена Николаева). В 2003 году лауреатом премии стала Светлана Михайлова за роль королевы Хертруды в спектакле «Хамлет, датский принц».
О том, как обновится театральный репертуар и почему не все спектакли нужно списывать — рассказали на пресс-конференции в театре.
Открытие 92-го театрального сезона состоится 14 сентября. Для зрителей подготовили подарок — интермедию, которую очень любят и дети, и взрослые.
— Еще не поднимаясь в зал, гости увидят анонсы спектаклей, которые будут в этом сезоне, — отметила режиссер, заслуженная артистка РФ Нина Туманова. Кроме того, продолжится традиция, начатая в прошлом сезоне. Перед спектаклями для малышей (4+) бабушка Галина — это амплуа артистки Галины Ястребовой — будет читать детям сказки и рассказывать о театре.
Первые спектакли сентября — «Подарок для мамы» (4+) и «Ведьма из чуланчика» (8+). А в конце ноября состоится премьера «Аленький цветочек» по мотивам сказки Сергея Аксакова. За основу взята пьеса Леонида Браусевича и Ирины Карнауховой. Над постановкой работают приглашенные специалисты: режиссер-постановщик Денис Соколов, художник-постановщик Денис Токарев.
Как рассказала заместитель директора по работе со зрителем Людмила Мокеева, в этом сезоне планируются два новых спектакля, которые отобрали по результатам лаборатории Большого детского фестиваля: по произведению братьев Стругацких «Малыш» и по произведению Рэя Брэдбери «Машина времени».
Сейчас активно идет работа над постановкой «Пинежский Пушкин». По задумке режиссера Нины Тумановой, это будет история о старом Архангельске в стиле произведения Бориса Шергина «Старые старухи». Технические эскизы кукол разрабатывает главный художник театра, заслуженный художник РФ Елена Николаева. Премьера ожидается в следующем году.
29 сентября состоится бенефис заслуженного артиста РФ Ростислава Киселёва, который работает в театре с 1967 года. Зрители увидят знаменитый спектакль для взрослых зрителей «Золочёные лбы» по сказке Бориса Шергина, где он играет роль Царя.
В октябре зрителей приглашают на театральное родительское собрание «Они и мы», посвященное взаимоотношениям взрослых и подростков. Разные истории, разные ситуации — очень серьезные и очень смешные.
— Это не спектакль, а именно театральное родительское собрание. Архангельский театр кукол был первооткрывателем этого жанра в начале 2000-х, когда еще не было никаких вербатимов, сторителингов… — заметила заведующая педагогической частью театра Марина Мельницкая.
По ее словам, такая форма взаимодействия с аудиторией 16+ оказалась очень востребованной, и это объяснимо: «подростки меняются, а проблемы остаются».
Надо отметить, что в «Они и мы» нет кукол. Это говорит о том, что театр готов к новым жанрам и пробует осваивать другие направления, выходя за рамки классических постановок.
— Мы не зациклены на куклах. У нас много спектаклей, где есть и куклы, и драматическое действо, — отметил главный режиссер театра Дмитрий Лохов.
И все же, по словам режиссера, если говорить о театральном мейнстриме (основном направлении) — так или иначе это куклы, марионетки, кукловоды. Театр КУКОЛ звучит везде!
— Кукольное искусство издревле существует параллельно с академическими жанрами, — говорит главный режиссер, начиная дискуссию о трансформации классики, ее современном прочтении и пересмотре репертуара.
Например, спектакль «Дон Жуан в Венеции», поставленный в 2017 году, вновь вернется на сцену. Это постановка в жанре кукольного балаганчика для взрослых зрителей.
— Я думаю, это знаковый спектакль в стиле настоящего театра кукол, это символ кукольного мира. Он хотя и вышел давно, такое ощущение, что оказался вне времени, потому что в нем задан глубокий философский смыл, — сказал Дмитрий Лохов, добавив, что есть спектакли, которые невозможно списать. Они возвращаются, но уже с изменениями.
— Не получается у нас списывать спектакли. А как списать, когда они востребованы, когда они по-настоящему живы и могут заразить зал? Они возникают в новом качестве, они звучат в новом времени, в новом контексте, — заявил главный режиссер.
Возрождение лучшего из репертуара прошлого — в этом заложен и смысл связи поколений. Ведь театр кукол — не только для детей. Это семейный театр, куда приходят с родителями. Взрослые приводят сюда своих малышей, потому что сами воспитаны на спектаклях и эту любовь передают детям. И в каждом детском спектакле есть над чем задуматься взрослому!
— Не одно поколение архангелогородцев выросло на наших спектаклях. Родители вспоминают старые постановки, спрашивают о грядущих премьерах, о наших творческих планах. Традиции создавать спектакли для взрослых не было во многих театрах кукол, а когда пробовали их ставить — билеты не продавались. У нас же эта связь есть, и мы эти традиции продолжаем, — отмечает Дмитрий Лохов.
В прошлом сезоне спектакли Архангельского театра кукол посетили около 40 тысяч зрителей. Значит, зрителям интересно, а коллектив продолжает творить!