На Красной (до 1920 года — Соборной) пристани, откуда в 1912 году отправилась и куда через два года вернулась так трагически закончившаяся для ее руководителя экспедиция, установили уникальный экспонат из фондов Северного морского музея — стальной ахтерштевень шхуны «Святой мученик Фока», на которой Георгий Седов планировал дойти до Северного полюса.
Кормовая оконечность экспедиционного судна — это жёсткая балка и рама сложной формы. На ней замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор. К ней подвешивалось перо судового руля, и через нее проходил вал, на конце которого был установлен гребной винт. Это самая крупная сохранившаяся деталь «Святого Фоки».
Чтобы разобраться, откуда у музея появился этот экспонат, нужно вернуться на 110 лет назад.
В сентябре 1914 года «Святой мученик Фока» возвратился в Архангельск. Судно было в полуразрушенном состоянии, поскольку во время зимовки и последующего возвращения с Земли Франца-Иосифа из-за отсутствия угля в качестве топлива использовались деревянные конструкции шхуны. После того как экипаж покинул «Фоку», воду на нем не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, загромождая причальную линию.
Поэтому её подняли и решили отбуксировать в док в Соломбалу, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить ее участь. Однако по дороге судно село на мель, и больше возиться с ним никто не пожелал — шла Первая мировая война.
Объявили о продаже, но покупателя на обездвиженное судно не нашлось. Долгое время оно так и сидело на мели. Постепенно с корпуса сняли всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски обшивки. Вскоре под воздействием ветра и течения шхуну вынесло в Кузнечиху, где выбросило на берег острова Шилов. Здесь корпус судна погрузился в ил и был занесен песком.
То, что осталось от «Святого Фоки» обнаружила Арктическая комплексная историческая экспедиция Академии наук СССР под руководством известного подводного археолога и историка Дмитрия Кравченко летом 1984 года. Перед ней стояла задача найти и, по возможности, дать описание особенностей конструкции судна, специально переоборудованного для плавания в высоких широтах.
В результате изучения архивных материалов, опроса жителей, а также исследования микрорельефа и разведки на местности удалось локализовать район поиска. Был обнаружен участок намывного вала, характер и размеры которого позволяли сделать вывод, что в основании находится какая-то конструкция или группа крупных предметов. Раскопки, в которых принимали участие работники Северного морского пароходства, курсанты Архангельского мореходного училища им. В. В. Воронина были непростыми. Густой кустарник в сочетании с открытыми пляжными участками значительно усложнили работу.
Во избежание повреждения деревянных конструкций набора грунт снимался послойно, с заглублением 20-25 см. Как это всегда и бывает, удача пришла неожиданно. В двенадцатом шурфе удалось обнаружить раму трапециевидной формы. Зондирование дна дало возможность определить, что ниже отметки 25 см находятся скопления металлических предметов; в основном это оказались крепежные элементы, обычно использовавшиеся при строительстве деревянных судов.
Обмеры расчищенной металлической рамы рудерпоста показали ее принадлежность к ахтерштевню деревянной парусно-винтовой шхуны. Старожилы этих мест, видевшие шхуну на восточном берегу острова Шилов, засвидетельствовали, что обнаруженная рама относится к конструкции кормовой части судна «Святой мученик Фока».
К торжественной передаче найденной части исторического судна в Северный морской музей были привлечены члены команды барка «Седов», прибывшего на празднование 400-летия Архангельска. Тогда же возникла идея о размещении ахтерштевня в отдельной экспозиции. Но в итоге для этого потребовалось 40 долгих лет. Все эти годы самый большой сохранившийся элемент судна экспедиции Георгия Седова лежал у здания музея под открытым небом.
— Мы в последние годы стали активно заниматься изучением русских полярных экспедиций, и в частности — экспедиции Георгия Яковлевича Седова. Собрано большое количество документов, издана книга. Конечно, нас волновала судьба этого музейного экспоната, который должен был занять достойное место не просто в экспозиции, а в создаваемом музейном пространстве, в которое входит и здание музея, и аллея героев Арктики с бюстом Георгия Седова, и сама Красная (Соборная) пристань, и пришвартованный у нее теплоход «Коммунар». Поэтому у нас возникла идея установить ахтерштевень «Святого Фоки» именно здесь, на причале, откуда отправилась и куда вернулась экспедиция, — отметил директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
По его словам, новый элемент музейного пространства символизирует связь времен. Четыре года назад здесь разместили скульптурную композицию, посвященную Георгию Седову, выполненную северодвинским художником Александром Менуховым. А раньше здесь стояла шхуна «Запад», которой довелось 50 лет назад сыграть роль «Святого Фоки» в художественном фильме «Георгий Седов», и чья судьба, увы, сложилась не менее трагично.
Для установки рамы известным архангельским плотником-реставратором Александром Антоновым из лиственницы была выполнена специальная конструкция, напоминающая остов деревянного судна. Брус был обрублен топором вручную и пропитан специальным составом. Сама стальная конструкция очищена пескоструем и покрыта слоем антикоррозийной мастики, гарантирующим ее сохранность на открытом воздухе. Рядом с объектом размещён информационный стенд с исторической справкой о шхуне «Святой мученик Фока».
На открытие нового экспоната собрались неравнодушные архангелогородцы, в почетном строю на Красной пристани встали курсанты Арктического морского института им. капитана В. И. Воронина. Среди собравшихся были правнучки Александра Пустошного, матроса «Святого Фоки», который вместе со своим товарищем Григорием Линником сопровождали Седова в его неудачной попытке достичь Северный полюс по льду, и похоронившие скончавшегося руководителя экспедиции на острове Рудольфа.
— В нашей семье бережно хранится память об Александре Матвеевиче Пустошном, — рассказала Надежда Ковальчук, которая приехала в Архангельск к сестре Татьяне из Якутска. — Мы помним рассказы бабушки о нем и его участии в экспедиции Седова, сохранились и некоторые личные вещи. Мы очень тепло пообщались с сотрудниками Северного морского музея и очень благодарны за то, что история подвига нашего предка достойно представлена в Архангельске.
И хотя на Красной пристани был сильный ветер, все-таки север, но выглянуло уже низкое осеннее солнце, осветив новый символ мужества и трагедии, без которых невозможно представить освоение Арктики, в котором Архангельск сыграл ключевую роль. И пусть в виде сохранившегося ахтерштевня, но «Святой Фока» вернулся к месту своей последней стоянки.