— Мне всегда нравилось получать знания, учиться. Когда узнаешь что-то новое и начинаешь эту тему раскручивать — как будто читаешь хорошую книгу, детектив: изучаешь факты, анализируешь, ищешь пути-выходы, и все это в итоге приводит к какому-то шагу вперед, который делает наша нейрохирургия, — отметил Виктор Порохин в ответном слове после вручения награды.
Медаль имени Ксении Ивановны Харитоновой «За верность нейрохирургии» Виктору Геннадьевичу вручили на X Всероссийском съезде нейрохирургов в Нижнем Новгороде. Наградой, учрежденной в честь советского нейрохирурга и основателя сибирской школы нейрохирургии, отмечают за длительное служение профессии и серьезный вклад в развитие здравоохранения.
Виктор Порохин — один из тех, кто стоял у истоков создания нейрохирургической службы в Архангельской области. Он заслуженный врач России, лауреат Ломоносовской премии за работу по хирургическому лечению разрыва аневризм головного мозга в остром периоде, много лет является главным внештатным нейрохирургом регионального минздрава.
Символично, что Виктор Геннадьевич удостоен медали имени К. И. Харитоновой в год 25-летия отделения нейрохирургии Первой городской больницы, которым руководил с момента основания до 2023 года. Это высокое признание он называет не только оценкой своей работы, но и заслугой всей команды отделения, больницы.
Доктор Порохин посвятил профессии 45 лет. Медицину он выбрал по совету родителей, сам в детстве мечтал стать геологом.
— Папа долго страдал от язвенной болезни, с переменным успехом лечился, но однажды по срочным показаниям попал на операционный стол к знаменитому хирургу Георгию Андреевичу Орлову. После этого болезнь отступила, все относительно наладилось, и тогда он сказал мне: «Надо тебе идти в медицину и становиться хирургом, потому что он может решить проблему раз и навсегда». Так я после школы поступил на лечебный факультет Архангельского государственного медицинского института и окончил его в 1978 году, — рассказывает Виктор Геннадьевич.
В Первую городскую больницу главврач Еликанида Волосевич пригласила Порохина из Северодвинска, где он сначала работал травматологом, а потом начал заниматься нейрохирургией.
В 1999 году Виктор Геннадьевич возглавил создаваемое в Первой городской нейрохирургическое отделение. За четверть века оно стало передовым, настоящей гордостью больницы. Врачи постоянно внедряют современные методики, активно оперируют. За год здесь делают более 1100 операций, в том числе редких, которые являются прерогативой федеральных центров. В отделении работает прекрасная команда, сложившаяся под руководством Виктора Геннадьевича. И доктор Порохин отмечает, что сейчас уже он с удовольствием многому учится у молодых коллег.
Вот и на X съезде нейрохирургов России в Нижнем Новгороде был представлен опыт Первой горбольницы по эндоскопическому лечению внутричерепных гематом, возникших из-за черепно-мозговой травмы, это направление в последние годы активно развивают в отделении. Доклад врача-нейрохирурга Николая Серебренникова вызвал большой интерес участников съезда.
Несмотря на преимущества эндоскопии в плане снижения возможных осложнений и более легкого послеоперационного периода, при удалении внутричерепных гематом она пока нечасто практикуется в России.
— Эндоскопия полости черепа имеет ряд проблем: широкое и поверхностное кровоизлияние создает препятствия для обзора, кроме того, часто отсутствует полость, через которую можно осуществлять манипуляции. Мы разработали метод, который позволяет обойти эти ограничения, — говорит Николай Серебренников. — Суть метода заключается в том, что в кости черепа в проекции центра гематомы накладывается отверстие диаметром 12–15 миллиметров, в случае отсутствия полости она создается локально при помощи шпателя. Схема расположения инструментов выглядит так: шпатель создает полость, над ним находится угловой 45-градусный эндоскоп, который позволяет осматривать и вводить под контролем зрения инструменты для удаления гематомы. По нашему мнению, эндоскопическое удаление травматических внутричерепных гематом — это перспективный метод, достойный более широкого применения.