Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Елена Ананьина трудится воспитателем 20 лет и ни разу не сменила место работы

27.09.2024 09:21
В ее группе всегда особая атмосфера: девочки – принцессы, мальчики – рыцари, ну а самого педагога дети негласно удостоили звания королевы.

Все два десятка лет в должности «второй мамы» Елена Ананьина трудится в детском саду № 116 «Загадка» округа Майская Горка. Сегодня некоторые ее выпускники сами родители, но до сих пор, встречая своего первого педагога, вспоминают теплые моменты дошкольного детства и делятся тем, как сегодня складывается их жизнь.

В чем секрет доверительных отношений между ребенком и воспитателем? Елена Николаевна точно знает ответ на этот вопрос.

— Елена Николаевна, 27 сентября страна будет праздновать День воспитателя и всех дошкольных работников. Расскажите, почему решили связать свою жизнь именно с этой профессией?

— В первую очередь, как бы банально ни звучало, — потому что я люблю детей. А во вторую — потому что это творческая профессия. А я с детства занималась макраме, росписью по дереву, музыкой по классу фортепиано.

После школы окончила Архангельский педагогический колледж, и меня в числе 20 однокурсниц отобрали для дальнейшего обучения в Северодвинском филиале Поморского государственного университета (теперь САФУ) по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

— А как творчество помогает в работе?

— Очень помогает! Ведь нужно каждый день придумывать для детей нечто интересное. Мы часто вместе мастерим, и, конечно, те навыки, которые были приобретены еще в детстве, стали большим подспорьем в работе.

Я люблю рисовать, и наши дети тоже хорошо рисуют. Однажды со своей программой участвовала в городском конкурсе «Опыт, творчество, мастерство» и представляла свой опыт именно в организации занятий по рисованию — тогда я получила диплом за первое место.

— Помните свои первые шаги в профессии? Вашу первую группу?

— Да, эти дети уже совсем взрослые, и некоторые из них уже привели в наш детский сад своих малышей! Первый выпуск был особенным, потому что он первый. И до сих пор ребята, если встречаемся на улице, подходят, здороваются, всегда спрашиваю, как у них сложилась жизнь. Это были замечательные дети.

Первый набор мы вели вместе с моей напарницей, которая потом ушла в другое учреждение, но спустя несколько лет вернулась в наш детский сад, и теперь мы снова работаем вместе.

— Говорят, что самое сложное в профессии воспитателя — это работа даже не с детьми, а с родителями. Согласны ли с этим и как у вас складываются отношения с семьями ваших воспитанников?

— Это правда. Родители, приводя малышей в детский сад, доверяют нам самое дорогое, и вполне закономерно, что они волнуются. Самый сложный и для них, и для нас период — первый год, когда мамы и папы еще не очень хорошо знают воспитателей, но все постепенно привыкают.

Вообще, мне везет с родителями — они замечательные, понимающие, неравнодушные, всегда поддерживают, откликаются на любые просьбы.

— Чья это задача — сделать так, чтобы ребенок с желанием шел в детский сад?

— Все дети привыкают по-разному: кто-то с первых дней с радостью бежит в группу, а есть малыши более домашние, привязанные к маме, которым очень тяжело расставаться с ней. И это совместная работа родителей и воспитателя — сделать так, чтобы ребенок быстрее адаптировался.

Многое зависит от родителей: если мама сама тревожится, то и ребенку будет тяжело переносить разлуку, потому что он видит реакцию на расставание, чувствует ее переживания, все это передается ему. А если мама с легкостью, с позитивным настроением отправляет малыша в сад, то и привыкать к новой обстановке ему будет намного
легче.

Конечно, большую роль играет педагог — как он с воспитанником взаимодействует, какую работу по адаптации проводит. Задача воспитателя — уделять таким детям больше внимания, где-то лишний раз обнять, посадить на колени, поговорить, поиграть, завлечь чем-то, когда он заходит в группу. Также обязательно поработать с мамой — расположить, успокоить, чтобы она легче отпускала свое чадо в детский сад.

Все приходит со временем — родители начинают понимать, что здесь хорошо, что ребенок в безопасности, под присмотром, что с ним занимаются, по-доброму к нему относятся, и тревога понемногу снижается.

— Вы строгий педагог или больше мягкий?

— Мягкий, хотя бывают моменты, когда нужно и строгость проявить. Но это редкость, потому что у нас дети очень хорошие — с ними работать легко, и все мои коллеги это отмечают.

— Одна из проблем современности — засилье гаджетов. Дети сегодня действительно чересчур привязаны к ним?

— Я думаю, это просто часть нашего мира, однако надо обязательно ограничивать время, которое ребенок проводит в гаджетах, и уделять внимание подбору контента — отдавать предпочтение познавательным, развивающим программам, а не бесцельным играм.

В детский сад дети не носят ни планшеты, ни телефоны. Им и так есть чем заняться — много игр, занятий, поэтому о гаджетах им думать некогда. Тем более сейчас у нас идет подготовка к школе, а это серьезная программа. Проходят занятия с логопедом, с психологом, диагностика готовности детей к школе, которая проводится в начале и в конце года. Мы изучаем с ребятами звуки, будем решать простейшие арифметические задачи, учиться складывать слоги и читать короткие слова.

— А есть ребята, к которым вы больше привязываетесь? И присутствует ли ревность к вам у самих детей?

— Я не замечала, что дети ревнуют. Но если видят, что кто-то из воспитанников подходит обниматься — бегут сразу еще человек пять-шесть. У нас вообще очень тактильные ребята. Есть даже ритуал: некоторые малыши не уходят домой, пока не обнимут воспитателя.

— Какие еще интересные ритуалы или традиции есть?

— Всегда отмечаем дни рождения воспитанников, все значимые праздники. Но есть еще необычный ритуал, авторами которого стали сами дети: когда мы заходим в группу с прогулки, они пропускают меня вперед и говорят: «Проходите, наша королева…» И с такой радостью, теплотой произносят эти слова, что на душе сразу становится светло.

Я не знаю, почему они это придумали, — может, потому, что я постоянно говорю, что у нас в группе все девочки — принцессы, все красивые, подчеркиваю, что всех люблю одинаково, чтобы не допускать между детьми соперничества.

У нас с ребятами складываются теплые, доверительные отношения. Недавно мы разговаривали о том, что они взрослеют и совсем скоро пойдут в школу, а они выдали фразу, которая запала мне в душу, — сказали, что воспитатели, и в частности я, для них вторые мамы.

— В среднем вы ведете своих воспитанников три-четыре года и наверняка сами прикипаете к ним сердцем. С какими чувствами расстаетесь с детьми, когда приходит пора отправить их в школу?

— Если честно, это тяжело дается. Я всегда боюсь заплакать на выпускном. Когда мы готовимся к этому празднику — а у нас очень трогательные танцы, душевные песни, некоторые дети плачут на репетициях, потому что им жалко расставаться с детским садом, со своими педагогами. И мы сами не можем их долго отпустить: привязываешься как к родным — хочется еще годик с ними побыть и еще…

— Поделитесь, каким должен быть педагог дошкольного образования?

— Конечно, он должен быть творческим, целеустремленным, постоянно узнавать что-то новое, совершенствоваться в своей профессии. Но в первую очередь — любить детей, потому что малыши очень чувствительны — они считывают настроение педагога. К воспитанникам нужно приходить с улыбкой — и они будут улыбаться в ответ.

Наталья Захарова