Кандидат медицинских наук Анатолий Каранин известен в регионе как краевед, и, конечно, наш разговор не мог не коснуться исследовательских работ, посвященных истории Русского Севера, но сегодня в центре внимания — история любви и секреты крепких уз.
Местом первой встречи будущих супругов стал Архангельский государственный медицинский институт (сегодня СГМУ): Анатолий Феодосьевич учился в аспирантуре и вместе с преподавателями принимал экзамены у первокурсников. Вспоминает, что среди студенток сразу выделил самую красивую и решил непременно познакомиться.
— Что меня зацепило? Сначала внешность. А потом, когда узнал ее поближе, понял, что этот человек не только красивый, но и умный. И к тому же очень доброжелательный, отзывчивый — много положительных черт могу перечислить, характеризуя свою супругу, — делится Анатолий Каранин. — На первое свиданье мы пошли в кино, но, что смотрели, не помню — чувства переполняли.
Дату знакомства — 26 февраля 1974 года — супруги отмечают до сих пор как день рождения своей любви. Буквально через полгода после первой встречи молодые приняли решение, что не могут жить друг без друга.
— Римма — архангелогородка, но ее родители переехали в Мурманск, и вот на летних каникулах она отправилась к ним в гости. Когда мы прощались в аэропорту, она даже пропустила свой рейс — не могли расстаться, и самолет улетел без нее, пришлось взять билет на следующий день, — вспоминает Анатолий Феодосьевич. — И так нам обоим стало тоскливо в разлуке, что вскоре она вернулась в Архангельск, а я сделал ей предложение. Встал на одно колено, попросил руки и сердца, и она сказала «Да!» Эмоции зашкаливали! Ведь это судьбоносное решение — ты меняешь свою жизнь и принимаешь ответственность за человека, который рядом.
2 ноября 1974 года родилась новая семья. Годы совместной жизни подарили паре двоих детей — сына Александра и дочь Ирину, а сегодня супругов радуют трое внуков.
Римма Васильевна окончила медицинский институт и все годы до выхода на заслуженный отдых работала врачом-стоматологом, большая часть ее трудовой биографии связана с Северным медицинским центром имени Н. А. Семашко.
Анатолий Феодосьевич после аспирантуры полгода посвятил преподавательской деятельности. А потом занял пост заведующего проблемной лабораторией. Главная задача, которую поставил перед собой Каранин, — внедрить в здравоохранение вычислительную технику. Так началась работа по созданию в мединституте первого вычислительного центра.
— Многое пришлось перетерпеть, в том числе преодолеть сопротивление тех, кто считал, что вычислительная техника в медицине не нужна. Профессора открыто заявляли, что это напрасная трата государственных денег, — рассказывает наш собеседник. — Но мы все это побороли и создали вычислительный центр — очень мощный по тем временам, где проводили работы, связанные с математической обработкой научных данных. В медицине делались первые шаги по дистанционной диагностике, когда симптоматика заболевания передавалась, например, с корабля, обрабатывалась вычислительным центром, а обратно уже отправлялся ответ — что с человеком случилось.
Анатолий Каранин вместе с коллегами работал в тот переломный момент, когда многое делалось впервые: первые программируемые калькуляторы, первые видеомагнитофоны, первые лазеры, первые ультразвуковые установки для исследования сердца, сосудов, различных патологий. Самому Анатолию Феодосьевичу удалось внедрить в медицину тепловизионные методы обследования людей. А еще под его руководством на базе института создали прибор ночного видения, который был рекомендован для оснащения войск МВД России. Освоили и выпуск этих приборов.
После работы в проблемной лаборатории Анатолий Каранин заведовал кафедрой медицинской и биологической физики, которая под его началом стала одной из лучших в стране по уровню оснащения.
Ну, а после ухода из института он учредил фирму «Прогресстех».
— Мы продолжили выпуск приборов ночного видения «Полярная сова» — ими снабжалась вся страна. Внедряли различные системы безопасности, сегодня тысячи камер нашей фирмы установлены на многих крупнейших предприятиях Архангельской области, — рассказывает Анатолий Каранин.
Еще одна большая страсть Анатолия Феодосьевича — исторические исследования. Он признается, что благодаря краеведческой работе смог отчасти воплотить в реальность детскую мечту стать археологом. В этом деле, как подчеркивает наш собеседник, важна не только помощь коллег-энтузиастов, но и поддержка супруги:
— У нее очень большое терпение ко всем моим задумкам. Ведь любое дело начнешь — за ним тянется множество других, и порой это превращается в бесконечную цепь событий. Например, на поиск корабля «Варахаил», построенного на Соломбальской судоверфи и затонувшего в 1749 году, мы потратили целых 15 лет! Можете себе представить — 64 экспедиции! Какая жена может выдержать столько? Но моя супруга всегда поддерживает меня во всех начинаниях!
Рассказывая о спутнице жизни, Анатолий Феодосьевич, утверждает, что крепость золотого союза — в первую очередь ее заслуга.
— Сам факт, что мы вместе прожили полвека и у нас не было больших ссор, глобальных разногласий, говорит о том, насколько она мудра… Да, стычки случались — без этого семья не может существовать, но мы всегда находили компромисс, — рассказывает Анатолий Каранин. — Знаете, я действительно считаю наш союз счастливым. Мы никогда друг друга не подводили, полностью доверяли друг другу. Не многим парам судьба дарит счастье отметить золотую свадьбу. Потому что каждый раз, когда люди объединяются, находятся другие люди, которые хотят это единство нарушить. Поэтому мой совет молодым влюбленным — беречь друг друга.
Золотой юбилей совместной жизни «молодожены» будут отмечать в ресторане «Двина» — в том самом, где гуляли свадьбу 50 лет назад, а торжественное событие начнется в тот же час, что и в 1974-м. Сегодня для многих их союз, так прочно скрепленный временем, — пример, на который стоит равняться.
Среди самых нашумевших исследований Анатолия Каранина — поиски могилы Иоанна VI — единственного российского императора, чье место захоронения было неизвестно до сих пор. Анатолий Феодосьевич возглавлял группу, которая обнаружила в Холмогорах место погребения императора Ивана VI, а также его отца генералиссимуса России Антона Ульриха Брауншвейгского. Летом в честь этого события здесь, на территории Архиерейских палат, состоялось открытие памятного знака.
Прогремела на всю страну работа по возвращению Голгофо-Распятских колоколов на остров Анзер — жемчужину Соловецкого архипелага. Колокола исчезли в годы советской власти. Поиски продолжались с начала 1990-х, и в 2007-м экспедиция под руководством архангельского краеведа обнаружила их на дне одного из озер. Однако для восстановленной звонницы отлили новые, старые оставили под водой — в память о жертвах лагерных кошмаров Соловков.
В 2008 году колокольные звоны, молчавшие 70 с лишним лет, вернулись в Холмогоры — тоже благодаря работе поисковой группы Анатолия Каранина совместно с местными жителями, а также архангелогородцами. Кроме того, удалось восстановить память о первой российской обсерватории епископа Афанасия, созданной в Холмогорах в 1692 году.