В октябре известный архангельский художник и яхтсмен, сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН, член Ломоносовского фонда, автор эскиза мозаичного панно «Архангельск — первый морской порт России» Сергей Звягин отметил 70-летие.
Сергей Звягин — уроженец Кегострова. И, как замечает сам автор, близость водной стихии предопределила и жизненный путь, и выбор художественного жанра. Развивать технику рисования он начал ещё в детстве, успешно окончил архангельскую художественную школу. Затем появилось и другое увлечение — ходить под парусом.
Учился в Архангельском училище им. капитана В. И. Воронина. Служил на флоте, где продолжал участвовать в яхтенных регатах. Победы в соревнованиях увенчались званием мастера спорта СССР. Долгое время руководил архангельским яхт-клубом, не забывая про холст и кисти и продолжая развивать мастерство художника-мариниста. Получил высшее образование в университете культуры и искусств в Санкт-Петербурге. Провёл более 20 персональных выставок в России и за рубежом. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, орденом «За веру и верность», премией имени М. В. Ломоносова.
В 2019 году Сергей Александрович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Морское наследие как ценностный фактор развития социокультурного пространства Поморья: опыт социально-философского исследования». Творческая и научная миссия Сергея Звягина неразрывно связана с морской культурой России и Русского Севера. Он всегда считал важным рассказывать аудитории средствами маринистики об отечественных морских традициях. Художник также изучал морское наследие и других стран мира.
Новая книга — итог многолетних исследований в области морской культуры и морского наследия Поморья. Монография щедро иллюстрирована: в основе издания — репродукции живописных и графических работ разных лет. Автор делал зарисовки, этюды и наброски практически во всех своих экспедициях в регионы, где морская культура определяет социальную и культурную среду местных жителей. В результате было выполнено более 800 живописных работ.
Книга разделена на пять частей, в каждой сделаны свои акценты. Первая часть — «От поморских берегов» — это размышления о малой родине М. В. Ломоносова, философско-поэтических образах в творчестве холмогорского гения, которые, вероятно, формировались в молодые годы под влиянием поморского фольклора, походов под парусами и нелёгкой промысловой работы в море.
Вторая часть посвящена арктическим сюжетам и наполнена суровым настроением студёных морей, скал и льдов (в арктических экспедициях Сергей Звягин был четыре раза). Третья часть «На Русском Севере», напротив, полна тёплых лирических красок: летняя северная деревня, Соловки, речки, озёра, белые ночи и, конечно, Архангельск — первый морской порт России.
Четвёртая часть «Под полными парусами» — это живая атмосфера яхтенных соревнований, романтика морских походов. В пятой — «На разных широтах» — художник делится впечатлениями о ярких точках на карте планеты, где ему доводилось бывать. Здесь Сергей Звягин раскрывается не только как художник моря, но и автор цветочных натюрмортов, городских пейзажей и портретов: неравнодушный маринист просто не мог пройти мимо притягательных «сухопутных» образов.
Монография издана при поддержке Уральского отделения РАН, Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН и Ломоносовского фонда.
Автор посвятил книгу 300-летию Российской академии наук. Монография адресована не только специалистам социально-гуманитарной научной сферы, преподавателям, аспирантам и студентам, но и всем читателям, интересующимся морской культурой и морской живописью.