В этом мнении сошлись представители федеральных, региональных органов власти и общественных организаций на круглом столе «Региональный рынок табачных изделий. Эффективные инструменты борьбы с контрафактом». Дискуссия состоялась на межрегиональном форуме «Дни ритейла в Беломорье», который прошел в Архангельске.
Для борьбы с рынком нелегального табака необходимы не только сконцентрированные законодательные решения, но и оперативная проработка правоприменительной практики на местах. Важны более жесткие меры в отношении нарушающих закон торговых точек и интернет-площадок.
Заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ Артем Кирьянов отметил важность совместной работы: «Фискальный эффект от внедрения системы маркировки табачных изделий с 2019 года составил 800 млрд рублей в бюджет. Но также мы знаем, что у нас недобор по классическим табачным изделиям — более 100 млрд в год. Мы все должны объединить усилия, чтобы „обелить“ этот сегмент и на местах привлечь внимание общественности к работе контролирующих органов. В частном порядке, при проверке торговых точек, в девяти из десяти случаев есть весомые нарушения».
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов добавил: «Мы сейчас обсуждаем мягкое лицензирование и размышляем над созданием единого реестра торговых точек, чтобы за его контуром другие продажи не осуществлялись, таким образом можно будет минимизировать контрафакт».
«Мы видим хрупкий тренд на снижение доли оборота нелегального табака на российском рынке по сравнению с предыдущим периодом. По статистике, 57% всей нелегальной продукции к нам поступает из стран ЕАЭС. Поэтому для предотвращения незаконного ввоза табака необходимо усилить контроль за перевозками в ЕАЭС при помощи навигационных пломб, активно противодействовать дистанционным продажам посредством интернет-ресурсов и мессенджеров и проводить взвешенную акцизную политику в отношении табачной продукции», — считает менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин.
По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, доля нелегального оборота табака в России составляет 11,3%.
При этом доля нелегального оборота табака в настоящее время в Северо-Западном Федеральном округе достигает 14,1%. В Архангельской области этот показатель также увеличился по сравнению с аналогичным прошлым периодом и составил 13,4%.
Выявлено, что 4,2% — это контрафакт, 8,2% — нелегальный ввоз из ЕАЭС, 1% — нелегальный ввоз из не ЕАЭС. По итогам второго квартала 2024 года Архангельская область занимает 66 место в общероссийском рейтинге. Контрольно — надзорная деятельность в регионе более активно велась в прошлом году, в 2024 году она снизилась и продолжает сводиться к минимуму, достигнув средне нижнего уровня по стране.
По словам директора АНО «ННЦК» Ирины Бушиной, минимальные потери бюджета от нелегального оборота табака составили 99 млрд рублей. А в первом полугодии — 50,44 млрд рублей. В СЗФО потери за этот же период составили почти 9 млрд рублей, 524 млн рублей — урон Архангельской области от контрафакта табачной продукции.
Одна из главных причин — низкий уровень эффективности контрольно — надзорных мероприятий в текущей системе. Сейчас фактически они распространяются только на легальный бизнес, тогда как точки, где ведется незаконная торговля табаком, выпадают из поля зрения и правомочия контрольно-надзорных органов. Представители местных органов контроля отметили практическую невозможность проведения внеплановых проверок торговых точек из-за сложных согласований.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тарас Носовской сделал акцент на том, что ведомство проводит проверки в рамках своих полномочий и по утвержденным индикаторам риска: «Складывается парадоксальная ситуация. Мы вместе с МВД и службой по контролю за алкогольным и табачным рынками провели профилактические мероприятия по выявлению контрафактной продукции. Нашли определенный процент нарушений, и эти цифры сразу попали в официальную статистику, из которой можно сделать вывод о росте либо снижении объема нелегальной продукции. Соответственно, чем активнее мы боремся с контрафактом, и больше обнаруживаем его, тем выше у нас статистика по незаконному обороту табачных изделий. При этом нам на основании действующей правовой базы достаточно сложно согласовать проверки с прокуратурой, у которой имеется мораторий на проверку бизнеса».
«Предприниматели, незаконно реализующие товар, пользуются послаблениями, которые были предоставлены властями в части снижения объема проводимых проверок. Это ведет к тому, что защитный механизм, предоставленный государством, используется ими как зонтик от надзорных проверок», — дополнил руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Северо-Западному федеральному округу Юрий Чащин.
Заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Владимир Невмержицкий резюмировал: «При взаимодействии с согласующими проверку органами очень важен элемент доверия. Они должны понимать, что мы не просто рядовое мероприятие проводим для галочки. Наши действия направлены на пресечение более существенных правонарушений, направленных против граждан».