Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В Архангельске сильнейшие специалисты помогают родителям в воспитании детей

29.11.2024 10:12
Директор центра «Леда» Ирина Орлова рассказала о перспективах развития службы «ПроДетейРодителям», признанной одной из лучших в стране.

Работа архангельского центра «Леда» по проведению просветительских мероприятий для родителей отмечена как одна из лучших в России практик. В Москве подведены итоги III Всероссийского конкурса лучших практик консультирования родительского сообщества. Его участниками стали 123 организации из 54 регионов России — от Калининграда до Дальнего Востока.

Центр «Леда» получил награду в номинации «Лучшая практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий» за проект «ПроДетейРодителям», который реализовывался в этом году на базе учреждения.

В период с февраля по октябрь 2024-го специалистами центра и образовательных организаций Архангельска проведено большое количество просветительских мероприятий. Благодаря специалистам новой службы мамы и папы смогли найти ответы на самые актуальные для себя вопросы. Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, определиться с будущей профессией, пробудить интерес к учебе, противостоять буллингу? Как взрослому жить в мире с подростком? Как решить вопросы агрессии, невнимательности, рассеянности? Эти и многие другие темы эксперты раскрывали, что важно, абсолютно бесплатно для родителя.

В чем уникальность такой практики, признанной одной из лучших в стране, и получит ли она продолжение, мы спросили у директора центра «Леда» Ирины Орловой.

В ОСНОВЕ КОНСУЛЬТАЦИИ — ИНТЕГРАЦИЯ

— Ирина Васильевна, поздравляем ваш коллектив с заслуженной победой. Расскажите, что, на ваш взгляд, позволило архангельскому центру получить признание на всероссийском уровне?

— На Всероссийский конкурс лучших практик консультирования родительского сообщества мы представляли такую свою практику, как интегрированный подход в организации консультирования. В чем он заключается? На просветительском мероприятии можно одновременно дать родителю и теорию, и практику — тогда мы получим более значимый результат. То есть если специалисты просто выдают участникам какую-либо информацию — это не очень эффективно. А если через игровые формы, практические занятия показывают человеку, как теорию, которую мы дали, можно применить в работе со своим ребенком, то родитель получает не просто знания, а эффективный инструмент.

Действенность такого подхода мы оценили, например, по занятиям учителей-логопедов. Так, мы проводили просветительские мероприятия по кинезиологии — это наука о развитии умственных и творческих способностей через движение. Благодаря кинезиологическим упражнениям создаются новые нейронные связи и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Родители не только узнали больше о влиянии таких упражнений на развитие детей, но и получили практические советы и методические рекомендации по их применению в домашних условиях, отработали на себе, а уже дома — со своим ребенком.

Мы пытались интегрировать в совместных мероприятиях не только работу психологов и логопедов, но также объединили, например, выступление педагога дополнительного образования и социального педагога, которые занимаются патриотическим воспитанием детей, и работника музея. О том, как прививать детям любовь к малой родине, мы рассказали родителям не в формате обычной лекции, а пригласили их на экскурсию в деревню Пустошь в Приморском округе, которая носит звание родины лоцманов. Родители не просто на практике узнали, как увлекательно можно подать ребенку историю северного края, но и сами отвлеклись от жизненной гонки.

МАМА И ПАПА — В РЕСУРСЕ

— Ресурс родителей — это еще одна важная тема, которую ваши специалисты поднимали на мероприятиях проекта.

— Да, мы можем многому научить родителя, но его ресурс небезграничен. Ведь у каждого взрослого еще и свои социальные роли — он должен быть и хорошим работником, и супругом, и сам он является дочерью или сыном. Поэтому бывает так, что родитель вроде и знает, как воспитывать свое чадо, но у него просто нет сил.

Например, хороший отклик вызвал семинар «Мама в ресурсе». Если мама говорит, что ее силы полностью тратятся на детей, или на работу, или на домашнее хозяйство, то в первую очередь нужно порассуждать, что именно может истощать ее. Скорее всего, это явно не все проведенное время, а какие-то определенные моменты. Разумеется, даже с самыми послушными и любимыми детьми, точно так же как и на очень любимой интересной работе, могут быть неприятные ситуации. И важно уметь сохранять свои ресурсы — как раз этому учились участники семинара.

Я поняла, что это очень актуальная тема сейчас — профилактика эмоционального выгорания мам и пап, взаимодействие между родителями на благо ребенка — как взрослым в случае распада семьи сохранить для ребенка двух любящих родителей. Однозначно мы и дальше будем работать по этому направлению.

СТЫДНО ЛИ БОЯТЬСЯ?

— Какие еще, на ваш взгляд, самые важные темы были затронуты?

— Важные были все. А самые интересные — те, что мы взяли для себя как конкурсные мероприятия. «Стыдно ли бояться? Страхи и как их преодолеть» — это семинар-практикум для родителей дошкольников. Он проходил в форме игрового тренинга: в мини-группах участники совместно искали причины появления страхов у детей и пути борьбы с ними, а также узнали, как в этом могут помочь элементы арт-терапии, и испробовали этот метод на себе.

Больше всего заявок мы получили на семинар-практикум для родителей «Роль кинезеологических упражнений в речевом и психофизиологическом развитии ребенка». Почему? Потому что проблема речевого развития очень актуальна сегодня — плохо говорящих детей становится все больше.

Если говорить о патриотическом воспитании, это, повторюсь, наша краеведческая тема «Мой любимый край. Путешествие в Пустошь». Мы также показали родителям, как можно применять в путешествиях нейроигры (системы упражнений, игр на развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. — Прим. ред.). И, как оказалось, наши традиционные поморские забавы, игры нашего детства тоже можно отнести к категории «нейро». Сейчас мы задумались над тем, чтобы эту тему развивать и использовать в своей практике.

А в целом у нас было разработано большое количество просветительских мероприятий. Одни семинары проводились в виде очных встреч, другие — в форме вебинаров — сейчас их в нашей методической копилке уже 35. Если кого-то из родителей заинтересовала тема вебинара, они могут просто подать нам заявку в группе в соцсети «ВКонтакте» «ПроДетейРодителям» — и мы отправим доступ к этому контенту.

В ПОМОЩЬ — ВЕДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

— В основном участники мероприятий проекта «ПроДетейРодителям» — люди, которые уже знакомы с вашим центром?

— Не только. И важно, что благодаря проекту многие узнали, что мы есть и чем мы занимаемся. Потому что у большинства горожан центр «Леда» ассоциируется с психолого-медико-педагогической комиссией, которая проводится в наших стенах. А о том, что здесь можно получить помощь в воспитании ребенка, родители не знали. И сейчас, думаю, благодаря службе «ПроДетейРодителям» мнение о нас в городе поменяется.

— На каких площадках проводились мероприятия для родителей и кто выступал в качестве консультантов?

— Мы работали на 22 площадках города — помимо нашего центра это школы и детские сады Архангельска. Основной костяк консультантов — работники центра «Леда», также мы привлекали специалистов регионального центра «Надежда», ведущих педагогов-психологов и учителей-логопедов из школ и детских садов, преподавателей САФУ — всего 75 консультантов по разным направлениям деятельности. Из них 50 специалистов благодаря федеральному финансированию прошли обучение на площадке института коррекционной педагогики по программе «Навигация и консультирование родителей, а также лиц, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

То есть мало того что наши консультанты отдавали родителям, они еще и сами получили — прошли курсовую подготовку, причем очень полезную.

ТОЧКА ИЛИ МНОГОТОЧИЕ?

— Можно ли сказать, что ваше участие во всероссийском конкурсе — это красивая финальная точка всех мероприятий проекта?

— Да, это финал большого цикла работы в течение всего года. Но я могу сказать, что это многоточие. Службу «ПроДетейРодителям» мы не закрываем, она будет существовать немного в другой форме и, скорее всего, при участии только наших специалистов. В том, что родителям необходимо рассказывать про их детей, мы убедились и обязательно будем продолжать это делать.

— Насколько сейчас востребованы инструменты, которые в том числе вы предлагаете в помощь воспитанию? На ваш взгляд, родители стали более осознанными?

— Мне кажется, да. Раньше как было? Накормить, обуть-одеть, ну и проконтролировать, чтобы отметки из школы принес хорошие. Современные же родители хотят для своего ребенка быть не просто кормильцем, а именно наставником. Поэтому они более осознанны, больше внимания обращают на новации, интересные направления в воспитании ребенка.

Поэтому перспективы развития службы «ПроДетейРодителям» — большие.


Мероприятия службы «ПроДетейРодителям» проведены в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» под эгидой департамента образования администрации Архангельска, при поддержке министерства образования и правительства региона.

В лекциях, семинарах, вебинарах и мастер-классах проекта приняло участие около 10 тысяч человек. 75 специалистов по разным направлениям деятельности выступили в качестве консультантов.

Наталья Захарова