Согласно опросу ВЦИОМ, Новый год отмечают 96% жителей страны. Но предпраздничное воодушевление мы переживаем одновременно с горьким привкусом предстоящих трат на новогодние подарки.
Как не разориться на подарках? Все начинается с бюджета. Деньги любят счет. Поэтому для начала отбросьте все мысли про Новый год и посчитайте свои обязательные расходы: услуги ЖКХ, платежи по кредитам, покупка продуктов, оплата проезда (общественный транспорт или бензин) — все то, на что вам при любом раскладе потребуются деньги. Так вы определите минимальную сумму, которая должна у вас остаться.
Затем высчитаем бюджет на подарки. Прикидываем сумму, которую вы готовы потратить. Например, 10 тысяч рублей. Составляем список, в который вводим категории в зависимости от статуса и приоритета. Близкий круг: мама, папа, бабушка, дедушка, дети, внуки. Родственники: тетя, дядя, двоюродные братья и сестры. Далее — друзья, коллеги, знакомые. Устанавливаем лимит на человека в каждой категории и высчитываем максимально допустимую сумму расходов в зависимости от приоритета группы.
Например, близкий круг: 700 рублей на человека, пять человек — 3500 рублей. Коллеги: 300 рублей на человека, семь человек — 2100 рублей. Родственники: 500
рублей на человека, шесть человек — 3000 рублей. Уже набежало 8600, осталось 1400. Тут уже возникает дилемма: либо сокращать сумму на человека, либо вычеркивать кого-то из списка. В общем, предстоит поиграть цифрами. Городской бюджет, кстати, принимается примерно так же. В условиях ограниченных финансовых возможностей приходится решать, что важнее.
Помните, что дарить нужно эмоции, чувства. Что-то новогоднее, праздничное, запоминающееся. Ароматизированные свечи, зимние носочки, рукавички, чашечки, украшения. Желательно знать хотя бы что-то об интересах человека. Кому-то подойдет набор для приготовления глинтвейна, кому-то — книжка с вегетарианскими рецептами.
Конечно, строго следовать бюджету не получится, но, если его составить заранее, у вас перед глазами будет некий ориентир, и вы не потратите огромных сумм.
И конечно, стоит держать в уме, что Новый год — это целая индустрия. Бизнес делает все, чтобы заставить вас потратить деньги. Маркетологи и рекламщики играют на чувствах и манипулируют желаниями людей, чтобы те потратили побольше денег, оформили кредит или рассрочку. Если вы оказались во власти эмоций, волевым усилием остановите себя и спросите: почему мне обязательно нужно подарить эту игровую приставку сыну?
Я приведу вам пример из США. Торговые сети столкнулись с падением продаж игрушек в январе и придумали, как поднять выручку. Для этого они манипулировали людьми. Перед католическим Рождеством начиналась массированная реклама какой-то новой навороченной игрушки. Но партии в магазины завозились минимальные. Родители, которые постоянно испытывали чувство вины за то, что вечно на работе и уделяют мало внимания детям, обещали им на Рождество именно эту игрушку, которую дети хотели из-за агрессивной рекламы. Но в магазинах ее не было. Или было слишком мало. Приходилось покупать что-то еще более дорогое, чтобы компенсировать ребенку невыполненное обещание. А в январе именно эта игрушка на прилавках появлялась. Родители, мучимые двойным чувством вины перед детьми, покупали ее уже без праздничного повода.