Архангельский морской торговый порт — это крупный транспортный комплекс, который развивается как многопрофильный порт для перегрузки генеральных грузов, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, насыпных грузов, в том числе навалочных. АМТП осуществляет переработку по трем направлениям грузоперевозок: экспортные, импортные, каботажные.
Предприятие состоит из двух удаленных друг от друга морских терминалов: «Экономия» и «Бакарица». Общая площадь предприятия составляет 72,5 гектара. Имеется 11 причалов протяженностью 1706 м. В настоящее время на причалах АМТП можно перерабатывать до 2,5 млн тонн различных грузов. При вложении инвестиций возможности предприятия могут увеличиться вдвое.
Терминал «Экономия» расположен в 25 км от Архангельска на расстоянии 18,5 мили от приемного буя в устье Кузнечевского рукава на его левом берегу. Он принимает к обработке суда с осадкой до 9,2 м и длиной до 190 м. В состав терминала «Экономия» входят 7 причалов общей протяженностью 1162 метра.
Как рассказал генеральный директор Архангельского морского торгового порта Цецен Горяев, на предприятии большое значение придается модернизации инфраструктуры — за последние три года этот процесс продвигается достаточно активно.
— В 2021–2024 годах в поддержание и развитие инфраструктуры вложено порядка 1,2 миллиарда рублей. За это время проведена реконструкция грузовых площадок на 30 тысячах квадратных метров, приобретена 31 единица погрузочной техники, отремонтировано пять с половиной тысяч квадратных метров внутрипортовых автомобильных дорог, — сообщил Цецен Горяев.
Подтверждением стратегической значимости Архангельска для развития Севморпути стал утвержденный в сентябре прошлого года комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он включает в себя мероприятия как по развитию действующей транспортной и инженерной инфраструктуры транспортного узла, так и по созданию принципиально новых объектов портовой инфраструктуры. В частности, строительство нового моста через реку Кузнечиху в створе улицы Кировской должно обеспечить создание нового транспортного каркаса города. А капитальный ремонт и реконструкция четырех мостовых переходов и автомобильных дорог на подходах к ключевым морским терминалам обеспечат увеличение пропускной способности транспортного узла.
Добавим, ранее стало известно, что Архангельский порт может стать опорным пунктом единого морского оператора северного завоза. Такая идея была высказана по итогам стратегической сессии «Северный завоз: надежно, быстро, доступно».
Примечательно, что за прошлую навигацию в Архангельский порт пришли 5 сухогрузов из КНР. В целом же за навигацию 2024 года в китайские порты отправлено порядка 40 тысяч тонн грузов, включая пиломатериалы, бумагу, картон и целлюлозу, произведенные на предприятиях Поморья.
А из КНР в Поморье доставляются различная техника и автомобильные запчасти, а в обратном направлении китайские суда следуют с товарами компаний из Архангельской области и других регионов России.
Всего за эту навигацию из Китая в Архангельск в общей сложности доставлено почти 33 тысячи тонн импортной продукции, в их числе автозапчасти, бытовая техника и товары народного потребления.
Напомним, ранее гости из Китая познакомились с возможностями Архангельского порта. Помимо прочего, обсуждались вопросы организации контейнерных перевозок в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в порт Далянь.
Напомним, ранее представители региона во главе с губернатором Александром Цыбульским прибыли в КНР с деловой и предпринимательской миссией с целью развития торгово-экономических и гуманитарных связей.
Так, в китайском Даляне завершили строительство судна для рыболовов Поморья. Также накануне стало известно о том, что Поморье планирует увеличить грузооборот между портом Архангельск и портами Китая.
Напомним также, что у одной из школ Архангельска может появиться «побратим» в китайском Даляне.
По словам министра экономического развития и промышленности Архангельской области Евгении Шелюк, визит Гаджимагомеда Гусейнова позволил учесть все нюансы реализации долгосрочного комплексного плана развития Архангельской агломерации. В нем перечислены наиболее приоритетные элементы инфраструктуры, без которых невозможно социально-экономическое развитие региона в целом.
— Транспортная составляющая играет особую роль: возведение моста через Кузнечиху в районе нынешней понтонной переправы, расширение Маймаксанского шоссе с целью кратного увеличения грузооборота морского торгового порта — всё это важные звенья на пути к поставленной цели. Наш порт на сегодняшний день играет значимую роль в системе Севморпути, его грузооборот неуклонно растет, через него идут большие объемы экспорта и импорта, — подчеркнула Евгения Шелюк. — Чтобы показатели грузооборота и дальше стремились вверх, мы и наши федеральные коллеги должны совместными усилиями способствовать устранению имеющихся логистических трудностей. Что касается дальнейшего увеличения масштабов жилищного строительства в Архангельске, то тут необходимо расширять топливно-энергетическую инфраструктуру. Появление нового вывода на Архангельской ТЭЦ значительно расширит возможности для застройки города.
По итогам рабочего визита в Архангельскую область Гаджимагомед Гусейнов также провел совещание с представителями регионального правительства, на котором обсуждалась предстоящая реализация всех проектов в рамках долгосрочного комплексного плана развития Архангельской агломерации на период до 2035 года.
Участники совещания предметно рассмотрели намеченные к реализации в рамках нацпроектов инициативы, сроки выполнения запланированных работ, а также учли пожелания Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, касающиеся источников финансирования проектов, сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области.