Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В квартире холодно: что делать и куда обращаться?

29.01.2025 14:04
Уборка дворовых территорий от снега и холодные батареи — это беспокоит граждан в зимний период. Именно с такими вопросами люди обращаются в новый департамент муниципального контроля администрации Архангельска.

Он объединил специалистов разных управлений и отделов, которые разрозненно контролировали благоустройство в городе, осуществляли земельный контроль и помогали гражданам защищать их права в спорных ситуациях с управляющими организациями. Работа в старом формате была не столь эффективной, и, учитывая федеральное законодательство, в Архангельске решили создать новое подразделение.

Обновленная структура начала работать с нового года. Ее задачи директор департамента Алексей Потолов воспринимает более широко, чем просто контроль.

— Наши функции касаются благоустройства и развития города, — говорит Алексей Леонидович.

В работу включились сразу. Главный вопрос повестки дня — понижение температуры теплоносителя в жилых домах. Жильцы обращают внимание, что в квартирах холодно, а счета за отопление приходят исправно.

Для оперативного решения этих вопросов в округах решено проводить приемы граждан — их организует городская прокуратура совместно с ресурсными организациями и органом муниципального жилищного контроля.


Граждане спрашивают

На прошлой неделе такие приемы состоялись в Северном и Октябрьском округах Архангельска.

— Прокуратурой города разработан график с учетом ориентира на островные и труднодоступные территории и тематики обращений. Планируется проводить такие приемы не менее двух раз в месяц, — рассказал прокурор города Антон Филимонов.

Как правило, жители поднимают вопросы, касающиеся оказания жилищно-коммунальных услуг, проведения капитального ремонта, предоставления жилых помещений. В администрации Октябрьского округа прием был тематическим — по вопросам прохождения отопительного сезона.

Анализируя статистику заявлений, поступивших в прокуратуру в прошлом году, нужно отметить, что около 10% касаются проблем с холодными батареями в квартирах.

— Все факты проверяются — мы выезжаем по конкретным адресам, производим замеры, даем оценку действиям управляющих организаций, товариществ собственников жилья, ресурсоснабжающих организаций. При наличии оснований принимаются меры прокурорского реагирования, для того чтобы в ближайшей перспективе можно было восстановить надлежащее теплоснабжение, подачу воды, тепла, электроснабжение, — отметил Антон Филимонов.

Вместе с тем прокуратура не дублирует функции органов специализированного контроля, а дополняет их в части защиты прав граждан. Каждый человек вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию, департамент муниципального контроля или прокуратуру. При этом надзорный орган для оценки ситуации так или иначе будет привлекать в качестве экспертов сотрудников перечисленных структур. Как пояснил Антон Филимонов, проблемы с отоплением находятся на особом контроле, поэтому такие обращения не перенаправляются в другие органы, а рассматриваются непосредственно прокуратурой. По остальным вопросам рассмотрение обращений планируется совместно с городским департаментом муниципального контроля.


Разбираться не хотят

Увеличение числа жалоб от населения специалисты объясняют и нежеланием управляющих компаний отрабатывать заявки собственников. Зачастую им проще отправить заявителя напрямую в ТГК-2, «Водоканал» или сразу в администрацию города.

Как отмечает начальник управления жилищно-коммунального контроля департамента муниципального контроля администрации города Александр Шестаков, сейчас новая структура вынужденно выполняет функции диспетчерской службы управляющей компании. Жильцам разъясняют порядок действий в той или иной ситуации, консультируют.

— Согласно плану реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в перспективе может быть принято правило: прежде чем обратиться в надзорные органы, человек должен подтвердить, что обращался в управляющую организацию, зафиксировать данный факт. Это первый этап действий любого человека, и, если бы УК более добросовестно относились к своим обязанностям, порядка, на мой взгляд, было бы гораздо больше, — считает Александр Шестаков.

В целом органы контроля ориентированы на превентивные меры воздействия на управляющие организации.

— Эффективность предостережений подтверждается на практике, — отмечает Алексей Потолов. — Если есть нарушение закона — мы выдаем предписание. Если понимание не найдено — нарушитель привлекается к административной ответственности через суд.

Затем есть такой механизм, как мера судебного понуждения.


Ощущаемая или нормативная?

То, что управляющие организации недорабатывают в плане взаимодействия с гражданами, подтверждает и руководитель Архангельских городских тепловых сетей (АГТС) ПАО «ТГК-2» Станислав Ерехинский.

— С начала отопительного сезона у нас было 670 выходов по обращениям граждан в связи с низкими параметрами системы теплоснабжения. Мы признаем: в 10 процентах случаев это наша вина — из-за отключений, из-за пониженного давления. Но в 90 процентах жалобы либо не подтверждаются, либо выясняется, что проблемы с теплоснабжением возникают именно из-за того, что управляющие компании своевременно не отрабатывают возникающие вопросы, — говорит представитель АГТС.

Очень распространенная ситуация, когда жильцы привыкли к определенной, комфортной для себя температуре. Но установленный законодательством норматив и ощущения — не одно и то же.

— Зачастую мы приходим на комиссии и фиксируем температуру в помещении 21°C. Это норматив, а для жильцов это холодно, хотелось бы 23–24°C, чтобы ходить дома в шортах. А бывает в одном доме в части квартир тепло, а в других — холодно, — объясняет Станислав Ерехинский.

Исполнители коммунальных услуг несут ответственность за нарушение нормативов при предоставлении услуг отопления (не только за холод, но и за чрезмерное тепло).

Эксперты говорят, что таких понятий, как комфортная и ощущаемая температура, на правовом уровне нет. Поскольку комфорт субъективен для каждого человека и ощущения у всех разные, коммунальные службы не могут ориентироваться на индивидуальные предпочтения.


Температура отопления зимой (норма):
По правилам предоставления коммунальных услуг нормативная температура воздуха в жилых помещениях не должна быть ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (к которым относится и Архангельск) — не ниже +20°C, (в угловых комнатах +22°C). Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C

— Управляющие компании должны проводить хотя бы предварительные проверки, перед тем как вызывать нас. Но, учитывая, что у многих УК 50–100 домов на обслуживании и всего два слесаря в штате, они просто физически не успевают своевременно это делать. Проще сразу отправить жильцов в ТГК-2. И когда мы приходим, проблема решается в течение 10 минут, потому что кто-то где-то задвижку не закрыл, где-то фильтры загрязнились, их нужно было почистить, летом не промывались внутридомовые системы отопления. Системно такая работа не проводится, своевременной реакции нет, поэтому ситуация
усугубляется, — считает Станислав Ерехинский.

Еще одна распространенная причина — действия самих собственников. Во время ремонтов меняют системы отопления, батареи, подводки к ним, тем самым нарушают расчетный гидравлический режим по дому.

— Мне кажется, тут один важный аспект — ресурсные организации абстрагировались от потребителей, — говорит прокурор города Антон Филимонов. — В первую очередь нужно взаимодействовать с населением. Возможно, и число жалоб тогда снизилось бы. Как таковой обратной связи с гражданами нет. Хорошим примером для подражания может стать «РВК-Архангельск» — активно работает пресс-служба, даются разъяснения. Это в первую очередь нужно обслуживающим организациям!


Комментарий

Антон Филимонов, прокурор города Архангельска:

— Уверен, что благодаря новому департаменту муниципального контроля у нас поменяются подходы к взаимодействию, и мы это уже обсудили с руководителем нового подразделения в администрации города Алексеем Леонидовичем Потоловым.

Прокуратуре, безусловно, станет проще работать, потому что все запросы теперь будут направляться в одно окно, а уже в департаменте определят, как их отрабатывать. Будем привлекать к общей работе специалистов департамента, составлять график выездов по точкам в городе, проводить проверки.

Совместную работу мы уже начали. Например, на прошлой неделе объявлено 45 предостережений о недопустимости нарушения закона руководителям управляющих организаций и коммунальных служб. Здесь речь идет о содержании придомовых территорий, проездов, дорог и о других вопросах. Специалисты департамента нам подсказывают, что еще можно посмотреть, на что обратить внимание. Тем для совместных проверок много, в том числе планируем активно заниматься и проблемами благоустройства.

Это наша постоянная работа, которая направлена на профилактику повторных нарушений. Если мы будем подходить к разрешению какой-то конкретной проблемы совместно, нам под силу ее решить.

В работе департамента муниципального контроля мы заинтересованы не меньше, чем граждане, потому что обращаемся за поддержкой специалистов, которые здесь трудятся. Мы нацелены только на созидание.

Елена Теребова