Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Владимир Петровский рассказал, что стало залогом успеха в бизнесе

16.02.2025 10:03
Владимир Клавдиевич – уникальный предприниматель, для которого бизнес всегда был искусством, где каждая ошибка превращается в знание, а неудача – в возможность для роста.

Начав в 1990-е годы, он смог не только пережить несколько кризисов, но и вышел из них победителем. Сейчас, когда город наполнен магазинами федеральных сетей, торговая сеть «Петр&скй» продолжает открывать новые торговые точки.

— Владимир Клавдиевич, с чего начался ваш путь в предпринимательстве?

— Наверное, первые задатки были еще в детском возрасте, когда я мечтал стать руководителем. Поэтому после окончания института работал начальником электромонтажного цеха на государственном предприятии. Но в 1990-е годы в организации начались проблемы с финансированием — строительство радиотехнического завода застопорилось, люди не получали зарплаты. В России тогда только развивалось предпринимательство, и я решил попробовать себя в сфере торговли.

— Что подтолкнуло вас заняться продажей продуктов?

— Изучая бизнес-процессы, я заинтересовался идеей о жизненном цикле товаров. Например, если человек покупает мебель, то в следующий раз он вернется в магазин примерно через восемь лет. А вот продукты человек будет покупать регулярно. Чем короче цикл, тем больше транзакций будет совершать покупатель. Логика была именно такой.

— Насколько сложно было начинать?

— В самом начале все было как-то проще. Рынок тогда был совершенно другим — у людей были деньги, а в магазинах не хватало товара. Главная трудность — не успевали продукты подвозить. Наиболее сложные периоды мы проходили позже, когда стали развиваться. Трудности постоянно встречались на пути, и я всегда относился к ним как к загадкам.

— Из всех торговых сетей Архангельска, созданных в 1990-е, большинство закрылось. А ваша не только устояла, но и продолжает развиваться. В чем секрет?

— Я всегда уделял особое внимание системе управления компанией — это наш главный актив, незаметный для посторонних, но понятный каждому сотруднику. Другим преимуществом стало собственное производство: хлеб, выпечка, молочные продукты с фермы и готовая еда. Мы даже лозунг для себя такой сделали: «Выбирай свежее» — и всегда стремимся ему соответствовать.

— Но ведь и в других магазинах есть свежие продукты. Просрочкой никто не торгует…

— Да, но сроки годности могут кардинально отличаться. Например, готовая каша в некоторых сетях хранится до двух недель, что невозможно без применения консервантов и добавок. У нас же аналогичная продукция со сроком годности всего 48 часов.

Тот же хлеб у нас долго не хранится: если его не продают за сутки, то за час до закрытия магазина предоставляются скидки. Для нас важно, чтобы продукты всегда оставались свежими. Хотя такой подход приводит к более частому списанию, он уже заложен в стоимость товара. За качество приходится платить, но не все это понимают.

— Как пришлось перестраивать бизнес, когда в Архангельск пришли федеральные сети?

— Мы заранее понимали, что «Магниты» и «Пятерочки» придут, но не ожидали их стремительного и массового открытия. Из-за нехватки времени на адаптацию пришлось закрыть некоторые магазины, оптимизироваться, чтобы оставшиеся успешно конкурировали с федеральными сетями. И у нас это получается! Даже больше скажу, некоторые точки мы вновь открыли на прежнем месте — у людей есть потребность в нашей продукции.

— Предлагали ли вам продать бизнес?

— Постоянно, но я всегда отказывал. Дело не в деньгах — мне действительно нравится заниматься этим делом. Хотя я давно мог бы выйти на пенсию, но без работы мне скучно. Предпринимательство дарит драйв: каждый день решаешь сложные задачи, а запуск новой точки приносит особое удовлетворение. Ведь ты объединяешь усилия профессионалов, создаешь рабочие места и даешь покупателям то, что им нужно.

— Какие ценности вы считаете ключевыми в вашем бизнесе?

— Мы работаем ради клиента, это главная ценность. Затем — эффективная команда, способная воплотить любые замыслы. Пример тому — последние дни декабря, когда спрос резко возрастает и магазины не справляются с нагрузкой. Тогда все сотрудники офиса, включая меня, выходят в торговый зал и помогают коллегам. Важная ценность — постоянное развитие. Потребительские предпочтения меняются, появляются новые продукты, технологии, и мы обязаны идти в ногу со временем.

— А как вы подбираете сотрудников? Есть ли особые принципы?

— Я обращаю внимание на искренний интерес — если человек горит делом, то для меня это один из важных критериев. Когда хобби становится оплачиваемой работой, то человек с удовольствием прикладывает все свои силы.

Одна из важных задач, которую я ставлю перед собой, — способствовать развитию как личностного, так и профессионального уровня сотрудников, чтобы их ценность на рынке труда постоянно росла. У меня есть команда, которая работает со мной более 20 лет. Почему они так долго остаются? Люди получают не только достойную зарплату, но и энергию, знания, эмоции. Это все очень важно.

— Наверняка на своем пути вы совершили много ошибок. Как справляетесь с неудачами?

— Я считаю, что вся эволюция построена на ошибках, поэтому без них не обойтись. И чем больше ты их совершаешь, тем более компетентным становишься. Лично я смотрю на неудачи как на тренинг, за который приходится платить. Да, иногда такие уроки очень дорого обходятся, но тем ценнее знания, которые были получены.

В нашей компании мы даже разработали управленческую технологию — «журнал вопросов». Если сотрудник совершил ошибку, он должен записать ее в этот журнал, а коллектив обязан помочь ему разобраться в ситуации. За это человеку нет каких-либо штрафов или взысканий. А вот если сотрудник намеренно скрыл ошибку, а она потом выявилась — за это следует ответственность. Такой подход мотивирует и способствует развитию коллектива.

У нас все знают, что ошибки — это не поражение, а ценные уроки, делающие нас компетентнее.

— Ведение бизнеса отнимает много сил и энергии. Как вы отдыхаете?

— Я действительно много работаю, и приходится решать задачи в самых разных сферах: торговля, сельское хозяйство и производство. Мои мысли постоянно заняты рабочими вопросами.

Долгое время я не мог найти хороший способ отдохнуть и, даже проводя время с семьей на берегу моря, думал о работе. Чуть больше 20 лет назад нашел отличный способ отключаться — горные лыжи. Продолжаю кататься на них до сих пор.

Когда скатываешься с горы на скорости 85 километров в час, ты не можешь думать ни о чем, кроме спуска. Я и внука научил кататься на горных лыжах, и теперь вместе ездим на склон — так сказать, подготовил себе компанию.

— Вы помогаете культурным проектам — с вашей помощью на набережной Северной Двины появилась фигурка кудесника-трескоеда, вы поддержали мультсериал «Архангельск на крыльях истории»… Для чего это?

— Искренне верю, что каждый человек в меру своих возможности должен делать вклад в развитие нашего города. Посадить дерево, сделать красивую клумбу или просто облагородить территорию у дома. Не нужно ждать, что кто-то придет и сделает, — важно самому проявлять инициативу. Арт-объекты привлекают туристов, а гости вкладываются в экономику Архангельска. Пусть опосредованно, но такие культурные проекты влияют на развитие города.

— Я бы хотел завершить наш разговор философским вопросом. В чем вы видите смысл жизни?

— Познать истину. Сейчас я вижу ее в том, чтобы жить, развиваться, получать удовольствие от самой жизни, от работы, от общения с приятными людьми. Я верю, что каждый из нас рождается с предназначением, и важно реализовать свой потенциал. Не нужно стремиться к каким-то общепризнанным идеалам, надо найти свой путь и стать в нем лучшим. А если пойти ложным путем, закапывая свой потенциал, то организм отреагирует на это болезнями. Если природой дано стать великим музыкантом — нужно им быть! Такова моя философия жизни.

Александр ГАВЗОВ, фото: Иван МАЛЫГИН