Более 30 лет архангельский центр «Леда» оказывает психолого-педагогическая помощь, ведется коррекционная работа с детьми, работает городская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и муниципальный опорный центр дополнительного образования детей. Это методическая площадка для педагогов школ и детских садов города.
— Мы многофункциональный, многозадачный центр для родителей с детьми. Здесь можно получить огромное количество услуг — все, что касается воспитания, развития ребенка. Таких в России больше нет! В этом — наша уникальность, — подчеркивает директор центра Ирина Орлова.
С работой уникального учреждения ознакомился глава Архангельска Дмитрий Морев.
С 2014 года в учреждении работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Она определяет образовательный маршрут ребенка, которому нужно попасть в коррекционный класс или группу детсада.
Если просто: на заседании специалисты решают, где лучше всего будет учиться ребенку с нарушениями, например, зрения, слуха, речевого развития. В состав комиссии входят учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, а также врачи: педиатр, психиатр, невролог, ортопед, офтальмолог.
По словам специалистов, количество детей с особенностями развития за последние 10 лет увеличилось почти вдвое. Сегодня в Архангельске через ПМПК проходят порядка шести тысяч юных горожан. На первом месте — дефект речевого развития. Также все больше становится детей с нарушением интеллекта, с расстройством аутистического спектра.
— Мы тоже ведем первоначальную диагностику аутизма, у нас есть обученный специалист, есть программа, закуплено специальное оборудование. Однако это не медицинское заключение — мама с ребенком получают направление в психоневрологический диспансер, где и ставится окончательный диагноз. И только после этого мы определяем образовательный маршрут, — рассказывает Ирина Орлова.
По словам директора центра, зачастую родители не хотят принимать факт, что ребенок особенный, противятся направлению в коррекционный класс или группу детсада. Однако, если есть рекомендация ПМПК об обучении по адаптированной образовательной программе, игнорировать это нельзя: само по себе ничего к лучшему не изменится, а вот к худшему — легко.
Сегодня в центре «Леда» мечтают о расширении этого направления работы — создании передвижной комиссии для островных территорий.
Одна из ключевых составляющих формирования ребенка — речь. Ее развитию в центре уделяют особое внимание. Как подчеркивают специалисты, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше.
— Страдают соноры — <р>, <в>, шипящие, свистящие, а сейчас и звуки раннего онтогенеза. Ребята не умеют произносить <к>, <д>, <т>, мы их учим эти звуки буквально выплевывать — они находятся у нас на кончике языка. Приходят дети без <в>, <ф>, они не умеют прикусывать губу. Со всем приходится работать, — рассказывает учитель-логопед Александра Дзюбань.
Учителя-логопеды работают не только с детсадовцами, но и со школьниками. Ведь часто бывает так: в раннем возрасте проблему упустили, а когда ребенок садится за парту, она начинает влиять на весь образовательный процесс. В обучении этим ребятам все дается труднее. Если есть проблемы с письменной речью, то они допускают ошибки и в основных предметах. Проблемы в чтении влекут за собой трудности в понимании и усвоении материала, обработке информации.
К слову, большинство специалистов центра «Леда» прошли переподготовку по направлению «Логопедический массаж». Это еще один действенный метод справиться с речевыми нарушениями. Ребенок получает комплексную помощь, а родителю не приходится оплачивать услугу отдельно.
Одна из новых программ, которая только внедряется в центре «Леда», — по обучению русскому языку детей, для которых он неродной.
— Школа направляет нерусскоговорящих детей в логопункт, но логопед в таких случаях бессилен, — подчеркивает Ирина Орлова. — Поэтому наш учитель-логопед Оксана Такахо прошла подготовку на курсах МГУ «Преподавание русского языка как иностранного». Сейчас набираем группу.
В центре работают педагоги дополнительного образования, а также педагоги-психологи.
Например, одна из востребованных программ — «Азбука общения» для ребят, которым сложно найти общий язык со сверстниками, учителями.
Особое внимание — подростковым проблемам: не секрет, что переходный возраст — самый трудный. Педагог-психолог Светлана Строкач рассказывает, что ребята приходят с самыми разными проблемами: низкая самооценка, подавленное настроение, потеря жизненных ориентаций, но в основном это сложности в детско-родительских отношениях.
Кстати, для мам и пап Светлана Анатольевна разработала авторский курс «Решение проблемного поведения подростков»:
— Занятия проходят раз в неделю на протяжении двух месяцев. Это практикум — на встрече разбираем теорию, потом родители идут практиковаться. На следующем занятии обсуждаем, у кого что получилось или не получилось, разбираем ошибки.
Центр «Леда» — опорное учреждение департамента образования администрации Архангельска: специалисты работают с педагогами системы сопровождения — логопедами, психологами, социальными педагогами школ и детских садов.
— У нас проходят практико-ориентированные семинары, совещания, мастер-классы, обсуждения проблем. Бывает, в департамент образования приходит жалоба от родителя — например, на буллинг в классе. Наши специалисты проводят независимую диагностику и выдают заключение: действительно ли мама права или, наоборот, нагнетает обстановку. После собираем психолого-педагогический консилиум в конкретной школе, выдаем коллегам рекомендации, сопровождаем, — рассказывает Ирина Орлова.
Комментарий
Дмитрий Морев, глава Архангельска:
— Порядка 20 тысяч детей ежегодно посещают центр «Леда». Сложно перечислить все направления деятельности этого уникального учреждения. Учителя-логопеды, педагоги-психологи успешно работают с детьми, имеющими особенности развития, помогают им совершенствоваться, адаптироваться в обществе, раскрывают их таланты. Здесь учат школьников находить общий язык со сверстниками, общаться, дружить. Помогают подросткам справиться с трудностями переходного возраста, а их родителям — научиться понимать взрослеющих детей.
В учреждении работают первоклассные специалисты, миссия которых — помогать нашим юным горожанам на всех этапах становления. Что особенно важно, центр оказывает психологическую помощь семьям участников спецоперации. Когда мужчина отправляется на фронт, привычный мир для его родных рушится. Нельзя, чтобы семьи наших воинов оставались один на один со своими тревогами и страхами.
Действительно, это многопрофильное, многофункциональное учреждение, аналогов которому нет. Ежегодно около 20 тысяч горожан находят здесь профессиональную помощь. И наша задача — поддерживать его во всем, мы будем стараться расширять его функционал, дать ему возможность расти и развиваться.