Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Архангельская школа № 20 – рекордсмен по количеству педагогов-мужчин

19.02.2025 11:01
Что сегодня привлекает молодых людей в школу? Что самое важное в их работе? Об этом и не только говорим накануне Дня защитника Отечества с мужчинами, выбравшими профессию учителя.

Однажды народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти пятьдесят лет преподает математику и физику, мудро заметил: «Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».

Мы с вами не будем рассуждать о том, почему сегодня в российских школах всего 15% учителей-мужчин. Или спорить на тему, кто лучше в педагогике — мужчины или женщины. Отметим лишь то, что в последние годы в профессию стали возвращаться представители сильного пола.

Поистине может гордиться своим мужским коллективом архангельская школа № 20, которая носит имя Героя Советского Союза Петра Норицына. Сегодня здесь разумное, доброе и вечное сеют десять учителей-мужчин!

А еще трое обеспечивают безопасность и уют. В преддверии Дня защитника Отечества мы встретились с теми из них, кто не был занят работой, в уютной школьной библиотеке — получился очень душевный разговор!


О чем мечтают химики и физики

Как привить ученикам любовь к химии и физике, знают учителя 20-й школы.

Александр Вититнев пришел в школу, можно сказать, из науки. Он ученик легендарного Александра Изентеевича Рая — заслуженного учителя РФ. ЕГЭ по своему профильному предмету, разумеется физике, он сдал на 100 баллов и поначалу думал посвятить себя теоретической физике, даже научную работу написал и готовится ее защитить.

— И в какой-то момент понял, что в науке мне не то чтобы скучно, но… Я не могу работать без обратной связи, — говорит Александр Николаевич.

И в этой своей роли педагога он мечтает, чтобы его ученики полюбили физику так же, как любит ее он сам. Поэтому ни одному ученику не отказывает в помощи, если тот вдруг не смог разобраться в теме, — остается и занимается с ребятами после уроков. А для учащихся физико-математического класса организовал факультатив, где они разбирают более сложные темы или те, что не вошли в учебный план. И искренне считает, что отведенных часов физики мало для образовательной программы.

Александр Мамонтов учителем мечтал стать с детства. В детском саду хотел стать воспитателем, но, когда пошел в первый класс, понял: учитель в школе — вот его призвание! Поступил в вуз, после которого пришел работать в школу учителем химии и биологии, о чем ни разу не пожалел.

В 20-й школе Александр Владимирович преподает химию. Ее выбрал, потому что еще в восьмом классе просто влюбился в этот предмет. Есть у Александра Мамонтова и более глобальная мечта, связанная с его профессиональной деятельностью.

— Мне кажется, что для любого педагога настоящая награда — когда ученик превосходит своего учителя. Ну, а своей главной задачей считаю воспитание всесторонне развитых учеников, способных мыслить грамотно, логически. И в этом процессе, на мой взгляд, учитель — помощник и мотиватор, — говорит педагог.


Не поделки мастерить

Важно воспитывать в детях уважение к труду и прививать им элементарные навыки.

Александр Викторович Молчанов — бывший военный, и как бы странно это ни звучало, но в школу пришел случайно. Нужен был учитель труда. Его попросили помочь. Согласился и… задержался на 22 года! Конечно, получил профильное образование — окончил Поморский государственный университет с квалификацией «учитель технологии и предпринимательства», прошел ряд курсов повышения квалификации и уже сам на подобных курсах и семинарах делится с коллегами опытом и наработками.

Кстати, возвращению в школу уроков труда Александр Викторович рад. Говорит, хорошо, что вернулись к истокам: практические занятия, которые теперь стали обязательными на трудах, позволяют научить мальчишек работать руками, мастерить не поделки из пластилина и картона, а реальные вещи.

— На моих уроках главное — дисциплина, порядок и организованность, знание материала, — по-военному рапортует педагог.

А его коллеги добавляют, что детям на самом деле очень нравятся уроки труда, особенно делать что-то своими руками. Сейчас, например, пятиклассники готовятся конструировать модели самолетов — пока изучают теоретическую часть и готовят чертежи. Черчение, кстати, тоже вернулось в школу в качестве одного из обязательных модулей уроков труда.



Возиться с первоклашками или выстраивать границы

Учителей физкультуры в школе № 20 двое. Оба молодые и увлеченные работой.

Константин Юдаков всю жизнь в спорте. Причем занимался всем, к чему душа лежала: и игровыми видами, и боевыми искусствами.

— Думал о тренерской карьере, но, когда поступал в САФУ, было только педагогическое направление, причем двойного бакалавриата — физическая культура и ОБЖД. Честно признаюсь, поначалу в школе было тяжело, но меня очень тепло принял коллектив — коллеги делились советами, давали наставления. В итоге я работаю уже третий год, и мне все нравится, — говорит Константин Михайлович.

Он принял и школьные волейбольные команды, с которыми в полной мере реализовал свои тренерские мечты. Ребята уже добились значительных успехов и вырвались из окружных турниров на городские. А одна из команд готовится выйти и на областной уровень.

Вадим Медников работает с малышами начальных классов. Пришел в образовательное учреждение, окончив Архангельский педколледж, где показывал хорошие знания по профпредметам, поэтому его пригласили в школу № 20. Проработал год и ушел в армию, отслужив, вернулся сюда и работает уже пятый год.

— Я люблю свою работу за общение с детьми, достижение поставленных целей. Мне нравится видеть, как дети развиваются, как они растут и достигают уже своих целей. Изначально я не выбирал именно малышей, но очень рад, что судьба так распорядилась. Люблю работать с первоклашками и с удовольствием выслушиваю их рассуждения, истории, которыми они иногда делятся с учителем, — говорит Вадим Сергеевич.

Кстати, оба физрука прошли программу подготовки пилотов БПЛА и теперь основы управления и применения аппаратов преподают школьникам на занятиях по начальной военной подготовке в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Школа № 20 — одна из 18 образовательных организаций в регионе, реализующих эту программу и получивших федеральное финансирование на создание специализированных помещений и закупку учебных комплексов.


На одном языке, и это не Python

Кирилл Якимов сначала преподавал математику, а сейчас погружает школьников в тайны информационных технологий.

— Математика мне всегда нравилась как школьный предмет, а информатика — мое направление обучения в вузе. Ну и, конечно, имеет значение, что эти дисциплины тесно взаимосвязаны. Мне всегда было интересно попробовать преподавать, поработать с детьми, поэтому, когда узнал, что открыта вакансия в 20-й школе, рискнул. Приняли меня хорошо, а учебный процесс захватил. Так что я с удовольствием работаю уже второй год, — рассказывает Кирилл Якимов.

Молодой педагог говорит, что его предмет требует постоянного развития — технологии шагают вперед с немыслимой скоростью, и надо быть в курсе всех последних новшеств, чтобы не ударить в грязь лицом перед учениками. В постоянном самообразовании Кирилл Якимов не видит сложностей. Говорит, что получать дополнительные знания параллельно с учебой стремился еще со школьной скамьи. Дополнительные курсы и программы всегда изучал и в университете. Коллеги подсказывают, что благодаря молодому, увлеченному своим делом педагогу в школе такой предмет, как труд, реализуется по программе, связанной с информационной деятельностью.

Своим преимуществом Кирилл Дмитриевич считает то, что говорит со своими учениками практически на одном языке и может доступно объяснить самые сложные темы.

Лев Репняков — еще один молодой учитель информатики в школе № 20. Говорит, что откликнулся на школьную вакансию по рекомендации знакомой.

— Она написала, что в 20-й школе не хватает преподавателей информатики, и я решил себя попробовать в роли учителя, — говорит Лев Константинович. — Информатика всегда была моим любимым предметом в школе, а по образованию я техник-программист. Решил, что мои знания прекрасно подходят для обучения детей.

Молодой педагог ставит перед собой вполне конкретные цели — заинтересовать детей изучением информационных технологий и повысить их цифровую грамотность. В нашем современном мире без этого сложно.



Не хотели прощаться с родной школой

Трое молодых педагогов за нашим круглым столом — сами недавно были учениками 20-й школы.

В родные пенаты уже в качестве учителя математики вернулся Кирилл Тропников. Школу он, к слову, окончил с золотой медалью.

— Мне так нравилось в школе и не хотелось из нее уходить, что уже по окончании 11-го класса я знал, что вернусь. Начинал учебу в Санкт-Петербурге, но по семейным обстоятельствам пришлось продолжить ее в Архангельске. Сначала наш директор Юлия Сергеевна Лозиняк предложила мне поработать лаборантом в кабинете физики, а потом стал преподавать математику, — говорит педагог.

По словам Кирилла Андреевича, для него важно, что он сегодня делится со своими учениками знаниями, которые вложили и в него когда-то педагоги школы № 20. Кстати, ни он, ни его молодые коллеги никогда не испытывали трепета перед своими учениками, и даже первые уроки дались им довольно легко. Причина в том, что в школе № 20 проходят так называемые дни самоуправления. Причем, как рассказывает директор образовательного учреждения Юлия Лозиняк, ребята заменяют и администрацию школы, и педагогов. Подготовка к дням самоуправления ведется серьезная — в течение двух месяцев старшеклассники разрабатывают свои методические планы, готовят проекты, проходят самые настоящие собеседования, как это традиционно делают соискатели на ту или иную должность.

В общем, это далеко не игра, а полученный опыт, который позволяет молодым учителям без стресса вливаться в образовательный процесс. Ну и, конечно, старшие коллеги всегда помогут и поддержат — в школе развит институт наставничества.

Еще один выпускник, а теперь педагог 20-й школы — Иван Типисов. Он об учительской карьере начал мечтать еще в 9-м классе.

— Я всегда занимался спортом, и младшие ребята часто обращались ко мне за советами. Мне нравилось делиться знаниями, помогать детям и чему-то их обучать. И лучше места, чем школа, для реализации этого желания сложно найти. Я начал работать в школе, еще будучи студентом пятого курса, — рассказывает Иван Николаевич.

Почему пришел работать в свою же школу? Ответ прост — здесь все с детства знакомо. А географию выбрал потому, что всегда интересовали естественные науки. Помогли утвердиться в выборе учителя — Иван Николаевич за советом обращался и к классному руководителю, и к директору школы. А Юлия Лозиняк говорит, что всегда знала: выпускник Иван Типисов — будущий учитель географии 20-й школы.

— Для меня очень важно, что в нашей школе сложился прекрасный педагогический коллектив, что я всегда могу обратиться за помощью и поддержкой к более опытным коллегам и они всегда идут навстречу, — говорит Иван Типисов и скромно умалчивает, что его в педагоги практически посвятила, дав рекомендацию, легенда 20-й школы — заслуженный учитель РФ Тамара Алексеевна Орлова.

Уровня ее мастерства сегодня и мечтает достичь молодой педагог.

Роман Афанасьев — тоже выпускник школы № 20, и он — педагог-психолог. Работает с детьми в начальной школе.

— Я помогаю ребятам и их родителям, работаю с классными руководителями. Понимаю свою ответственность и очень рад, что могу рассчитывать на поддержку старших коллег, — говорит Роман Афанасьев.

Его наставник, кстати, действительно опытнейший педагог — заместитель директора по научно-методической работе Лариса Альбертовна Богданова.

Роман Александрович признается, что ему интересно развиваться и получать опыт в психологии. Не исключает, что, может быть, когда-то поделится уже собственными методиками с новым поколением психологов и издаст свои труды. А пока под чутким руководством наставников постигает на практике азы своей профессии и очень рад, что сегодня его окружают и родные стены, и вчерашние учителя, а теперь — коллеги.


От автора

Наверное, можно было бы поговорить с учителями о глобальных проблемах воспитания и педагогики. Порассуждать о высоких материях, цитируя Ушинского и Макаренко, затронуть извечную тему «Отцы и дети». Но, признаюсь, мы не ставили перед собой задачи глубокого анализа каких-либо проблем. Решили просто рассказать о тех, у кого в жизни есть важнейшая миссия — растить и воспитывать наше будущее. Да-да, именно так, ведь это учитель определяет будущее. Стремительное развитие науки и технологий меняет нас самих и окружающую нас реальность, ценностные ориентиры. Задача учителя — осмыслить эти процессы и увидеть будущее в своих учениках. А наши педагоги именно такие, ведь не зря каждый из собеседников на вопрос, к чему вы стремитесь и о чем мечтаете, отвечал не задумываясь: «Чтобы мои ученики успешно окончили школу». Это и есть лучшее признание учительских заслуг.

Ирина Колесникова, фото: Иван Малыгин