Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В этот день в 1942 году был сформирован партизанский отряд «Полярники»

19.02.2025 17:32
Недалеко от деревни Лявля на высоком берегу Северной Двины была развёрнута база для формирования и подготовки партизан из добровольцев Архангельской области.

Боевая биография партизанского отряда «Полярник» началась в феврале 1942 года. Практически вся работа по созданию отряда легла на областное управление НКВД.

Командиром «Полярника» был назначен наш земляк Даниил Подоплёкин. Всего под его командованием было три партизанских отряда. Помимо «Полярника» в соединение вошли «Большевик» и «Сталинец».

Партизанские отряды действовали в качестве самостоятельных боевых единиц, а также в сводном составе вплоть до октября 1944 года, совершив десятки боевых выходов в тыл противника по территории оккупированной Карелии и Финляндии общей протяжённостью свыше 19 тысяч километров.

План боевой деятельности партизанских отрядов УНКВД Архангельской области летом 1942 года включал в себя следующие задачи: ведение разведки на территории противника, нарушение основной коммуникационной магистрали (железной дороги) в районе Алакурти-Куолоярви, уничтожение застав и отдельных групп противника, захвата пленных, порчу линий связи, минирование дорог, уничтожение складов, захват обозов и штабных машин.

Активное участие принимали архангельские партизаны в операции «Рельсовая война», объявленной Центральным штабом партизанского движения 3 августа 1943 года. Немногочисленные в приграничном Финляндии районе Карелии коммуникации представляли огромную ценность для переброски вражеских войск и их снабжения и тщательно охранялись. Лес вдоль полотна был вырублен и сожжён на 150-200 метров. Дорога находилась под охраной финских контрпартизанских подразделений.

Несмотря на это, за время только одной операции с 5 сентября по 6 октября 1943 года партизаны отряда «Полярник» взорвали 497 штук рельсов протяжённостью свыше 5,4 км, уничтожили железнодорожный мост. Всего архангельскими отрядами было взорвано 23 железнодорожных и шоссейных моста, более 6,2 км железнодорожного полотна.

Общая численность личного состава трёх отрядом за период участия в боевых действиях достигла 504 человек, из них погибли 126 и 73 пропали без вести.

Важнейшим итогом деятельности партизан, отвлекавших на себя многотысячный контингент финских войск, стало то, что Кировская железная дорога, связывающая Мурманск с центральными районами страны, не была выведена из строя. Свои первоочередные задачи на Севере германо-финское командование выполнить так и не смогло.

Партизаны Архангельской области внесли весомый вклад в дело обороны Советского Заполярья, в дело разгрома врага на Севере и свято выполнили свой долг перед Родиной, напомнили в пресс-службе РУ ФСБ России по Архангельской области.

Фото предоставлено пресс-службой РУ ФСБ России по Архангельской области