Доходы городского бюджета на 2025 год спрогнозированы в объеме 15,6 млрд рублей, расходы — 16,4 млрд рублей, а дефицит составляет 845 млн рублей. Главная проблема, которая обсуждалась при его утверждении на сессии городской Думы в декабре, — невозможность за счет городской казны исполнить все судебные решения.
Как эта ситуация влияет на исполнение основных бюджетных обязательств? Настолько ли она критична, чтобы серьезно воспринимать слухи о том, что город не сможет ремонтировать дороги и тротуары, благоустраивать территории? Об этом мы говорим с заместителем главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниилом Шапошниковым.
— Действительно, чтобы закрыть все судебные решения в адрес администрации одномоментно, необходимо более 70 миллиардов рублей. Но дело в том, что их исполнение происходит не только за счет городского бюджета. Решения проходят также через областные и федеральные программы — по ремонту дорог, по переселению граждан, в рамках комплексного развития территорий, масштабных инвестпроектов по строительству жилья и других. Какая-то их часть закрывается с помощью внебюджетных средств и инвестиционных программ, в том числе, например, ресурсоснабжающих организаций, — говорит Даниил Шапошников.
— Наверное, львиная доля судебных решений принята по переселению из аварийного жилья?
— Отнюдь. Таких решений — на 4 миллиарда рублей. Остальные — это капитальные вложения в объекты муниципальной собственности города. В 2017 году у администрации города на исполнении было более трех тысяч судебных решений. На 1 января 2025 года — 1110 решений. Причем за прошлый год их число уменьшилось на 197, а в целом в 2024-м с учетом новых исков исполнено около 400. Мы проводим большую работу в этом направлении, а в 2025 году только в городском бюджете на исполнение судебных решений заложено 479 миллионов рублей.
Кроме того, на мартовской сессии на эти цели будут выделены дополнительные средства. Ну и повторюсь, что судебные решения исполняются не только за счет городского бюджета — часть проблем удается решить благодаря участию города в нацпроектах, федеральных и региональных программах, за счет реализации инвестиционных проектов — например, «РВК-Архангельск». Или еще один пример — реализация программы по комплексному развитию территорий. Мы с вами знаем, что у нас в эту программу включено более 200 аварийных домов, среди жильцов которых тоже есть люди с этими судебными решениями.
Напомню, что уже в этом году стартует новая программа по переселению граждан из аварийного жилья, и администрация Архангельска максимально подготовилась к участию в ней. Город подал заявку, в перечне около 800 домов. Ведется работа по проектированию социальных домов, формированию земельных участков.
— Корректно ли мои коллеги-журналисты средства, необходимые на исполнение судебных решений, называют долгом администрации?
— Конечно, некорректно, потому как это не долг, а наши обязательства по исполнению судебных решений. Долг же — это задолженность перед финансовыми институтами — банками, средства которых мы привлекаем, чтобы финансировать наши расходы.
— Но бюджетный долг все же есть, как и дефицит…
— Я поясню, для этого озвучу ряд бюджетных показателей. Бюджет 2024 года мы исполнили с профицитом. Он составил 87,5 миллиона рублей. Собственные доходы города, то есть налоговые и неналоговые доходы, составили 8,8 миллиарда рублей, что больше, чем в 2023 году, на 1,6 миллиарда. Это говорит о том, что бюджет города динамично развивается, а темпы роста собственных доходов одни из самых высоких на Северо-Западе, в том числе в расчете на одного жителя.
Не могу не отметить, что в последние 7–8 лет муниципальный долг снижается, в первую очередь благодаря реализации плана по обеспечению устойчивости городского бюджета, который был разработан администрацией Архангельска.
Я бы рекомендовал здесь смотреть даже не на саму величину этого долга, а на его соотношение к собственным доходам. Потому что это как раз один из главных факторов, который определяет долговую устойчивость городского бюджета. Так вот, по итогам 2024-го муниципальный долг составляет 16% от собственных доходов бюджета, что позволяет нам находиться в группе муниципалитетов с высокой долговой устойчивостью. И каждый год эта цифра снижается, а еще не так давно муниципальный долг приближался к отметке в 50%.
Сегодня же бюджет Архангельска сбалансирован, мы находимся в высокой группе долговой устойчивости, и никаких сложностей, связанных именно с долговой нагрузкой на бюджет, нет. Мы можем в полной мере выполнять все взятые на себя социальные обязательства, связанные с поддержкой населения города, в том числе участников специальной военной операции и их семей.
Также в полной мере мы обеспечиваем реализацию всех указов главы государства и всех решений, принятых на федеральном уровне. Речь идет, например, о повышении МРОТ, который вырос на 16% с 1 января этого года, о повышении заработной платы так называемым указным и неуказным категориям работников, к которым относятся сотрудники всех наших муниципальных учреждений сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, дополнительного образования.
— Даниил Вадимович, а если говорить об инфраструктурных проектах, ремонте дорог, реализации проектов по благоустройству?
— Что касается обязательств по ремонту дорог, то дорожный фонд города в 2025 году составляет почти 1,7 миллиарда рублей. В эту сумму заложены средства на содержание дорог и их текущий ремонт — 657 миллионов рублей.
Кроме того, в рамках распределения средств областного дорожного фонда мы ожидаем дополнительные средства от правительства региона на ремонт дорог в Архангельске. Предварительно планируется начать ремонт улицы Володарского, а также провести традиционный ремонт картами.
Также в этом году начнется активная фаза строительства улицы Карпогорской за счет средств инвестиционного бюджетного кредита, полученного правительством региона. Город продолжит реализацию своей программы по ремонту дворовых и межквартальных проездов и тротуаров. На это в бюджете ежегодно закладывается 50 миллионов рублей. 2025-й не стал исключением.
По программе «Формирование комфортной городской среды» президентского нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в этом году мы закончим благоустройство набережной Соломбалки и приступим к большому проекту, который выбрали горожане в рамках рейтингового голосования. Речь идет об участке набережной от «Алвиза» до улицы Гагарина.
В части благоустройства также будем реализовывать проекты по «Комфортному Поморью», проект «Бюджет твоих возможностей», инициативы ТОСов.
Не сбавляем мы обороты и в отношении объектов образования. В этом году заканчиваем капитальный ремонт пяти школ по президентской программе и ведем подготовку проектно-сметной документации, чтобы заявиться в программу в следующем году. На очереди еще пять городских школ. Более того, с этого года стартовала аналогичная программа по капремонту детских садов, и мы тоже не упускаем эту возможность — первым на капремонт встанет детский сад «Ветерок» на улице Котласской.
Можно также отметить развитие спортивной инфраструктуры — в 2025-м мы сдаем ФОК в Майской Горке, уже открыли новый спортзал в школе № 10, готовится к открытию новый зал спортивной школы «Каскад», а в рамках «Комфортного Поморья» планируется строительство скейт-парка в Северном округе Архангельска.