Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В Архангельске обсудили итоги пятилетней работы регоператора по обращению с ТКО

27.03.2025 17:00
За пять лет в областном центре вывезли около 6 миллионов кубометров отходов. 70 тысяч тонн отходов было обработано, 8,5 тысячи направлено на вторичную переработку.

Такие данные озвучены на сессии Архангельской городской Думы 19 марта.

С 2020 года в городе установлено более четырех тысяч мусорных контейнеров и почти 100 бункеров для крупногабаритного мусора, обустроено свыше 1000 контейнерных площадок. Об этом рассказал врио генерального директора ООО «ЭкоИнтегратор» ЕвгенийШидловский.

Сегодня в городе работают 40 современных мусоровозов с системой навигации и контроля. Водители фиксируют состояние площадок до и после уборки, а отдел мониторинга следит за качеством работы. В ближайшее время планируют закупить новые мусоровозы и перейти на цифровую платформу, которая позволит точнее отслеживать вывоз отходов.

Отдельное направление деятельности — экологическое просвещение. Например, акция «Сортируй, сдавай, экономь» позволила горожанам сдавать отсортированные отходы в специальные пункты и получать скидку на вывоз отходов. В некоторых случаях квитанции приходили с нулевым балансом. Инициатива вошла в число лучших федеральных практик «Зеленой премии».

Все большую популярность у архангелогородцев набирает акция «Подари елке вторую жизнь». В течение восьми дней сотрудники «ЭкоИнтегратора» собирали выброшенные новогодние елки, отправляли их на переработку, а полученную щепу передавали в приют для собак.

Отгоните автомобиль

Но в работе остается немало сложностей. Одна из главных проблем — переполненные контейнерные площадки. Часто мусоровозы просто не могут подъехать к ним из-за припаркованных автомобилей или снежных завалов. Например, во дворе дома на улице Гайдара, 25/1 зафиксировали более 300 случаев, когда техника не смогла забрать ТКО.

— Если водитель видит, что подъезд заблокирован, он сообщает об этом в ГИБДД. Но пока инспекторы дозвонятся до владельца авто, проходит слишком много времени. Учитывая плотный график, наши водители ждут некоторое время, а затем уезжают. В результате контейнерная площадка остается переполненной, — пояснил Евгений Шидловский.

Вместе с тем есть адреса, где стабильно скапливается много отходов, но добавить дополнительный контейнер нельзя — по нормативу четко определено количество контейнеров на число жителей.

— Некоторые организации пользуются контейнерами во дворах жилых домов, не заключая договор на вывоз отходов. По документам получается, что мусор здесь выбрасывают 100 человек, а фактически — 150. С такими уклонистами мы боремся, — подчеркнул Евгений Шидловский.

Кроме того, на ряде контейнерных площадок нет пандусов, что затрудняет работу водителей. Из-за этого контейнеры приходится сдвигать вручную, что приводит к поломке колес.

Также встречаются сложности с уборкой контейнерных площадок.Некоторые из них не закреплены за какой-либо управляющей компанией или ТСЖ, потому что в городском реестре официально этих мест накопления ТКО не существует. И таких неучтенных площадок у жилфонда сейчас 1037, еще 2138 — у юридических лиц.

А как же острова?

Одна из наиболее острых проблем в сфере обращения с ТКО — островные территории. Депутат городской Думы Александр Кузнецов уточнил, как организована работа в этом направлении.

— До мусорной реформы на островах были оборудованы исторические свалки. Сейчас их рекультивируют, а отходы вывозят: с Бревенника — ежедневно, с Хабарки –трижды в неделю, с Кего — дважды. Но в межсезонье добраться до островов проблематично, поэтому мусор накапливается, — ответил Евгений Шидловский.

Он добавил, что на островных территориях должны быть предусмотрены площадки временного хранения отходов. В качестве временной меры используются прочные мешки — биг-бэги, в которые складируют отходы. Но из-за длительного периода межсезонья этого бывает недостаточно.

— Весной, когда грузоподъемность переправ снижается, мы вынуждены приостанавливать вывоз. Нам иногда предлагают использовать для этих целей обычные «Газели», но из-за требований к лицензированию это сделать нельзя. В период распутицы мы готовы вывозить отходы даже вертолетами, но тогда тариф будет неподъемным, — сказал Евгений Шидловский.

Новые подходы

Депутат Михаил Орлов озвучил проблему захламленности территорий возле контейнерных площадок. Часто мусор из контейнеров вытаскивают животные, отходы выдувает ветром.

Председатель Архангельской городской Думы ИванВоронцов предложил обратить внимание на заглубленные контейнеры, которые используют в Ненецком автономном округе. Они решают проблему рассыпающегося мусора, а выгружают их машины с манипулятором.

— Мы покупаем одни из наиболее доступных контейнеров, чтобы устанавливать их в большем количестве мест. Заглубленные требуют особой инфраструктуры, но, если она появится, мы готовы их вывозить, — сказал Евгений Шидловский.

Он также добавил, что подобная практика используется в Плесецком округе, а мусоровозы компании имеют необходимые технические возможности. Глава Архангельска ДмитрийМорев поддержал эту идею и предложил начать с муниципальных контейнерных площадок.

— В качестве эксперимента мы готовы установить несколько заглубленных контейнеров. Если они хорошо себя зарекомендуют, а территория рядом станет чище, то можно постепенно переводить и другие площадки на новый формат, — сказал Дмитрий Морев.

За пять лет мусорная реформа изменила сферу обращения с отходами в Архангельске: внедрены современные технологии, улучшено взаимодействие с жителями, развиваются экопрограммы. Однако нерешенных вопросов еще много — от переполненных контейнеров до вывоза мусора с островов. Дальнейшее развитие системы потребует не только технических решений, но и слаженной работы всех участников процесса — от регоператора до городских служб и самих горожан.

Александр Гавзов