В студии радио «Поморье» на эту тему говорили начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Архангельской области Иван Распутин, заместитель министра связи и информационных технологий Поморья Андрей Проскуряков и начальник отдела информатизации министерства Антон Боярко.
— Как организована профилактическая работа по предотвращению интернет-мошенничества и дает ли она эффект?
И. Распутин: Предупрежден — значит вооружен. Всегда лучше предотвратить преступление, поэтому мы регулярно проводим масштабные информационные кампании о видах интернет-преступлений и способах защиты от них. Мы задействуем все доступные ресурсы, чтобы обеспечить максимальный охват граждан. Но, к сожалению, практика показывает — больше 95% потерпевших, обратившихся с заявлениями в органы внутренних дел, в той или иной степени были знакомы с информацией об интернет-мошенничестве.
Ответ обычно такой: «Я все знал, но никогда не думал, что меня можно обмануть». То есть, когда человек знакомится с профилактическими материалами, все кажется очевидным, алгоритм элементарный — не отвечать на звонки с незнакомых номеров, прекратить разговор при любом подозрении.
Тем не менее пострадавшие от действий мошенников — не редкость. Но в этом году впервые за долгое время зафиксировано сокращение количества зарегистрированных преступлений в этой сфере. В январе таких преступлений зарегистрировано 267, это на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но сумма ущерба по-прежнему большая — 130 миллионов рублей. А за прошлый год жители нашей области отдали интернет-мошенникам 1,3 миллиарда рублей.
— Если у человека нет Интернета, он не зарегистрирован на «Госуслугах», у него нет банковских карт — могут ли мошенники оформить на него кредит?
— Нет, не могут. Нужно личное присутствие при оформлении кредита. И это, кстати, одна из распространенных мошеннических схем, когда звонят от имени банка, сообщают об утечке персональных данных и говорят, что для того, чтобы якобы избежать оформления кредита, нужно пойти в ближайшее отделение банка, оформить максимально возможный кредит на свое имя, а полученные деньги перевести на так называемый «безопасный» счет.
— Андрей Сергеевич, как можно защитить персональные данные?
А. Проскуряков: Само понятие «персональные данные» четко определено законом. Это любая информация о человеке, которая на него указывает и при этом определяет конкретное лицо. Например, фамилия, имя, отчество могут быть одинаковыми у разных людей. Но если мы их берем в комбинации с датой рождения, местом проживания, то человека можно идентифицировать с высокой точностью. То есть такие сведения являются персональными данными. Именно подложная идентификация является основой для совершения преступлений, а она возможна при получении доступа к персональным данным. Поэтому к информации об этих данных нужно относиться серьезно и ответственно.
— Как персональные данные могут попасть к злоумышленникам?
— Техническая возможность защиты информационных систем, сайтов постоянно совершенствуется. Те же «Госуслуги» практически невозможно взломать. Поэтому мошенники переходят от взлома сайтов к «взлому» самого человека, тому, что называется социальной инженерией, пытаются получить персональные данные непосредственно у их носителя — физического лица.
Граждане сами предоставляют свои данные, и мошенники используют их для авторизации. Поэтому профилактика и информирование граждан, формирование навыков безопасного цифрового поведения сейчас в приоритете.
— Антон Вячеславович, если говорить о несовершеннолетних, то какие мошеннические схемы в отношении детей сейчас наиболее распространены?
А. Боярко: Дети и подростки часто становятся жертвами мошенников с силу особенностей возраста, они более доверчивы, чем взрослые.
Первая схема — это фишинг — предложение получить бесплатные подарки либо бонусы в обмен на личные данные, участие в различных «конкурсах», сборах средств на «благотворительность», мошенничество с игровыми аккаунтами, продажа аккаунтов, обмен виртуальными игровыми вещами. Затем — прямое вымогательство через социальные сети и мессенджеры, кибербуллинг.
А. Проскуряков: Дети подвержены кибербуллингу, то есть травле в социальных сетях, в значительно большей степени, чем взрослые. Они более поддаются анонимным выпадам в их сторону.
Помимо завладения денежными средствами через получение доступа к персональным данным целью кибербуллинга может быть шантаж ребенка для вовлечения его в преступную деятельность. Самое главное — чтобы ребенок не боялся рассказать родителям о том, что происходит. Это главное правило, которое помогает предотвратить преступления.
— Иван Алексеевич, насколько удается противостоять такого рода преступлениям?
И. Распутин: Прежде всего это оперативная работа по выявлению технических средств, используемых преступниками.
Например, в прошлом году в нашей области было пресечено использование преступниками двух сим-боксов, то есть устройств, которые позволяют осуществлять переадресацию звонков, поступающих из-за рубежа, и переформатировать их как звонки из России. На федеральном уровне действует специальная система «Антифрот», позволяющая отсекать нежелательный интернет-трафик, в том числе вызовы из-за пределов Российской Федерации. Активно в эту работу вовлечены операторы сотовой связи, которые также обязаны не допускать проникновения в их сети нежелательного трафика. Проводится работа и в банках, чтобы на этапе оформления кредитов по характерным признакам, а это прежде всего постоянное общение по телефону, выявлять граждан, действующих под контролем мошенников.
Есть примеры в нашем регионе, когда удавалось пресечь преступления на несколько миллионов рублей. Граждане тоже помогают сотрудникам полиции, и у нас были случаи, когда бдительные прохожие предотвращали такие мошеннические действия в отношении других граждан.
— Удается ли поймать самих преступников?
— Примеры задержания мошенников есть. Имеются раскрытые преступления, которые были совершены в 2022 году: в Санкт-Петербурге установлен и задержан злоумышленник, обманувший архангелогородца. Есть перспектива на раскрытие нескольких серий дистанционных преступлений, подозреваемые уже установлены, ведутся оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия.
— Техническое оснащение злоумышленников совершенствуется, разрабатывают и новые схемы?
А. Проскуряков: Любая технология будет работать на добро в руках хороших людей и будет использована во зло плохими людьми. Это касается и технических средств, и программного обеспечения.
И. Распутин: Сейчас у нас максимум заявлений от граждан, попытавшихся заработать на торговле на фондовых биржах. Схема достаточно простая. Потерпевшие либо сами находят объявления о «выгодном» вложении денежных средств, либо реагируют на предложения от мошенников о быстром заработке.
Доверчивым гражданам предлагают вложиться в криптовалюту, в доллары, в ценные бумаги. Так называемые «персональные брокеры» убеждают под их «чутким» руководством перевести денежные средства, при этом никто не предлагает торговать на зарплату — сразу стимулируют оформить кредит.
Характерный признак этой схемы: человека убеждают установить на смартфон специальную программу, которая имитирует биржевые торги и с помощью которой он якобы самостоятельно может в них участвовать. Он вкладывает сначала небольшую сумму, на экране видит рост, якобы прибыль. И уже затем ему предлагают взять большой кредит и вложить его. После перевода средств вывести
якобы полученный доход и вернуть деньги уже не удается.
Наиболее доверчивым предлагают оформить страховку для получения прибыли, то есть перевести дополнительные деньги. Или вот пример более изощренной схемы — нужно привести еще одного человека, для того чтобы получить свой процент, происходит повторное мошенничество в отношении еще одного лица.
Еще раз подчеркну — не отвечайте на любые звонки с незнакомых номеров. Если решили ответить — помните и повторите для себя: сейчас меня могут обмануть!
— Как защитить себя от таких угроз?
А. Проскуряков: Важно понимать, что риск существует всегда. Нужно критически относиться к тому, что происходит. Почувствовали любую угрозу или какое-либо сомнение — сразу положили трубку.
Что касается цифровой гигиены и персональных данных: принимая решение о передаче кому-либо персональных данных, вы должны понимать, что утратить их можете не только вы, но и тот, кому вы их передали. Например, скан паспорта в турагентстве могут украсть. Таким образом, чем большему количеству лиц вы передали свои персональные данные, тем выше риск их утраты и попадания к мошенникам.
Далее — использование сложных и надежных паролей и двухфакторной идентификации. Затем — информирование окружающих. Если вы узнали о какой-либо мошеннической схеме — расскажите о ней родным, близким друзьям.
Все смс-сообщения с временными кодами приходят с подписью: «Только для вас». Это не просто так, они действительно только для вас. Также необходимо выработать у себя привычку перепроверять ссылки, которые поступают вам в мессенджерах, личных сообщениях, по электронной почте. Сайты-подделки — это типичная схема для получения персональных данных.
Например, любое уведомление сайта «Госуслуги» дублируется в «Личном кабинете», можно зайти и проверить. И нужно помнить, что никогда государственные и финансовые организации не будут требовать от вас выполнения действий, смысл которых вы не понимаете.
Соблюдение этих правил примерно на 80% гарантирует вашу безопасность от мошенников.
— А для детей есть специальные правила?
А. Боярко: Правила не сильно отличаются от тех, что применяются взрослыми. Главное — это доверие между родителями и детьми, открытое обсуждение этих вопросов в семье.
Мы проводим большую работу с ребятами в живом диалоге.
С этого года совместно с департаментом образования администрации Архангельска в школе № 45 мы реализуем проект IT-классов — проводим обучение правилам поведения в Интернете, кибербезопасности. Планируем расширить этот проект и распространить его на другие школы, разработать специальные методические пособия с актуальными рекомендациями.