Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В этом году пароходу-теплоходу «Коммунар» исполняется 85 лет

09.04.2025 12:12
В Северном морском музее можно увидеть модель речного «труженика» на момент его рождения в 1940 году.

Напомним, сегодня судно принадлежит Северному морскому музею, к 2026 году на борту будет создан выставочный зал и мемориальная экспозиция.

Ну, а пока все желающие могут рассмотреть его в миниатюре: в год юбилея «труженика» известный архангельский судомоделист Виктор Нечеухин построил модель парохода в масштабе 1:50 на период его спуска на воду в июне 1940 года.

Архангельск. Пристань

История речных трамвайчиков началась в Архангельске в конце XIX века. В это время в наш город прокладывают железную дорогу, соединяя его с Вологдой.

Паровозы прибывают на левый берег — даже ж/д станция, как известно, называлась «Архангельск. Пристань». Выходя из поезда, пассажиры отправляются на причал, чтобы переправиться на правую сторону Двины. Первым судном, выполнявшим эту миссию, был пароход «Москва». Вплоть до строительства в 1964 году ж/д моста все, кто прибывал в столицу края, попадал в город с реки.

— Один из первых, кто понял золотую жилу речного легкого пароходства, был купец первой гильдии Яков Макаров, человек состоятельный, предприимчивый, и, конечно, он не мог упустить такую историю, как регулярные перевозки с левого берега. В Выборге он заказал несколько типовых пароходов, — рассказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

Эти суда в Архангельске получат название «макарки» — на старых снимках видно, как в активную навигацию ими буквально кишит Северная Двина. По словам директора Севмормузея, в каком-то смысле это можно сравнить с движением в венецианских каналах — без пароходов полноценное существование Архангельска было невозможно.

Однако острой оставалась проблема переправ в межсезонье. Шуга и тонкий лед не давали речным трамвайчикам передвигаться по Двине. Чтобы обеспечить перевозки в этот период, решено было построить суда ледового класса — «Коммунар», а затем «Балхаш».

Сколько лет старичку?

2 июня 1940 года «Коммунар» вышел в свой первый рейс. Рассказывая о новом пароходе, газеты писали: «Главная машина установлена со старого судна».

— Что за старое судно? «Коммунар» сделан по образцу «макарки» № 9, которая построена на «Красной Кузнице». Если посмотреть списки судов 30-х годов, мы также встретим там пароход «Коммунар» и даже увидим его на иллюстрации в газете «Правда Севера» 1935 года, — рассказывает Евгений Тенетов. — На том «Коммунаре», который упоминался в 30-е годы, стояла паровая машина 1896 года, изготовленная на заводе в Выборге. Получается, что со старого судна на новое переставили котел, рулевое управление и даже штурвал. И, видимо, чтобы не менять регистровые документы, оставили название «Коммунар».

Такая же история произошла с колесным пароходом «Гоголь»: корпус, которой мы сейчас лицезрим, — постройки 1940 года, а машина — 1911-го, по которой и считают возраст колесника.

— Получается, мы возраст «Коммунара» можем смело считать с 1896 года, — рассуждает Евгений Тенетов.

К слову, штурвал 30-х годов сохранен до сих пор — он также представлен в Севмормузее.

Трансформации 

Как выглядел «Коммунар» на момент спуска на воду: открытая верхняя палуба с деревянными скамейками, похожими на парковые, закрытая нижняя палуба, деревянная неотапливаемая рубка.

На знаменитой фотографии известного фотографа Семена Фридлянда, которую он сделал для журнала «Огонек» в 1958 году, хорошо видно, как судно пристает к пристани. Чем примечателен снимок?

— «Коммунар» перестроили в теплоход в 1962 году в Великом Устюге. Но на фото он еще пароход, однако не такой, как изначально. Построен крытый кормовой салон, есть утепленная металлическая рубка, радиомачты, — рассказывает директор музея. — Получается (в документах мы пока найти этого не можем), свою архитектуру судно изменило еще до реконструкции 1962-го.

Следующий капремонт «Коммунар» проходил на Архангельской РЭБ флота в 1982 году — именно тогда он получил тот внешний вид, который сохранил до наших дней.

Последний рейс речной «труженик» совершил в 2019 году. А затем встал на вечную стоянку у причала Северного морского музея. Проект музеефикации судна осуществляется при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина.

— Зимой велись демонтажные работы, с установлением плюсовой температуры можно будет проводить отделочные. Рубку мы реконструируем по образцу 50-60-х годов, вернем туда родной штурвал. А кормовой салон станет выставочным залом под разные проекты, встречи летнего формата, посвященные теме реки, истории пассажирского сообщения, — поделился планами Евгений Тенетов.

Новая, музейная жизнь «Коммунара» начнется в мае 2026 года. Достойная пенсия для речного «труженика».

Наталья Захарова