Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В Архангельске работает «Мужская школа», где мальчиков учат быть сильными

10.04.2025 10:03
Ее в 2019 году основал профессиональный педагог, отец пятерых мальчиков и тренер по кудо Виталий Ковалев.

Здесь учат не только дисциплине и полезным навыкам, но и умению слышать себя, справляться с трудностями, брать ответственность и становиться настоящими мужчинами. Все это без лекций, оценок и морализаторства — навыки передаются через игру, работу в мастерских и походы в лес при любой погоде.

Виталий Ковалев
Виталий Ковалев

— Как вы пришли к идее создать «Мужскую школу»?

— К тому времени у меня уже было трое сыновей, и я задумывался над тем, что их нужно воспитать настоящими мужчинами. Имея большой тренерский опыт, я понимал, что быть физически сильным — это не значит быть мужчиной. Для полноценного воспитания необходима мужская среда, где ребята могли бы общаться с разными мужчинами и перенимать от них важные навыки.

Вынашивая эту идею, я изучал много педагогических практик, посещал обучающие программы и общался со специалистами. Спустя время появилось четкое понимание, что необходимо делать, и вместе с другом-психологом мы решили создать «Мужскую школу».

— В чем, по-вашему, главная потребность мальчиков в процессе воспитания?

— Нужен мужчина. Настоящее мужское начало. Зачастую отцы, даже живя в семье, не могут уделить достаточно времени ребенку. Многие приходят уставшие после работы, и у них не остается сил ни на какие игры. Кроме того, где в системе образования присутствует мужчина? В школе — минимум, в детском саду — почти нет. Ребятам попросту не с кого брать пример и вести себя как мужчина. В нашем пространстве эту важную роль выполняют наставники.

— Они проводят лекции в стиле «Как стать мужчиной»?

— Ни в коем случае! У нас нет никаких лекций, отметок и морализаторства. Все наши наставники искренне переживают за каждого своего воспитанника. Они работают над созданием комфортной атмосферы, в которой удобно проявлять себя, делиться своими мыслями, а также учиться преодолевать трудности. Наставники помогают, подсказывают, направляют, но не делают за ребенка. Мы не учим «как надо жить», мы помогаем мальчикам самим в этом разобраться. Главная цель — развитие критического мышления, понимание себя и своего места в мире.

И цветок выпилить, и трицикл собрать

— Раньше детвора играла на улицах в догонялки и вышибалы. А сейчас все чаще предпочитает проводить время в смартфоне. Что с этим делать?

— Одна из задач «Мужской школы» — вернуть детей в реальный мир.

Мальчики намного лучше познают мир через физическую активность. В ходе игр у них периодически возникают конфликтные ситуации, которые отражают их поведение в обществе. После подвижных игр мы садимся в круг и подробно разбираем случившееся. При этом мы не ведем назидательную лекцию, а просим ребят делиться своими внутренними ощущениями. Это помогает им лучше понять самих себя и окружающих.

— Ребята также могут поработать в мастерских.

— Да, они знакомятся со слесарным, столярным, печным делом, авиамоделированием и резьбой по дереву.

Мы не стремимся сделать из ребят слесарей: для этого есть профучилища. Наша задача — дать мальчикам возможность попробовать разные направления ручного труда. Это поможет понять, к чему у них лежит душа, а также обучиться полезным навыкам, которые могут пригодиться в жизни.

Например, несколько лет назад наши воспитанники загорелись идеей собрать трехколесный мотоцикл. Один из них — Владимир Минаев — придумал модель, нарисовал все узлы на компьютере, собрал команду из парней и воплотил в жизнь свою мечту. Позже они даже возили этот трицикл на выставку в Москву, а сейчас он украшает холл нашей школы.
К слову, Владимиру это настолько понравилось, что он в дальнейшем решил стать наставником и теперь обучает ребят.

— Воспитанники сами выбирают, в какие мастерские ходить?

— Направления в мастерских меняются раз в три месяца: сначала ребята ходят на моделирование, потом резьба по дереву и так далее. Чтобы понять, что тебе понравится, нужно попробовать все. В ближайшее время мы запускаем курс «Мужчина в доме». На нем будем рассказывать, как устроена розетка, как починить сифон, заменить кран и так далее. Уверен, что нашим воспитанникам хотя бы раз в жизни пригодятся эти навыки.

— Собираетесь ли вы вместе за пределами школы?

— Один раз в месяц ходим в поход. Ребята получают навыки выживания: учатся разжигать костер, добывать дрова и ориентироваться в пространстве. Помимо интересного времяпровождения, это очень мощный инструмент формирования ответственности. Я считаю, что нельзя воспитать ответственного мужчину, не давая ему самому принимать решения и отвечать за возможные последствия.

Социальная нагрузка

Проект «Мужская школа» — это социальный бизнес, но вместе с тем его сложно назвать прибыльным. Виталий Ковалев признается, что помимо этого трудится на нескольких работах и очень часто вкладывает собственные средства, чтобы покрыть расходы.

— Важно понимать, что мы не заменяем ребятам отцов, наоборот. Мы приветствуем, если отец придет поиграть или сделать поделку вместе с сыном. Это прекрасная площадка, чтобы провести время со своим ребенком с пользой для него. А вот мам на занятия мы не пускаем. Это принципиально. На занятиях у нас присутствует исключительно мужская энергия, и это не обсуждается.

— Как можно оценить эффективность занятий?

— Если говорим про мастерские, то здесь все достаточно просто: есть готовое изделие и ребенок, который научился его делать. Но вот что касается повышения ответственности и формирования личных качеств — тут несколько сложнее. Для этих целей мы настоятельно рекомендуем ребятам вести свой дневник, в который они записывают свои мысли, чувства и наблюдения. Разговор с собой на бумаге — очень полезный инструмент, который использовали многие великие люди. Потом всегда можно перечитать свои старые записи и понять, как ты изменился.

— Есть ли у вас льготы на занятия?

— У нас есть индивидуальный подход, и каждый отдельный случай обговаривается лично. Например, дети участников СВО старшей возрастной группы занимаются здесь бесплатно. Но есть одно условие: первое пропущенное занятие без уважительной причины лишает всех бонусов.

— Проводите ли вы социальные проекты?

— Мы дважды выигрывали губернаторский грант с проектом «Равный учит равного» и проводили занятия для детей из социальных центров. Главная особенность проекта — вместе с наставником ребят обучали наши воспитанники. Одно дело, когда взрослый говорит со своей позиции, но совершенно другое, когда ровесник рассказывает, как надо делать. К тому же, если воспитанник дошел до уровня, когда может обучать других, значит, он на 100% понял материал.

Также мы проводили большой выездной фестиваль в прошлом году «Мужчина в деле». 15 наставников проводили мастер-классы для детей из социальных центров и детских домов Архангельска, Северодвинска, Приморского, Плесецкого и Онежского округов. Всего новым навыкам обучилось около 160 детей.

— Не планируете ли открыть направление для девочек?

— С сентября у нас начала работу «Школа для девочек». Занятия ведет моя супруга Анна Ковалева, заведующая терапевтическим отделением в седьмой больнице. Девочки собираются дважды в неделю: занимаются рукоделием, творчеством, учатся готовить. После занятий они устраивают себе особую атмосферу — они гасят свет и зажигают свечи. В такой обстановке они пьют чай и разговаривают по душам. В планах — приглашать гостей, которые будут более подробно раскрывать темы ухода за собой и прочее.

— Как вы видите будущее школы?

— Хочется, чтобы такие «мужские школы» появлялись в каждом городе. Чтобы мужчины брали на себя ответственность: за семью, за дом, за улицу. Я искренне верю, что, если каждый мужчина возьмет на себя ответственность за окружающую территорию и наведет красоту в радиусе хотя бы полкилометра, мир станет другим. К сожалению, нынешних взрослых уже не поменять, но мы можем зародить такие мысли у подрастающего поколения.


Поработал — убери за собой

Александр Кабичев, наставник «Мужской школы» по столярному делу:

— Наши младшие воспитанники как стайка воробушков: не сидят на месте, им сложно концентрироваться. Но обучение опрятности и порядку мальчишки должны впитывать с самого раннего возраста. Поэтому перед каждым занятием мы повторяем правила поведения в мастерской. Аккуратность в делах, аккуратность в мыслях, аккуратность в поступках очень важны.

Также мы объясняем ребятам, что нужно не только мастерить, но и быть бережными с инструментом, содержать в чистоте мастерские, рабочие места. Да, мы частенько задерживаемся, и родителям приходится терпеливо ждать. Ведь подметать опилки и поднимать кучу древесной пыли — это не только веселая забава, но и формирование полезной привычки.


Принести домой камин

Алексей Алексеев, наставник «Мужской школы» по печному делу:

— На наших занятиях ребята собирают модели печек из маленьких кирпичей. И это не просто интересный навык и возможность почувствовать себя строителем. Мы даем порядовку — это схема с обозначениями кирпичей: целые, половинки, четвертинки. Объясняем, как ее читать, как ориентироваться. Те, кто уже не в первый раз, сами все собирают по чертежу. Иногда только спрашивают совета, как подрезать кирпич или как правильно наносить раствор.

Делаем не только классические печи, но и небольшие, аккуратные камины. Многие забирают их домой — ставят на видное место, а внутри зажигают свечу. Кирпич нагревается, и от печки идет настоящее тепло. Получается очень душевный элемент интерьера, который приносит свет в дома этих ребят.

Многие делают такие камины в подарок бабушкам или родителям на день рождения. Такой необычный подарок точно никто не ожидает.

Александр Гавзов